Воспитание ребенка в семье. Очень часто мы слышим от родителей, что воспитанием ребенка должны заниматься детский сад и школа. А как же семья? Ведь семья – первый коллектив в жизни ребенка. И родители должны помнить о том, что в первую очередь в формировании развивающейся личности ребенка играет семья, а потом детский сад и школа. Но возникает вопрос: всякая ли семья является тем коллективом, который играет роль в воспитании ребенка тех моральных норм и качеств необходимых ему в жизни? Да и всякая ли семья является коллективом? Чтобы ответить на этот вопрос я хочу проанализировать роль семьи в жизни ребенка. Ведь семьи не похожи одна на другую, в каждой семье свой семейный уклад. Это и состав семьи, и материальное положение, и стиль внутрисемейных отношений, отношение к труду и многое другое. Все это в совокупности определяет условия жизни ребенка и особенности его воспитания. Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, чувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Вся жизнь взрослых - пример для маленьких. Поэтому первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Ребенок усваивает те убеждения, которые присущи их родителям или другим членам семьи. Ведь ребенок с рождения видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность. В дальнейшем происходит становление личности в тесной связи со всеми сферами жизни в семье, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традициями. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Главная социальная задача – это подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание. Следует выделить основные признаки, по которым можно судить, что семья - коллектив, способный решать данную задачу: социальная ценность семьи, единство требований к ребенку, правильные внутрисемейные отношения, семейные традиции, трудовая и эмоциональная атмосфера семьи. Необходимо помнить о том, что мы воспитываем не только тогда, когда внушаем ребенку понятия о добре и зле, объясняем, требуем. Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту, находясь рядом с ребенком. В воспитании участвует всё: наши дела, мысли, поступки, суждения, вкусы, потребности, т.е. вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. Подводя итог можно сказать, что не всякая семья является мерилом и примером для подражания для ребенка. Перед современной школой сейчас стоят большие задачи в плане воспитания развитой, социально активной личности, патриота своей страны, но все эти задачи школа не сможет решить без помощи родителей и семьи.
|