Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Р.А. Утешева классный руководитель 6 класса СОШ им.Ы.Алтынсарина Таскалинский район Западно - Казахстанская область Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого. Марк Аврелий Урок - тренинг для родителей на тему: «Семейное воспитание: Что обеспечивает успех развития ребенка в семье» «Воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание, действует воспитательно». Л.Н. Толстой. Современный ритм жизни, увеличение количества неполных и конфликтных семей, занятость родителей, низкий уровень их педагогической компетентности существенно влияют на изменение условий воспитания детей в семье. Это проявляется в обеднении и формализации контактов родителей с детьми. Исчезновение совместных форм деятельности, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу приводит к формированию неадекватной самооценки у детей, неуверенности в своих силах. Негативные формы самоутверждения в крайних случаях выражаются в социальной запущенности детей. В настоящее время ослаблена система просвещения родителей. Старые формы просветительской работы с ними в целях повышения уровня их готовности к семейному воспитанию детей утрачены, новые - только набирают силу. Идея педагогического просвещения как подготовки родителей к семейному воспитанию детей является в значительной степени важной и необходимой для педагогической науки, а так же для родительской общественности. Тренинги, проводимые в школах для родителей, повышают знания в вопросах семейной психологии и педагогике, помогают родителям оценить свой уровень педагогической культуры, понять, какие личностные качества способствуют, а какие – препятствуют грамотному осуществлению родительской роли. Здесь же на тренингах рассматриваются вопросы роли материнства и отцовства, способы решения проблем семейного воспитания, тех которые обычно вызывают у родителей наибольшие затруднения. Особое внимание уделяется духовно-нравственному аспекту семейного воспитания, родителям предлагаются методики, позволяющие сделать процесс изучения семейной истории увлекательным, грамотным, сплачивающим разные поколения семьи. Цель: системное обучение родительской общественности психолого-педагогическим знаниям по семейному воспитанию, помощь каждому родителю в повышении педагогической культуры, в осознании своих ценностных ориентаций, установок и ожиданий, своих родительских чувств и позиций и потому способных контролировать и корректировать те из них, которые могут помешать ребенку вырасти гармоничной личностью. Задачи: Повышение ответственности семьи за воспитание и развитие ребенка – формирование у родителей активной воспитательно-педагогической позиции; Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями для повышения их компетентности в области психического развития ребенка на определенных возрастных этапах; Повышение культурного уровня семьи, формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения. Оборудование: мультимедийное оборудование; бланки анкеты «Уровень педагогической культуры родителей»; диски с записями инструментальной музыки для релаксации; памятки для родителей. Организация пространства: до начала тренинга, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему тренинга; родители рассаживаются в произвольном порядке. Ход тренинга: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Я. Корчак 1. Уважаемые родители! Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: 'Жизнь состоялась!". Быть родителями – это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила. Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю его жизнь. Как много сердечного тепла было загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь и это умение не дается матерью-природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми Ведущий №1: «Что я получила от предков в наследство» 1.Что я получила в наследство от предков? 2.Что дала мне мать? 3.Что получила в наследство от отца? 4.Что оставлю своему потомству?! Отвечаем на вопросы, и пишем на бумаге свой ответы. Бумагу делим на 4. Видеоролик «Семья и Современность» Ведущий №2: Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа, мама, бабушка, дедушка и др. А теперь послушаем притчу… Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и одним селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился... Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил: -И все? -Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже. Предлагаю обсудить притчу! Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким! Ведущий №3 Минутки тишины: Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается красивая инструментальная музыка, и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд) после нарисовать каждого члена семьи в виде разных цветов и расказать о них. А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах. Видеоролик «Папа пригласи меня на вальс» Ведущий №3 Памятка для родителей Создание благоприятной семейной атмосферы Помните: оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?». Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Ведущий №4 Упражнение «Лучи солнца». Материалы: ватман, фломастеры. Нарисуйте солнце и 14 лучей на ватмане и напишите в центре имя любимого человека, детей, родителей и.т.д. На лучах напишите добрые слова обращения и пожелание . Ведущий №5 Наше занятие подходит к завершению. При помощи упражнения “Плодородный сад” мы определим ваш интерес к нашей встрече. На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых надо написать ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече? Затем присутствующие на тренинге развешивают яблоки на дерево с комментарием того, что понравилось или не понравилось вам в мероприятии и пожелания на будущее. | |
Просмотров: 1503 | Комментарии: 6 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|