Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Сотрудничество школы и семьи в эстетическом воспитании детей, как результат целенаправленной работы. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. Музыка - неотъемлемая составляющая человеческой жизни. Она - по выражению Стендаля, - единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды подчеркивают необходимость систематической работы по музыкально-эстетическому воспитанию. Музыкальное воспитание должно быть частью той деятельности, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. Особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус. Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Важно знать, что одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на детей, да и не только на них. Во многом это зависит от подготовленности ребёнка к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры, психики. Вы все хорошо знаете, что основа теории музыкального воспитания детей – огромные познавательные и воспитательные возможности музыки. Детские впечатления сильны и ярки, порой они остаются с нами на всю жизнь. И наша задача – использовать музыкальное искусство для углубления этих впечатлений. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни. Музыка способна отразиться на его личности. На сегодняшний день урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе. И хотя имеются ещё музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, я считаю, что урок музыки, охватывающий всех детей, никогда не потеряет своего значения. Учитель музыки должен выступать как руководитель эстетического воспитания (должен уметь вызвать интерес и желание петь, слушать музыку, понимать её, уметь отличить примеры хорошей музыки от плохой, уметь наслаждаться ею) Безусловно, школа помогает ребенку воспринимать те или иные музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит любящий свое дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными, если и в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Я считаю, что привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает ее. Результаты различных социально–психологических исследований ярко свидетельствуют о том, что семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей, о педагогическом взаимодействии учителя музыки с семьей школьника. По моему мнению, именно семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей жизни. А задача нас, педагогов, помочь им в этом. Кроме того, я думаю, что эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению, появляются ложные ценности, разрушающие внутренний мир детей и родителей, заложенную природой гармонию. Практика показывает, что ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий». По мере подрастания своего ребёнка теряется интерес к его делам. Если в детском саду, в начальной школе родители интересуются успехами своего ребёнка, то чем старше он становится, этот интерес пропадает. Родители всё меньше и меньше посещают школу. Для них важнее становятся результаты по основным предметам, а предметы эстетического цикла становятся не важными. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. И если в начальной школе родители подходят к учителю музыки, интересуются его успехами, обижаются, если где-то ребёнок не выступил, то в старших классах этого не происходит. Ну, а если, посмотреть интерес родителей к занятиям детей в школе искусств, то они заинтересованы в них, так как за обучение платят деньги. Но и здесь мы не всегда видим положительный результат, так как не всегда интерес ребёнка совпадает с желанием родителей. А вот если их желания совпадают, то и результат, как правило, на лицо. Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты? Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними. Но, к сожалению, отсутствует научно – методическая литература, которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что являлось бы важной причиной для решения этой проблемы. . В основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя общеобразовательной школы. Поэтому каждый учитель музыки, можно сказать, «вариться в своем соку», учиться на своих ошибках. В работе с родителями популярной формой остаются родительские собрания, но многие педагоги подходят к этой проблеме творчески и предлагают проводить родительские тренинги, дискуссии, круглые столы, привлекать их к участию в общешкольных делах. И по-моему личному мнению, если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более эффективным. Во многом облегчается работа с родителями, если учитель музыки является и классным руководителем И я думаю, что взаимодействие классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Я являюсь классным руководителем в 8 «А» классе, и мой опыт в этом не большой, но все-таки хочется поделиться им. Как классный руководитель я привлекаю родителей к управлению работой школы и к организации деятельности класса. Что предполагает не только обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы, помощь в эстетическом оформлении кабинета, создании органов самоуправления ,но и участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театр, музеи. Содержание и формы взаимодействия определяю в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребёнка в семье, формирование навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью в моём классе были проведены «Праздник семьи», , соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, праздники посвящённые 8 Марта и дню Защитника Отечества. В следующем учебном году планируется провести выставки семейных творческих работ, совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи, совместное проведение праздничных программ. Таким образом, основные направления работы учителя музыки по совместному взаимодействию с семьей заключаются в следующем: – информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания; – привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель–музыкант – партнеры и единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог – родители – дети; – создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата; – приобщение родителей к музыкальному искусству; – понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику радости и вдохновения; – понимание родителями ответственности за подготовку подрастающего поколения; И, по моему мнению, работа учителя музыки в общеобразовательной школе была бы более эффективна, если бы она проводилась совместно со школой искусств, а не порознь. Ведь мы делаем одно дело. | |
Просмотров: 860 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|