Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Предварительная работа: 1.Опрос учащихся А)Что значит духовность? Б)Что значит нравственный человек? В)Какими качествами должен обладать духовно-нравственный человек? 2.Распечатать на формате А1 солнце с лучами, в центре разместить лицо ребенка. 3.Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, бумага формата А4-10 шт. 4.Распечатать высказывания. Собрание начинается с видеоролика. Парадокс нашего времени. https://youtu.be/mv7wgGXH9VA Современное общество имеет набор следующих характеристик –нравственная деградация, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм. Данные характеристики свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности, что приводит к противоречиям в обществе. Высокая степень проявления противоречий, выливающихся в конфликты, отражает наличие духовного раскола общества, отсутствие в нем единой общенациональной цели, неспособность его обеспечить решение возникших проблем на основе социальной справедливости, проводить необходимую воспитательную политику, прежде всего по отношению к молодому поколению. Несложно представить к чему может прийти такое общество примером является ситуация на Украине, когда все национальные ценности, ценности общества потеряны, нет. дополнение Существуют два вида моральных конфликтов: межличностный (например, когда в повести А. С. Пушкина «Дубровский» помещик Троекуров наносит личное оскорбление своему бывшему приятелю-соседу) и внутриличностный (драма Анны Карениной в одноименном романе Л. Н. Толстого; трагическая раздвоенность Екатерины из драмы А. Н. Островского «Гроза» и др.). Решение моральных конфликтов тесно связано с проблемой воспитания и самовоспитания личности. В любом обществе оно всегда являлось одной из наиболее сложных и трудоемких задач, которые связаны не только с субъективными желаниями и представлениями молодых людей, но определяются и многими объективными факторами и трудностями в жизни молодежи. Это и длительный период социализации, приобретения самостоятельности (обучение и воспитание), и отсутствие жизненной закалки, и психологическая неустойчивость и ранимость, и преувеличение роли внешних факторов и форм бытия (например, понятие «быть» зачастую подменяется понятием «иметь») и т. д. Но в любом случае необходимо находить нужные формы влияния и убеждения, избегать крайностей. Нельзя систему воспитания превращать в жесткую систему запретов или, наоборот, занимать позицию попустительства неблаговидным делам. Основные качества, которые требуются от людей, претендующих на роль воспитателей и представителей общественного мнения в морали, - это доброжелательность к людям и в то же время твердость по отношению к нарушителям моральных норм. Воспитательный процесс должен быть осмысленным для воспитуемых. Провалы в моральном воспитании опасны, поскольку они ведут к разрыву духовных связей между поколениями, приводят к потере «духовного кода» в воспроизводстве всей системы общественных отношений. Основные качества, которые сегодня особенно важно воспитывать у нового поколения, - это духовность, надежность, порядочность (14, с. 167). Поэтому Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. ДУХО́ВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственныхинтересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.( толковый словарь Ушакова). Духовность - духовно-практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его..(Выгодский Л.С. в психологии). Значение слова Нравственность по Ожегову:Нравственность-внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Высказывания наших детей.( опрос проведен предварительно). 1.Что значит духовность. Худшие высказывания: Без ответа, отношение к религии, это душа, душевное спокойствие, Лучшие: Внутренний мир человека, гармония человека. 2.Что значит нравственный человек. Худшие высказывания. Без ответа,всем нравиться. Лучшие. Человек с душой,душевный,иметь честь и долг, обладает качествами, чтобы яв-ся хорошим человеком. 3.качетва духовно-нравственного человека. Худшие. Молчаливый,сильный Лучшие Честность,доброта,исренность,красивый внутренний мир,совершает хорошие поступки,сочувствие.вежливый.порядочный, Духовный кризис и духовно-нравственное воспитание личности С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром. С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом. Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и представителей религий. Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира. Сущность духовно-нравственного воспитания В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий? Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение». Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным? Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия. Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим. Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности. По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма» [6, с.46]. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него. Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в педагогике любого вероипсповедания, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Всевышнему как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано. Практическая часть. Уважаемые родители Вы разделены на команды, вам предстоит выполнять задания и презентовать их всей командой. 1.Первое задание для каждой команды - нарисовать эмблему каждой команды, которая бы раскрыла суть духовно-нравственного человека. затем его презентовать. Время выполнения 5 минут. 2.Обратимся к опыту прошлых лет, т.е. к мудрым высказываниям людей, живших до нас Задание второе- прочитайте его внимательно и поделитесь с тем, согласны вы с таким утверждением или нет и почему? «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров. Борис Кригер «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко З. Каждый из нас имеет представление о тех качествах, которые должен иметь его ребенок. Ваша задача из цветной бумаги вырезая полоски, построить дом духовно-нравственного человека, затем написать качества вашего ребенка и разместить людей, которые должны воспитать в нем эти качества. Выбор цвета стен, крыши и т.д. нужно пояснить. Время 10-15 минут. Вашему вниманию предлагается просмотр ролика, чтобы еще раз вспомнить человеческие ценности. 4.Ролик.Интервью с Богом.https://youtu.be/zZsdTrvBuKM Мы хорошо представляем набор тех качеств, которыми должен обладать наши дети, чтобы по праву каждый из них мог считать себя человеком с большой буквы. 5.Душа ребенка светла и чиста. Она напоминает солнце, которое вы видите на доске .Давайте же наполним его необходимыми качествами. Ваша цель написать их на лучах солнца, на каждом по качеству. Для того, чтобы человека в его повседневной жизни были ориентиры, на которые он может полагаться, была написана книга «Дорога к счастью». Вашему вниманию предлагается просмотр двух роликов. Заключение. Наша задача тесно сотрудничать, чтобы сегодняшняя работа не осталась только на словах. В этом деле я желаю нам всем иметь огромное терпение и любовь. Родительское собрание я хотела бы закончить словами великого физика. «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее». Альберт Эйнштейн | |
Просмотров: 1546 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|