Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

«Детская агрессия. Её истоки...»
Родительское собрание «Детская агрессия. Её истоки...»
Человек обладает способностью
любить, и если он не может найти
применения своей способности
любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется
как бегством от собственной душев-
ной боли…
Эрих Фромм

Форма проведения: разговор по душам.
Задачи собрания:
-Обсудить с родителями причину агрессивности у детей
-Роль семьи в проблеме детской агрессии
- Найти возможные пути преодоления данной проблемы
-Вызвать у родителей желание по -новому строить взаимоотношения в своих семьях.

План:
1.Анкетирование учащихся
2. Осуждение результатов анкетирования.
3.Выступление детского психолога.
4.Работа родителей по группам.
5.Памятка для родителей по вопросам воспитания.

Ход собрания:
Вступительное слово учителя: Уважаемые родители! Мамы и папы! Тема нашей новой встречи посвящена проблеме проявления жестокости и агрессии у наших детей. К сожалению, эти явления живут как в взрослом мире, так и среди наших детей. Как бороться с проявлениями агрессии? Как мы, взрослые, можем помочь детям помочь преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить .Но сначала я хочу прочитать вам одну притчу «Мудрец и бабочка»
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом. И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца, загадав ему загадку, отгадать которую невозможно. Сказано- сделано. Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает: -Скажи, что у меня в руках? Мудрец отвечает: -Бабочка. –Правильно, а какая бабочка- живая или мёртвая? – спрашивает завистник, а сам думает: «Если ответит-«мертвая», я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет –«живая», я сам сожму ладони и раздавлю её» .Мудрец помедлил немного и ответил: «Всё в твоих руках!». Действительно, всё в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей!

Давайте разберёмся, что такое агрессия? Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности. Слово «агрессия» произошло от латинского слова «agressio», что обозначает «нападение», «приступ». Агрессия –это способ выражения гнева, протеста. В основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение у детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к внутреннему своему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
АНАЛИЗ АНКЕТ:( Заранее учителем проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми.)
А) каждому школьнику вручается бланк анкеты. Ребёнок должен закончить предложения:
Начало предложения: Окончания предложения:
1.Мама со мной ласкова…. Часто, иногда, редко, никогда
2. Папа со мной ласков….. Часто, иногда, редко, никогда
3, Мама на меня кричит…. Часто, иногда, редко, никогда
4. Папа на меня кричит….. Часто, иногда, редко, никогда
5. Мама может меня шлёпнуть,
ударить…. Часто, иногда, редко, никогда
6. Папа может меня шлёпнуть,
ударить…. Часто, иногда, редко, никогда
Б) Анализ рисунков «Несуществующее животное» (Цель: узнать черты характера, внутренние страхи, комплексы, наклонности).
Наблюдая за детьми, учитель отмечает особенности агрессивных детей. Такие дети:
-часто теряют контроль над собой
-часто спорят со взрослыми
-часто отказываются выполнять правила
-часто винят других в своих ошибках
-часто сердятся и отказываются сделать что-либо
-часто завистливы и мстительны
-чувствительны, очень быстро реагируют
Становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье.
МИНИ-ТЕСТ.
УЧИТЕЛЬ: В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к матери. Предлагаю вам дома провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребёнок? Если ваш ребёнок выбирает место рядом вместе с мамой, папе следует призадуматься о своём отношении с ребёнком, и наоборот, если ребёнок выбрал место возле папы, пусть задумается мама. Если ребёнок сел между родителями –радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребёнок садится отдельно, куда-то в угол, - вашему мальчику или девочке одиноко рядом с вами. Уделите значительно больше внимания и любви!
Разговор с родителями: Уважаемые мамы и папы! Я бы очень хотела поговорить с вами по душам. А начать хочу с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребёнка?» Кто-то говорит, что любить своего ребёнка- значит заботится о нём, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи. А я думаю, что надо чаще говорить «Я тебя люблю!» Именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст самых близких людей. Это очень важные слова, они питают всё существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз. Что значит принимать ребёнка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется – это верно. Но, бывает, настолько что трудно поверить, что он для родителей- в радость. Если вы видите своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно , он сам отойдёт. При этом ни в коем случае не похлопывайте по спине и не поглаживайте, будто бы «всё это такие мелочи….»Вы просто его обнимайте. Или посидите рядом, подержав его за руку. Рекомендуется обнимать ребёнка несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Чтобы ребёнок развивался интеллектуально - 12 раз в день! И между прочим не только ребёнку, но и взрослому! Ребёнок должен знать, что его родители всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Выступление детского психолога:
Вернёмся к теме нашего разговора и выявим причины детской агрессии. Итак: 1.Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения. Если
ребёнок ежедневно видит агрессию дома и это считается нормой данной семьи, то это накладывает отпечаток на поведение ребёнка. Крики, ругань. хамство в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упрёки в повседневной жизни – всё это порождают жестокость и агрессивность по отношению к другим.
2.Если в семье отсутствует доброе чувство юмора.
3.Если родители негативно отзываются об учителях, одноклассниках, навязывают свои противоречивые высказывания ребёнку, то это способствует раздражительности , озлобленности и против родителей, и против педагогов, и против сверстников…
4.Если семья помогает ребёнку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности. Помните, уважаемые родители, неприятие ребёнка, наоборот, стимулирует детскую агрессивность, вызывает одиночество, отсутствие желания общаться, решать конфликты мирным путём.
5.Если в вашей семье культивируются телепередачи с элементами насилия и жестокости: фильмы-ужасы, боевики, и т. д..
6.Поговорим о поощрении и наказании. Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковым словом. Наказание значимо, если оно:
-следует немедленно за поступком
-объяснено ребёнку
-не жестокое, хотя может быть суровое
-оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества
-не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности своего поступка
Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:
1) За что и почему родители оскорбляют и бьют своих детей?
2) Каковы последствия физического и психологического насилия над детьми?
3)Как обойтись без унижающих наказаний?
4)Если наказывать, то как?
Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:
а)проблемная постановка вопроса
б)выявление мнений
в)выступления от групп
Подведение итогов.
Учитель: Мы надеемся, что наш разговор вызвал у вас желание проанализировать и попытаться по-новому построить взаимоотношения в семье. И помните, что психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях. И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание – обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Помните важные и очень точные слова педагога В.А.Сухомлинского: «Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства….»
В заключении позвольте предложить вам памятку с рекомендациями по вопросам воспитания, связанным с темой нашего собрания.
ПАМЯТКА «Как предупредить детскую агрессивность»
1.Учитесь слушать, слышать и понять своего ребёнка.
2.Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
3.Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
4.Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Не проявляйте раздражительности, терпеливо разъясняйте суть своих требований.
5.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований.
6.Не действуйте сгоряча!
7.Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ваш ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?
8.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
9. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.

Литература:
1.Амоннашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.,1995.
2.Алексеева А Н., Стреляный А.И. Азбука нравственности. -М., 1983.
3.Вангер А.Л. Психологические рисуночные тесты. –М., 2004.
4.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. –М.,2007.
5.Степанов Е.Н.Калейдоскоп родительских собраний.- М.,2003.
Категория: Семья и школа | Добавил: 1000katya (2014-10-29) | Автор: «Детская агрессия. Её истоки...» E
Просмотров: 916 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru