Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Цель: побеседовать о том, какую роль играют семья и школа в становлении личности ребенка, выяснить, какими законами должна руководствоваться семья при воспитании ребенка. Ход занятия Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Закон семьи 2. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать скучных проповедей. Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону. Просмотр видеоролика «Иногда слово убивает» Закон семьи 3. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка. Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Закон семьи 4. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя». Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно. Закон семьи 5. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею. Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель. Закон семьи 6. Закон культивирования в семье положительных привычек. Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры — модель для подражания и активного использования в жизни. Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребёнка: чрезмерной роскоши и ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. Закон семьи 7. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми. Закон семьи 8. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений. Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи этим родители должны: остерегаться слишком чувственной обезьяньей любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути? Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь 1."Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". (Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению) - "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!". 2."Горе ты моё!" (Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителям) - "Счастье ты моё, радость моя!" 3."Не твоего ума дело!". (Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями) -"А ты как думаешь?". 4."Ты совсем, как твой папа (мама)…". (Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя) - "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". 5."Не кричи так, оглохнешь!" (Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность)- "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". 6."Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". (Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей) -"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". 7."Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" (Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм) -"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". 8."Уйди с глаз моих, встань в угол!" (Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность) -"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" 9."Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" (Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги) -"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". 10."Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". (Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях) -"Как ты мне нравишься!". 11."Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". (Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность) -"Смелее, ты всё можешь сам!". 12."Всегда ты не вовремя подожди…". (Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение) -"Давай, я тебе помогу!" 13."Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". (Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности) -"Держи себя в руках, уважай людей!". Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! Просмотр социального видеоролика «Мама». | |
Просмотров: 834 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|