ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ Компанцева И.А., зам.дир по НДВ г.Алматы, Аксай-4, ГУ гимназия № 132 конт. тел.2237888 Престиж школы определяется взаимоотношениями педагогов с учащимися и родителями. В нашей гимназии взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании и доверии. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. С 2001 года одним из главных направлений гимназии является нравственно-духовное воспитание, основной задачей которого является развитие способностей каждого ребёнка к самосовершенствованию, его стремлению к истине, к добру, к пониманию ценностей культуры и общечеловеческих ценностей. Автор курса «Самопознание», президент фонда «Сара Алпыскызы Бобек» С. А. Назарбаева в своих книгах пишет: «Современное общество нуждается в возрождении человеческих ценностей, таких как милосердие, сострадание, терпимость, любовь… Вот почему во всей своей деятельности, в программах созданного мною фонда «Бобек», я стремилась объединить усилия тех, кто хотя бы в малейшей степени причастен к воспитанию детей…» /1, с.6/ Система образования всегда являлась не только образовательным инструментом государства, но и, что немаловажно, воспитывающим. Именно на школу возлагалась задача формирования и укрепления системы нравственных ценностей учащихся и мировоззрения в целом. Изменения в социально-экономическом устройстве общества потребовали кардинального пересмотра и изменения образовательной политики в вопросах воспитания подрастающего поколения. К сожалению, на данный момент процесс обучения вытеснил из школы целостный воспитательный процесс. На практике считалось, что достаточно вооружить Ребенка знаниями, умениями и навыками и этот образовательный багаж каким-то таинственным образом должен трансформироваться в высокогуманную систему нравственно-духовных ценностей. Наши ученики считают, что урок самопознания помогает улучшить взаимоотношения с одноклассниками, учителями, выстраивать более доверительные отношения с родителями. Ребятами в ходе анкетирования неоднократно отмечалось, что с учителями-предметниками, которые ведут ещё и уроки самопознание, гораздо легче находить общий язык и понимание. Учителя самопознания тесно сотрудничают с родителями, создавая единое воспитательное поле, где общечеловеческие ценности являются основой жизни. Понимая всю важность нравственно-духовного воспитания, развития у детей способностей жить в гармонии с другими людьми, мы понимаем и то, что это возможно только в тесном сотрудничестве с родителями. Родители учащихся принимают активное участие в коллективных творческих делах: утренниках, концертах, праздниках. Родители - активные помощники на школьных субботниках и в акциях по благоустройству и озеленению пришкольной территории. Хочется отметить, что формирование родительского коллектива - одно из самых сложных дел в работе педагогов, но без решения этой задачи воспитание учащихся почти невозможно. Ребёнок, прежде всего, должен осознавать себя членом своей семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином Казахстана и только потом - жителем планеты. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьёй. Семья - это среда, способствующая раскрытию чувств изнутри. И хорошее и плохое выходит наружу. Семья даёт нам ежедневное развитие нравственного чувства. Еще великий философ-гуманист М.Монтень заметил, что «Да, итог воспитания родителями своих детей может быть разным: печальным или радостным. В большей мере это зависит от самих родителей – какими целями и ценностями они руководствовались, какой стиль общения и взаимодействия с детьми являлся основополагающим, какие воспитательные методы и приемы они использовали, какое место занимали в их жизни. Чтобы не потерять ребенка, важно не потерять его доверие и веру в родителей как людей, искренне и бескорыстно любящих, честных по отношению к детям, которые не только полезны, но и щедры своим духовным богатством». /2, с.117/. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова. Но сегодня она требует творческого дифференцированного подхода к семье. Содержание учебной программы «Самопознание» предполагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания. Мы видим, как взрослые люди на наших уроках и встречах меняют свои взгляды на воспитание, другими глазами смотрят на своих детей - это результат живого общения. Обсуждая результаты анкет, мы вместе с родителями понимаем, как важно каждому из нас быть Человеком с большой буквы, как важно постоянно работать над собой, своим Самообразованием, Самосовершенствованием, Самопознанием. Изменить мир мы не можем, но жить в гармонии с окружающим надо научить себя и детей. На начальном этапе проведения эксперимента восприятие нового предмета учащимися было неоднородным. Учащиеся с восторгом встретили отличие «Самопознания» от других дисциплин: • отсутствие оценок; • новое содержание и необычное построение урока; • роль учителя и ученика на уроке; Ребята искренне восприняли курс «Самопознание» и выделяли его среди прочих дисциплин, отмечая, прежде всего: • возможность высказаться и быть выслушанным учителем и аудиторией; • понимание психологических механизмов различных жизненных ситуаций; • помощь данного курса в построении взаимоотношений с собой и миром; • возможность задуматься над нравственно- этическими проблемами и решить их для себя; • обратить внимание на свои человеческие качества и задуматься о своем месте и роли в мире; В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты: ● изменился в большинстве случаев стиль общения учащихся и учителей, особенно у начинающих педагогов и молодых специалистов; ● возникли личностные изменения учителя; ● появилось новое направление для внеклассной работы; ● осознанны возможность и необходимость интеграции курса «Самопознание» в другие учебные дисциплины; ● появился эмоциональный подъем; ● легче стало общение с учащимися, особенно подросткового возраста; ● улучшится контакт классного руководителя с классом; ● возросла продуктивность урока; Объективные причины послужили толчком к просветительско-пропагандистской работе с родителями по курсу «Самопознание». В школе организована просветительская работа с родителями через собрания, анкетирования и беседы. Программа духовно-нравственного образования «Самопознание» - основа формирования саморазвивающейся личности. В современных условиях социально-политических реформ в обществе важная роль отводится активной личности, способной самостоятельно и творчески решать проблемы взаимодействия со средой. Жизнь ребенка только тогда может быть полноценной, когда он чувствует себя не просто «опекаемым», а активным «деятелем», открывающим новые горизонты жизнедеятельности. Индивидуализация образования позволит раскрыть мощный творческий потенциал в системе «педагог - ребенок - родители». Литература: 1. Назарбаева С.А. Путь к себе. Издательсво Атамұра, 1999. 2. Монтень М. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
|