Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ ТЕМА: Александр Николаевич Островский. Весенняя сказка «Снегурочка». Нравственные ценности сказки. ЦЕЛЬ: 1. Познавательная: знакомство учащихся с морфологическим воплощением образа снегурочки в музыке и живописи, с пониманием нравственной идеи, вложенной автором в сказку; 2. Развивающая: способствовала развитию монологической связной речи, умению работать в творческих группах, развитие чувств: коллективизма, ответственности; 3. Воспитательная: развитие доброго, бескорыстного, справедливого отношения к окружающим, нравственного понятия – любовь, интереса к предмету. НАГЛЯДНОСТЬ: Транспаранты, модель, рисунки, выставка, портрет. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение цели и темы урока: Сегодня у нас с вами необычный урок – комбинированный, так как работать будем вместе с учителями музыки и рисования, будем говорить с вами о сказке А. Островского «Снегурочка», её нравственном значении, поэтому откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф: «Мир Островского – не наш мир, и до известной степени, мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы… Чуждая и непонятная жизнь, которая там происходит… может быть любопытной для нас, как всё невиданное и неслыханное…» Юлий Айхенвальд 1.Творческое задание «Тесты к разделу «Славянская мифология и литература». 1) Слова «Еду, еду в чистом поле…» - это фрагмент из: а) Повести «Метель»; б) Стихотворения «Бесы»; в) Стихотворения «Зимнее утро» 2) Автором эпиграфа к повести А. Пушкина «Метель» является: а) А.С. Пушкин; б) В.А. Жуковский; в) Е.А. Баратынский 3) Какое языческое действо описывается в «Ночи перед Рождеством» Гоголя: а) Колядование; б) Гадание; в) Сватовство 4) Древнейшая хранительница рода, его детей, традиций и околодомашнего пространства – это: а) Богиня Макошь (изобилие, счастье); б) Богиня Лада (любви и красоты); в) Баба Яга 5) Во время какого языческого праздника сжигалось соломенное чучело: а) Рождество; б) Пасха; в) Масленица 6) Славянский Бог тепла, света, плодородия: а) Сварог; б) Перун; в) Ярило 4.Работа с кроссвордом по сказке «Снегурочка» (проверка творчества учащихся). 5. Работа по теме (зачитывание эпиграфа). Эти слова об А. Островском в начале ХХ века написал талантливый человек, утончённый интеллигент Юлий Айхенвальд и, действительно, Островский написал много самых разных произведений, но одним из самых необычных, задушевных произведений писателя является «весенняя сказка» «Снегурочка». 6. Вопросы на восприятие: 1) Почему сказку называют «весенней» сказкой? (о наступлении весны, о возрождении к жизни природы, человека, как часть природы). 2) С жизнью каких людей, их быта, мы встречаемся на страницах сказки? (обратите внимание на рисунок – это художественное воспроизведение быта берендеев). А вот и сами берендеи)). 3) Как живут берендеи? (открыто, любят праздники, петь, танцевать, играть в игры, водить хороводы). Действительно, сказка «Снегурочка» - это подлинный поэтический шедевр, наполненный богатством русской народной поэзии: поверьями, преданиями (дан сказ о граде берендеев), свадебными приговорами, обрядовыми и лирическими песнями. Поэтические достоинства «Снегурочка «Снегурочки» привлекли к себе внимание крупнейших русских композиторов, написавших на сюжет этой сказки замечательные музыкальные произведения – оперы. Об этом вам расскажет учитель музыки, Наталья Васильевна. 7. Слово учителю музыки. На сюжет сказки А. Островского «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка». Сочинял её Римский-Корсаков с огромным увлечением: чтобы написать свою оперу вчерне, ему понадобилось всего лишь два с половиной месяца! «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью, как «Снегурочка», - писал позже Римский-Корсаков – я сочинял каждый день и целый день… Музыкальные мысли преследовали меня неотступно». В музыке оперы звучат отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красоты русской песенности, пронизывающие всю оперу. С этой оперой мы уже знакомились на уроках музыки, слушали песню Леля и сцену таяния Снегурочки. Когда мы слушали сцену таяния Снегурочки, мы обращали внимания на то, как нежно, ласково звучит голос её. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с первой арией Снегурочки, где она упрашивала отца – Деда Мороза отпустить её к берендеям. В своей арии она поёт о человеческих радостях, которые ей недоступны, но которые её манят к людям. Вы уже знаете, что ария – это песенная музыка, выражающая мысли и чувства героя. Как вы думаете: какой характер арии «Снегурочки»? Не забывайте, что Снегурочка не знает, что такое любовь! (красивая, но холодная, сказочная). Ну, теперь давайте послушаем эту арию. В музыке находят отражение фантастические черты сказочного лесного существа. Мелодия Снегурочки, развивающаяся из интонации ауканья, воспринимается не как человеческая интонация, а как «голос природы». Более ста лет слушают миллионы людей – и детей, и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен и красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства… 8. Работа по теме. Образ Снегурочки переносит нас в красочный мир. Скажите, пожалуйста: 1)Дома вы думали над этимологией слова Снегурочка. В чём заключается происхождение этого слова? (Снегурочка … по этимологии слово образовано от слова «снег» (выпадение осадков в зимний холодный период года) и суффикса с уменьшительно-ласкательным значением – очк – «снегурочка», «дочурочка»). 9. Слово учителя. Значит, законы берендеев более нравственны, гуманны. Царство добрых берендеев – это упрёк современному обществу, где всё построено на эгоизме, расчёте. Ведь берендеи живут по законам природы, в мире где нет обмана, насилия, угнетения, где торжествует добро, честь, справедливость, бескорыстие, правда, красота и источник жизни, её «неугасимый родник» - любовь. А. Островский не случайно называет свою весеннюю сказку «Снегурочка», он хочет этим сказать читателю, что именно «стужа людских сердец» приносит берендеям горе, так как они не замечают тёплых, живительных лучей Ярило – Солнца и охлаждаются в отношениях друг к другу (это видно в сказке, когда Мизгирь предаёт Купаву и разбивает её чувства своим отношением к ней). В сцене таяния Снегурочки показано автором искупление грехов берендеев, а Ярило-Солнце, принимая эту жертву, сменяет гнев на милость и берендеи вновь видят свет, ощущают тепло солнечных лучей, восторжествовала любовь и берендеи живут в мире и согласии. Следовательно, образ Снегурочки переносит нас в мир сказочной народной фантастики. Ваша фантазия раскрылась вот на этих рисунках, образах, а подробнее об этом вам расскажет учитель рисования. 10. Слово учителя рисования. Виктор Михайлович Васнецов хорошо знаком каждому из нас с малых лет. Любимые герои русских сказок и былин «Алёнушка», «Иван-Царевич на сором волке», «Богатыри» - все эти картины вошли в наше сознание как память детства, как то, что мы бережно храним в тайниках души всю жизнь! Серди героинь художника, милее образа Снегурочки нет. Какой дивный поэтический вымысел: Снегурочка – дочь тепла и холода, Весны-Красны и Мороза! Живёт она в чудесном царстве берендеев, что водят хороводы и справляют свадьбы по весне. Пришло время и Снегурочке стать невестой. Но не для неё это счастье: наказанная грозным Ярило-Солнцем, тает она от любви. Васнецову было предложено создать эскизы и декорации к «Снегурочке». Кто же представит Древнюю Русь лучше, чем Виктор Михайлович? В декорациях берендеевых палат показана сама Русь. Пожалуй, ни на одной ещё картине художника не звучала древняя тема так ладно, так музыкально. Вот он, небесный синий свод с золотыми рыбами, всяким зверьём и улыбающимся солнцем. Посередине этого мудрёного свода – балка изукрашенная разным орнаментом, так восхищавшим Виктора Михайловича на народных изделиях. Под причудливым небом луговое цветение. Затейливые столбы – «утеха глаз» - расписаны самим Берендеем, ведь он не только правитель, но и поэт, и художник. Добрый город с разноцветными весёлыми башнями виднеется за открытой галереей: держава Берендея «красна миром». Образ Снегурочки родился из мягкого сочетания голубого и охристого цветов. Чуть тронута фигурка девочки белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка стоит у прялки, держит веретено, но не прядёт пряжу, а словно находится она не здесь, а в каком-то ином неведомом мире… Снегурочка – мечта, сама природа, но какое-то время ставшая девочкой. Посмотрите, как удалось ребятам и другим художникам передать образ Снегурочки. Рисунки, как бы пропитаны восторгом юных художников. Ведь это одно их условий искусства. Не может равнодушный человек сделать работу, интересную для зрителя. Художник – это тот, кто видит жизнь своими глазами и делится со зрителями своими чувствами. 11. Слово учителя. ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, ребята, во что верил А. Островский, написав свою сказку? Конечно, Островский, написав такую замечательную сказку, верил и надеялся на то, что не эгоизм, не расчет, а бескорыстная и беззаветная любовь спасёт человечество, поэтому-то Снегурочка и тает (погибает) из-за любви, ведь она знает об опасениях своего отца Мороза и матери Весны, что обладание добрыми, человеческими чувствами её погубит (посмотрите эпизод в ролевом исполнении из сказки). 12. Инсценировка. Эпизод «Мать Весна отдаёт венок «Любви» Снегурочке». 13. Учитель литературы: - какое же сокровище хранит в груди Снегурочка? (Любовь, чувство самоотверженной привязанности). - А что вы понимаете под этим понятием? Значит, Снегурочка привязалась к берендеям, ей нравилась их справедливая жизнь, нравились песни Леля, ведь любовь ко всему окружающему миру, людям, облагораживает, делает человека возвышенней, поэтому Снегурочка после дарованной ей матерью Весной любви, начинает видеть всё в ином свете, полном жизни и ярких красок. - Значит, о каких нравственных ценностях говорится в сказке? Быть справедливыми, гуманными, уметь любить всё вокруг, ведь любовь – могучее чувство, свойственное всякому живому существу, чувство естественное и неизбежное. За краткий миг этого прекрасного и светлого чувства можно заплатить жизнью. Жизнью заплатила за несколько счастливых мгновений любви и Снегурочка. Она была целомудренна и холодна, но с наступлением весны в её сердце проснулась потребность любви и радости, поэтому звучат из уст Снегурочки слова о том, что «любовь сильнее смерти». - Какие это слова? Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слёз… ОБОБЩЕНИЕ: Значит, Любовь – это высшая нравственная ценность человеческой жизни. Посмотрите, на созданную вами модель сказки, она тоже заключает эти нравственные понятия. Действительно, вымышленное царство берендеев – это воплощение народа, мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы – вот основа жизни берендеев. И правда «Снегурочки» заключается в торжестве законов жизни, естественной для людей, прославлении могучей природы – источника жизни и любви. ИТОГ: Оценки. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Чтение рассказов «Ветхого завета». | |
Просмотров: 4185 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|