Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Давайте учиться любить своих детей

В Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования состоялся семинар-совещание «Общественный совет родителей: опыт и перспективы развития». На нем прошел серьезный разговор о том, как наладить связь школы и родительской общественности, рассмотрены опыт и перспективы развития общественных советов родителей. По итогам семинара-совещания были приняты интересные рекомендации. Некоторые из выступлений на семинаре-совещании мы предлагаем вашему вниманию.

Ура или ой-бай каникулы

С. Раева, директор Республиканской детской библиотеки им. С. Бегалина

Наша библиотека уже давно и много занимается родителями. Мы взяли этот интересный опыт из опыта библиотек других стран. Работаем мы с родителями, может быть, и потому, что еще при советской системе библиотека всегда считалась идеологическим учреждением. К большому сожалению, родители нынешних детей экстренно перескочили из эпохи социализма в эпоху дикого капитализма и по дороге растеряли многие свои моральные ценности и идейные ориентиры. У меня возникает ощущение, что родители сегодня стали меньше любить своих детей. Ведь в какой-то мере они, дети, мешают своим родителям заниматься карьерой. Их надо как минимум кормить, поить, одевать, а ведь мамам и папам сегодня надо стремительно нестись по жизни, чтобы везде успеть, не оказаться на обочине. Но, хочу заметить, и дети сегодня изменились. Они – совсем не такие, какими были мы когда-то. Они достаточно рациональны, практически смотрят на родителей: родили, значит, обязаны воспитывать. Думают о своем будущем. Одна из форм работы с родителями в нашей библиотеке – родительские собрания или родительские лектории. Нам стоило много крови и пота воплотить эту идею в жизнь, но с этого года собрания мы стали проводить регулярно. Может быть, нас к этому подтолкнуло и то, что в республике повсеместно стали создаваться общественные родительские советы. Правда, каждый раз меня удивляет, почему библиотека – не член Республиканского родительского комитета? Ведь мы по этой теме достаточно много работаем. Первое родительское собрание мы назвали «Под зеленым абажуром». На нем мы говорили о роли книги в жизни ребенка, о роли знания и самопознания, самосовершенствования. Второе собрание было посвящено работе с психологами. Ведь это сложнейшая проблема - психологическая совместимость детей и родителей, детей и педагогического коллектива. На собраниях мы всегда успокаиваем родителей. Говорим: не переживайте, если ваши дети троечники. Это ничего не значит для их будущего. Я привожу в пример Уинстона Черчилля, Эйнштейна, Де Голля, которого выпустили из военной школы с характеристикой: «Ни на что не годен, кроме строевой». Нас всегда радует, что и родители, и дети в библиотеке совсем иные, чем в школе. Вероятно, атмосфера отсутствия контроля располагает к доверительности. Всегда говорю: у меня хорошая профессия – я никому не ставлю оценок, никого не оцениваю ни как человека, ни как профессионала. Пришли люди в библиотеку – хорошо, мы вам рады. Не пришли – это ваше гражданское право. Третье собрание мы посвятили папам. Папа в семье – это же колоссальная проблема. Я никак не могу понять, почему наше государство над этим не задумывается. Ведь сегодня наблюдается полное отсутствие мужчин в семье, вернее, в деле воспитания детей. Мы как бы выталкиваем мужчин из семейной ячейки. Вот почему мы на наше очередное собрание пригласили пап. Я всегда мечтаю, чтобы в средствах массовой информации появилась рубрика: «Замечательные дети и замечательные родители». На родительские собрания к нам приходят от 100 до 200 человек, и длятся такие собрания не меньше двух-трех часов. Здесь мы преследуем две цели. Во-первых, это пропаганда самой библиотеки. Родители должны знать: есть такая организация, где их могут выслушать, помочь им в той или иной проблеме. Еще одно собрание у нас проходило под девизом: «Организуем праздник дома». Обратили внимание, как мы отмечаем праздники? Собираемся за столом и едим, едим, едим… Мы, взрослые, – сами по себе, а дети – сами по себе. Мы рассказывали родителям о том, как можно организовать праздник в семье. Следующее собрание было посвящено патриотизму. У нас в стране ведь колоссальные проблемы с патриотизмом. Очень многие люди просто не знают, что рассказывать детям о патриотизме, потому что живут без социального оптимизма. А если у человека нет чувства социального оптимизма, а оно зиждется на знании собственной истории, если ему нечем гордиться, если у него нет своих героев, тогда не будет и никакого демократического государства. Буквально в середине мая я выступала на общевойсковом совещании заместителей командиров по общегражданской и воспитательной деятельности. К сожалению, армия не знает своих героев, не знает, чем ей гордиться. Незнание истории, некачественные учебники казахской литературы (простите меня) приводят к тому, что в нашей стране проявляется неуважение к населению, живущему здесь. И об этом мы тоже говорим родителям. В июне у нас прошло собрание «Ура или ой-бай каникулы». «Ура» для детей и «ой-бай» для родителей. Потому что девать детей родителям сегодня на лето некуда. На каждом собрании мы даем нашим родителям пакет данных, который они могут унести домой и подробно ознакомиться с ним. Хочу сообщить приятное известие. Мы получили от партии «Отан» автобус, и теперь будем иметь свою передвижную библиотеку, которая начнет ездить по Алматинской области. Помните, раньше у нас ходили библиобусы и каждый ребенок из далекого села мог получить какую-то книгу? В нашем автобусе будут и компьютер, и Интернет. Вы не представляете, насколько в наш век информационных технологий люди не знают компьютер! Мы учим и будем учить компьютерной грамотности, работе в Интернете и взрослых, и детей. Пророк Мухаммед говорил, что самое лучшее наследство, которое могут оставить родители своим детям, – это хорошее воспитание. Библиотека – это воспитательное учреждение. Мы вас ждем у нас вместе с детьми.

Да здравствует семья из трех поколений

Л. Бозтаева, директор Уваровской СШ Глубоковского района Восточно-Казахстанской области

Опыт деятельности нашей школы показывает, что в работе общественных советов родителей заключены огромные возможности. Сочетание общественного воспитания с семейным должно быть не стихийным, а планомерным, целенаправленным. И здесь в качестве координатора должен выступать общественный совет родителей. Сегодня роль и значение общественных родительских организаций признаны на государственном уровне. Как заботливая мама, наш совет заботится о малообеспеченных семьях, подарках к праздникам, питании детей в столовой, создании уюта в кабинетах. Также он печется об отдыхе и занятости подростков в летний период, координирует деятельность классных родительских комитетов. Но как сделать работу с родителями эффективной, интересной и масштабной? Мы стараемся идти в ногу со временем, использовать новые нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы. Это просвещение родителей на занятиях университета педагогических знаний. Ректором и деканом факультета являются опытные классные руководители, которые совместно с советом родителей постоянно совершенствуют формы проведения занятий. Конференции и диспуты мы проводим по темам: «Мальчики и девочки. Проблемы гендерного воспитания», «Семейные традиции», «Роль библиотеки в семейном чтении» и многим другим. Стопроцентная посещаемость родительских собраний – уваровский феномен. Наши собрания проходят ярко, насыщенно, неординарно. Незабываемое впечатление оставляют чествование семейных династий и активных родителей, творческие отчеты шефов, где они выступают со своими подшефными коллективами, Дни открытых дверей, родительские консилиумы с приглашениями сотрудников прокуратуры, правоохранительных органов и медработников. К сожалению, в 70 процентах семей воспитанием детей занимаются в основном матери. Поэтому наш совет родителей привлек к воспитательной работе мужчин. Наиболее эффективной формой здесь оказалась конференция отцов. Представьте себе полный зал одних мужчин, конструктивный мужской разговор и потрясающий воспитательный эффект! Конференции этой предшествовала тщательная подготовка. Проходили конкурсы рисунков, сочинений «За что я люблю своего папу?», был снят телевизионный сюжет «Быть хорошим папой – это талант». А кто-то с сожалением вслушивался в детские строки из сочинений: «Мне не нравится, когда папа приходит пьяный и кричит на маму», «Папа часто приходит домой злым. Наверное, потому что он устает на работе и хочет кушать». Мы любим чествовать отцов и дедов, которые на протяжении многих лет являются образцом семейного воспитания. Общешкольный совет родителей является вдохновителем и координатором деятельности классных комитетов. Родители не только проявляют хозяйственную заботу о школе, но и активно включаются в решение педагогических задач. Они широко привлекаются к ведению кружков, школьных праздников, классных часов. Наши родители организуют поездки в театр, музеи, художественные галереи. Устраивают многодневные туристические походы в самые живописные уголки Восточного Казахстана. В нашем сегодняшнем обществе, когда, увы, утрачены многие традиции семейного воспитания, не ощущается ценность семейных отношений. ХХ век «подарил» нам почти полное исчезновение семьи, состоящей из трех поколений. Поэтому особое значение мы придаем таким праздникам, как семейный вечер, встреча трех поколений. А в конце учебного года обязательно проводим конкурс «Лучшая семья года». Общешкольный совет родителей разработал критерии выбора «Семьи года». Это успеваемость, общественная активность, воспитанность детей, авторитет родителей на селе и на производстве, положительный психологический климат и уют в доме, активное участие родителей в жизни школы. Сначала мы проводим конкурсы в классах, затем каждый класс выдвигает свои кандидатуры на следующий тур. И, наконец, торжественно подводим итоги. Чествование лучшей семьи проходит в торжественной обстановке на последнем общешкольном собрании. Жизнь семей неотделима от трудовых коллективов. Это хорошо понимают руководители наших крестьянских хозяйств. Совет родителей здесь выступает в роли координатора. Руководители крестьянских хозяйств помогают нам во многих вопросах. За классными коллективами закрепляются шефские производственные участки. Руководители местного молокозавода, МТМ, хлебопекарни и так далее дарят своим подшефным магнитофоны, телевизоры, лыжи, оборудуют кабинеты. Они вместе с детьми участвуют в спортивных праздниках и организуют экскурсии на производственные участки. Бум вызвало строительство одиннадцати игровых площадок. (Раньше, помните, они назывались зоной пионерского действия.) Однажды многие сельчане услышали, как из разных концов села разносились звуки пилы, стук плотницкого молотка. Это возводились уютные беседки, песочницы, грибочки для малышей. В руках отцов-мастеров рождались настоящие чудо-качели. Мамы вооружились кисточками, и игровые площадки засверкали яркими красками. К огромной радости ребят между игровыми площадками проводятся спортивные соревнования по волейболу, футболу, теннису, шахматно-шашечные турниры, конкурс велосипедистов, дискотеки. В начале лета мы организуем большой праздник – открытие летнего сезона. На одной из игровых площадок собираются все жители села. На сцене, установленной под открытым небом, звучит музыка. Взрослые и дети поют песни, читают стихи, танцуют – представляют свои игровые площадки. Хозяйства готовят бесплатное угощение: аппетитные шашлыки, ароматный чай, пирожки. А генеральный директор нашей молочной фирмы бесплатно выделяет к восторгу детей тысячи порций мороженого. Кругом слышатся музыка, смех, шутки, веселье. В сентябре на празднике первого звонка подводятся итоги конкурса на лучшую игровую площадку. Родители награждают ребят ценными призами: набором бильярдных шаров, волейбольными сетками, мячами, шахматами и шашками. Ученики нашей школы отличаются высоким уровнем воспитанности. Добиваются высоких результатов в районных, городских и республиканских конкурсах и соревнованиях. Ежегодно 40-50 процентов выпускников поступают в вузы по государственным грантам. Мы занимаем первые места в районе по результатам ЕНТ. Средний – бал 66-68 – выше областного и республиканского показателя. В течение последних 15 лет в школе нет проблем с правонарушениями. Ни один подросток нашей школы не состоит на учете в ИДН. Заметно уменьшилось число неблагополучных семей. Опыт нашей школы показывает, что в деятельности общественных советов заключены огромные возможности по созданию условий и обеспечению ценностей, определяющих разностороннее развитие личности школьников.

Требуется инициатива снизу

С. Елькеев, президент национальной ассоциации "Равный-равному".

Скажите, родительский комитет у нас сейчас может критиковать департамент образования и чего-то у него требовать? Нет, не может. У нас сегодня как в советское время получается. Поступил сверху приказ создать родительские комитеты – создали. Но создавать их, на мой взгляд, нужно снизу, а не сверху. Родители по своей инициативе должны организовывать родительские комитеты, объединяться, поднимать проблемы. И требовать от департаментов: «Решайте наши вопросы. Это наши дети. Мы за них переживаем, мы за них волнуемся. Давайте что-то менять в нашей жизни». Зачастую родительские комитеты при школах распадаются, потому что никто их не поддерживает. Думаю, пока инициатива в создании родительских комитетов не будет идти от родителей, толку от этого никакого не будет. Будут хорошие доклады, хорошая ситуация на словах, но ничего существенного мы не сделаем. Я согласен с тем, что сегодня родители не так, как хотелось бы, занимаются воспитанием детей. Даже женщины, которые сидят дома, и те занимаются зачастую не детьми, а сетевым маркетингом, чтобы хоть как-то прокормить семью. В работе с мамами и папами нужна система. Родителей – инициаторов создания родительских комитетов – надо поддерживать. Хотите организовать комитет, собираться, пожалуйста, мы создадим для вас условия! Мы вас обучим и поддержим! Вот это был бы деловой подход. Я этого пока не вижу. У нас сейчас очень много организаций, которые могли бы поддержать родительские советы. Ресурсов сегодня в Казахстане очень много. Но здесь, повторюсь, нужна система работы. Надо подумать, чем мы можем мотивировать родителей-общественников, чтобы им действительно было интересно заниматься этой работой. Чтобы они могли наверху пробивать какие-то вопросы. Для этого, думаю, надо всем родительским комитетам собраться и хорошенько подумать. Что может, например, здесь сделать республиканский институт, что городской, что может сделать Центр СПИД, что – общественные организации? Составить план социального партнерства. Повторюсь: нужна система работы с родителями! Нужна инициатива снизу! Иначе мы эти важные вопросы не решим.  

Мы становимся манкуртами

М. Гурина, председатель общественного совета родителей г. Алматы, член Республиканского общественного совета родителей.

Я согласна с Сагынгали. Никогда родительская общественность не поднимется, если эта общественность создана кем-то. Почему мы сегодня не идем в школу? Потому что нам не хватает в ней радушного приема. Учителя очень заняты. Если бы классный руководитель был свободным, получал достойную зарплату, у него наверняка появилось бы больше возможности с нами пообщаться. А у многих родителей нет желания приходить в школу, потому что они то и дело слышат в свой адрес замечания. Общественная родительская организация должна быть независимой общественной организацией. Самое ценное, что есть в нашей жизни, – это семья. Все изменения, которые происходят в обществе, также происходят и в семье. Есть такая статистика. 73 процента браков считаются в нашей стране неудачными. Каждый третий ребенок растет в неполноценной семье. Матери-одиночки стали нормой. А ведь это не только наши взрослые проблемы¸ это проблемы наших детей. За каждой несчастливой семьей стоят несчастные дети. Наши дети не знают, кто были их предки. Теряется связь времен, мы становимся манкуртами, людьми, не помнящими родства. И сейчас, когда общество теряет свой нравственный облик, когда рушится столько семей, надо больше уделять внимания будущему поколению. Кто сегодня поможет одинокой матери, да и не одинокой, но по горло занятой проблемой выживания? Ведь именно она становится зачастую главой семьи. Наши дети – на улице от рассвета до заката. Только занятия в школе их спасают во время учебного года. А что дети смотрят по телевизору, когда остаются дома? У нас в Казахстане нет ни одного детского телеканала, а ведь с детьми надо говорить о морали, о добре. Зато круглосуточно открыты Интернет-кафе, все злачные заведения, которые просто ждут нас. Почему это происходит? Кто лоббирует интересы тех, кто портит наших детей? Нам, родителям, необходимо создать какую-то форму общения между собой. Может быть, это будет фонд, комитет, я бы его назвала «Мир семье». Мы все должны понять, что дети – это самое главное, что есть у нас. На нас, родителей, возлагается самая большая ответственность: сохранить свою семью, воспитать детей достойными гражданами нашего общества. Но сделать это в одиночку очень трудно, поэтому нам нужно объединяться.

Записала Анастасия БЕРЕЗИНА

Категория: Семья и школа | Добавил: collegy (2007-04-13)
Просмотров: 2175 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru