Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ? Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том: *Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие. *Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты. *Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка *Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях. КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ И РАБОТА С ЭТИМИ СЕМЬЯМИ. Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье вынуждены, заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений “ родители - дети”, “ родители - школа”. В режиме этой задачи выделяем два аспекта 1. Корректировка воспитания в отдельных семьях. 2. Работа с неблагополучными семьями. ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. 1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы: 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств. ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ. 1. . Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. 2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек. 3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может порадовать разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход. 4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. 5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими. 6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы. 7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. 8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами. Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ? 1 . Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3, Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. 1.Диагностика семейного неблагополучия. -наблюдения специалистов; -анкетирование детей и родителей; -опросники; -тесты; -интервью узких специалистов; -мини-консилиумы; -тренинги; -анализ документов; -анализ продуктов детского творчества; -сбор списков неблагополучных семей; -составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); -заявки семьи на оказание помощи; -анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. 2.Индивидуальная помощь неблагополучной семье. -советы по преодолению сложных жизненных ситуации; -консультации специалистов; -семейная терапия; -индивидуальные беседы; -индивидуальный социальный патронаж семей; -психотерапия; -родительские собрания на дому. 3.Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. -группы риска; -спортивные группы; -тренинговые группы; -консультирование; -семейные вечера. 4.Профилактика семейного неблагополучия. -родительский всеобуч; -ознакомление с психолого-педагогической литературой; -обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; -семинары для учителей и родителей; -лектории для подростков; -устройство на работу; -летний лагерь; -летняя площадка; -постановка на учет ОДН, BШK; -дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе. 5/Помощь общества неблагополучным семьям. -институт приемной семьи; -институт молодой семьи; -детские приюты; -акции милосердия; -акция помоги пойти учиться; -материальная поддержка; -привлечение спонсорской помощи; -обмен одеждой, бывшей в употреблении; -лишение родительских прав. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ. Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен: -Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друге другом. -Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным. -Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать. -Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку. Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье -детская безнадзорность и беспризорность. -побеги из дома. -половая распущенность. -правонарушения и преступная деятельность. -алкоголизм. -наркомания и токсикомания. Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи: • Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей. • Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. • Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью. БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ. 1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. ) 2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. ) 3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины) 4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания) 5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. ) Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. -Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. -Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию. -Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. -Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания. -Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей. -Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке. -Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре. -Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье. ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ. -Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. -Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели. -Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг. -Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. -Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи. -Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. -Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Типология неблагополучных семей. У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: -деструктивная семья -дисфункциональная семья -семьи группы риска -негармоничная семья Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: -социальной -правовой -материальной -медицинской -психологической -педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей). Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: - конфликтные семьи - проблемные семьи - асоциальные семьи - аморально-криминальные семьи - семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи 2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Семьи с открытой формой неблагополучия: -формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер -проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) -проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье -ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки семьи: -размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. -отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. -непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения. -низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. -недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости: -вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих -в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа -все поступки жены мотивированы страхом , тревожным предчувствием, ожиданием плохого. Дети в алкогольной семье: o оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи») o живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии») o ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?») o испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном). o наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям o испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому o испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им o слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. o испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением o заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка o пониженная самооценка, недостаток самоуважения o жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей Конфликтные семьи. Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение ДЕТИ В КОНФЛИКТНОЙ СЕМЬЕ. возможны 3 модели: 1.Ребенок – свидетель семейных конфликтов • испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками • необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности • душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям • агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей • капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики 2.Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей -напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом -и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку 3.Ребенок – орудие разрешения семейных споров -мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку -ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду. -у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым -проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита. Внутренне неблагополучные семьи. Недоверчивая семья: • повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности • слабые контакты с окружающими • нередки длительные конфликты с родственниками • в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка Дети в недоверчивой семье: -у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям -подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками -конфликты с учителями и воспитателями -непризнание детьми ошибок и собственной вины -трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха. Легкомысленная семья. -отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем -склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны -семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). -семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты Дети в легкомысленной семье: -вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами Хитрая семья. -ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех -часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам -стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых -к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение Дети в хитрой семье: -полностью перенимают взгляды взрослых -у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся! Семьи, ориентированные на успех ребенка: -ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо) -упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов -у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи -срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома) Псевдовзаимные семьи: -поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют Псевдовраждебные семьи: -наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье: -ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным -проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование Семьи известных людей: -семья постоянно находится в поле зрения общественности -недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям Дети в семьях известных людей: Первый тип поведения -многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству -испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания -эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя -ведут праздный образ жизни Второй тип поведения -тяжело переживают бремя родительской славы -тяготятся повышенным интересом окружающих -стремятся превзойти своих знаменитых родителей -страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей. Семьи состоятельных людей: -семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса -тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников -родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам). Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно. Семьи с недееспособными членами: -испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра Семьи с детьми-инвалидами: -типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза -вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности -часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком -родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания -чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов -проявляют к ребенку гиперопеку -заключительная реакция – эмоциональная адаптация -в подобных семьях часто бывают разводы Семьи с нарушением структуры семейных ролей: -семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе) -семья-театр -семья-санаторий -семья с антисексуальной идеологией. Неполные семьи и их типы. Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. Можно выделить несколько разновидностей неполных семей: Разведенная семья Осиротевшая семья Мать-одиночка с ребенком Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния: • нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское) • менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек) • затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола • становится возможным формирование избыточной привязанности к матери. Ребенок в семье разведенных родителей: Статистика (в период и после развода родителей): у 37,7% снижается успеваемость в школе, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% детей требуют особого внимания, 8,7% детей убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями, каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме: 1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было 2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой 3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа: Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни. Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций: • шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта • отрицание смерти • поиски • отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего • гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость • тревога и чувство вины – ведут к депрессии • боязнь повторного брака родителя Ребенок из семьи матери-одиночки: -внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь. -ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку -нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками) -слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным. По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают: - усталость на работе - неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми - недостаточный уровень педагогической подготовки родителей. Социальный паспорт личности ребенка 1. Общие сведения о ребенке Анкетные данные: Фамилия, имя_______________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________ Класс, школа_________________________________ Домашний адрес._____________________________________________________________ 2. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней 1. Состав семьи: - полная, - один из родителей, - распавшаяся. 2. Возраст, образование, профессия: -отец, -мать, - другие члены семьи. 3. Взаимоотношение родителей между собой: - уважительные, - напряженные, - конфликтные. 4. Взаимоотношения родителей с ребенком: - доверительно-уважительные, - авторитарные, - конфликтные. 5. Материальное положение семьи - крайне низкое - ниже среднего - среднее - достаточно высокое - высокое; 6. Жилищные условия - отдельная квартира - коммунальная квартира - общежитие 7. Условия жизни подростка: - отдельная комната - уголок в общей комнате - свой письменный стол - отдельное спальное место - общая кровать с кем –то; 8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважи¬тельным причинам? - Да - Нет - Относительно редко; 9. Часто ли подросток приходит в школу без школьных принадлежностей? - Да - Нет - Относительно редко; 10 Выглядит ли подросток неухоженным: - приходит в школу грязный - приходит в шко¬лу в порванной одежде - приходит в школу голодный; 11. Есть ли признаки насилия над ребенком в семье: - синяки - затравленный взгляд - страх при повышении голоса 12. Занимается ли подросток попрошайничеством: - Да - Нет 13. Существуют ли у родителей подростка проблемы (алко¬голизм, асоциальное поведение): - Да - Нет 14. Часто ли подросток не выполняет домашние задания: - Да - Нет - Относительно редко 3. Личностная карта подростка (специальная диагностика) 1. Направленность интересов: - на учебную деятельность, - на трудовую деятельность, - на художественно-эстетическую деятельность, - на достижения в спорте, туризме, - на отношения между людьми. 2. Активность: - активно участвует во всех общественных делах, - не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет, - редко принимает участие в общественных делах, - отказывается участвовать в общественных делах. 3. Ответственность: - всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело, - часто не выполняет в срок порученное ему дело, - очень редко выполняет порученное ему дело, - никогда не доводит до конца порученное ему дело. 4. Инициативность: - выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это ника¬кого признания. - редко сам начинает новое дело, - никогда не выступает зачинателем какого-либо дела 5. Общительность: - всегда охотно вступает в контакт с людьми, - стремится общаться с ограниченным кругом людей, - предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха, - замкнут, не общителен. 6. Уверенность в себе: - поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае действительной необходимости, - выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам, -часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться, - постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. 7. Решительность: - в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение, - иногда колеблется перед ответственным решением, - редко решается принимать какое-либо ответственное решение, - не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное ре¬шение. 4. Положение ребенка в коллективе 1. Авторитет в группе: - пользуется авторитетом среди большинства одноклассников, - пользуется авторитетом только у части одноклассников, - пользуется авторитетом у отдельных учащихся, - авторитетом не пользуется. 2. Симпатии: - является любимцем группы, ему прощаются отдельные недостатки, - в группе ребята относятся к нему с симпатией, - пользуется симпатией у отдельных ребят, - в классе его не уважают. 3. Проявление агрессии: - использует физическую силу против сверстников и других лиц, - при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость, - агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы). 5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении 1.Отношение к алкоголю: -злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркоти¬ков, токсических веществ, - эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ, - нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, ко¬торый приносят алкоголь и токсические вещества, - осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с понимани¬ем опасности употребления алкоголя. 2. Отношение к курению: - неприятие курения, - осознанный, самостоятельный отказ от курения, - воздержание от курения из-за ориентации на запрет, - эпизодическое курение, - закрепившаяся привычка к курению. 3. Культура речи: - нормальная, живая, культурная речь, - избегание нецензурных выражений, - эпизодическое сквернословие, - сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых. Источник: http://неблагополучные семьи, типология неблагополучных семей | |
Просмотров: 3179 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|