Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

"Семья, как много в этом слове"
Цель: побеседовать о том, какую роль играют семья и школа в становлении личности ребенка, выяснить, какими законами должна руководствоваться семья при воспитании ребенка.
Ход занятия
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе.
Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Закон семьи 2. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.
Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять
след в мыслях и душе воспитанника.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать скучных проповедей. Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.
Просмотр видеоролика «Иногда слово убивает»
Закон семьи 3. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Закон семьи 4. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

Закон семьи 5. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд — это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Закон семьи 6. Закон культивирования в семье положительных привычек.

Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры — модель для подражания и активного использования в жизни.

Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребёнка: чрезмерной роскоши и ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Закон семьи 7. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его
необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

Закон семьи 8. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений. Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи этим родители должны: остерегаться слишком чувственной обезьяньей любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей; создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь
1."Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". (Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению) - "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
2."Горе ты моё!" (Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителям) - "Счастье ты моё, радость моя!"
3."Не твоего ума дело!". (Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями) -"А ты как думаешь?".
4."Ты совсем, как твой папа (мама)…". (Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя) - "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
5."Не кричи так, оглохнешь!" (Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность)- "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
6."Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". (Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей) -"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
7."Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" (Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм) -"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
8."Уйди с глаз моих, встань в угол!" (Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность) -"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
9."Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" (Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги) -"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
10."Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". (Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях) -"Как ты мне нравишься!".
11."Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". (Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность) -"Смелее, ты всё можешь сам!".
12."Всегда ты не вовремя подожди…". (Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение) -"Давай, я тебе помогу!"
13."Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". (Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности) -"Держи себя в руках, уважай людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
Просмотр социального видеоролика «Мама».
Категория: Семья и школа | Добавил: Оксанoчка (2014-04-17) | Автор: Пушеова Оксана E
Просмотров: 834 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru