или о том, как формируется культура отношений родитель-учитель-ученик
Ш.Ахимбекова,
директор средней школы-гимназии № 1 им. Абая, г. Талдыкорган.
Всем ясно, что участие родителей в школьной жизни -– реальное явление казахстанской школы. Более того, именно благодаря родителям многие школы, в том числе школа-гимназия № 1 имени Абая, смогли сохранить и в некоторой степени даже обновить материальную базу школ в критическое для республики время (начало 90-х годов). Сейчас другая экономическая ситуация – увеличились бюджетные ассигнования для укрепления материальной базы школы, и в СМИ стало модным осуждать помощь родителей школе, называя эти действия «поборами родителей». Как показывают мои наблюдения, родители сегодня покупают школьные принадлежности для класса, помогают в проведении классных праздников (особенно в начальном звене). Но вот вопрос: что побуждает их, родителей, часть семейного бюджета и личное время тратить на нужды класса, а иногда и школы в целом? Думаю, здесь не одна, а несколько причин. Некоторые мамы и папы думают: перестанут помогать школе – лишатся инструмента давления на классного руководителя и просто учителя, которому помогли когда-то купить жалюзи в классную комнату, отремонтировать двери, приобрести классную доску и необходимую для учителя методическую литературу. Действия других родителей направлены на то, чтобы доказать собственным детям, что им не безразличны их школьные проблемы. Таким образом они формируют доброжелательные отношения с учителями, а заодно и с собственными детьми. О том, каким образом мы пытаемся в своей школе решать эти проблемы, мы и хотим поделиться с вами на примере формирования доверительных отношений ученик - родитель - учитель в одном конкретном классе. Мы – это директор школы-гимназии №1 имени Абая Шамен Ахимбекова, с более чем 20-летним стажем работы директором и 35-летним стажем работы педагога, и Елена Ким, со стажем работы 17 лет и трехлетним стажем работы классного руководителя. ...При формировании 5-х классов в нашей школе традиционно проходит дифференциация: формируются классы определенной направленности. Но некоторые дети, которые не знают, в какой класс им пойти, остаются как бы сами по себе. Вот таких детей нам и в тот раз пришлось посадить в один класс. Его классным руководителем быть никто не хотел. После длительного перерыва мне удалось уговорить учителя информатики Елену Ким взять этот класс. Договорились: у Елены будет полная свобода действий, а я стану ее консультантом по работе с родителями. В классе было 32 ребенка, из них 18 ребят остались из прежнего класса, 4 ребенка перешли из другого класса, 8 детей прибыли из других школ, 1 ребенок прибыл из другого города и 1 ребенок прибыл из другой республики. Началась сложная работа по адаптации детей. Это были свершенно разные дети, причем с комплексами, что они не прошли в профильные классы. Многие из них совершенно не знали друг друга, но все хотели самоутверждаться. Я же для себя решила, что мои консультации будут направлены на то, чтобы попытаться сформировать или хотя бы начать формировать ответственные отношения между детьми и родителями, родителями и учителем. Уже в конце второй четверти ко мне зашла Елена Ким и с восторгом в голосе сообщила, что все ее родители пришли на родительское собрание. А я вспомнила, как мы переживали перед этим и другими собраниями: придут наши мамы и папы или не придут? Перед встречей с детьми и родителями Елена приходила ко мне советоваться по вопросам анкетирования родителей, по повестке дня собрания. Мы обсуждали написанные родителями записки, вопросы, которые необходимо задать им, и др. Надо сказать, что родители всегда с трудом приходят на собрания. Зачастую они считают, что время на собрании потрачено зря и родителями, и классными руководителями. На том собрании давался анализ успеваемости и посещаемости детей за прошедший год, планировалась работа на текущий год, проходили выборы родительского комитета. – Всегда очень сложно анализировать успеваемость и посещаемость детей, – рассказывает классный руководитель Елена Ким. – Каждый родитель переживает, что услышит негативное о своем ребенке, а еще больше за то, что успехи его ребенка будут сравниваться с успехами других учеников. Вот почему родители детей, у которых средние успехи, на собрание приходить не любят. В начале учебного года у нас был проведен классный час, на котором дети писали эссе на тему «Я горжусь...». Всем ученикам были розданы листы чистой бумаги. Я сказала, что у каждого человека есть то, что ему очень близко и чем он может гордиться. Было дано 15 минут, в течение которых дети писали сочинение. Затем они вслух читали всем ребятам, чем они гордятся, и объясняли почему. На родительском собрании родители также писали эссе. Оказалось, что очень мало детей, которые гордились бы своими родителями и, к сожалению, очень мало родителей, которые знали, чем гордятся их дети. Об этом мы говорили на собрании после анализа всех анкет. На очередное родительское собрание пришли 11 человек, хотя я всем ученикам написала приглашение в дневник и родители расписались. Перед собранием ребята с восторгом выкрикивали: «А моя мама сегодня обязательно придет», «Если что, то моя мама отпросится с работы», «Если мама не сможет, то придет папа», «А можно мне подождать маму?» и т.д. Я поняла, что родители сказали детям, что пойдут, но нашли много причин просто не прийти. На следующий день после родительского собрания ребятам нечего было сказать мне. Они как-то по-детски пытались оправдать своих родителей. Я не стала их ругать и почему-то в тот момент решила провести беседу с составлением кластера «10 добрых слов, которые я слышу каждый день от мамы и папы». А в заключение попросила детей выполнить необычное для них домашнее задание. Прийти домой и просто сказать маме: «Я тебя люблю». Анализ составленных ребятами кластеров показал, что добрыми являются такие слова, как «доброе утро», «здравствуй», «до свидания», «спокойной ночи», «что ты кушал?», «как ты спал?», «молодец!». И это были все немногочисленные добрые слова, которые ребята слышат каждый день дома... На следующий день ребята не очень эмоционально делились впечатлениями, как они выполняли свое домашнее задание. Я не успокоилась, попросила детей остаться на 15 минут и написать эссе: «Что ответила мне мама». В основном дети написали, что их мамы промолчали и ничего в ответ не сказали. Другие мамы были очень заняты (кто-то варил пищу, кто-то разговаривал по телефону, кто-то смотрел сериал). Некоторых мам дети просто не дождались. М.: «Моя мама посмотрела на меня и удивилась». И.: «Мама была занята, но что-то ответила, я даже не расслышала её». В.: «Мама ответила: спасибо». Мама Б. сказала: «Ты подлизываешься, значит, что-то хочешь». В. ходила за мамой, не находя повода сказать ей эти слова, и так и не нашла, а А. написала: «Я не смогла сказать маме, что я её люблю, я побоялась, но я её все же люблю и когда-нибудь скажу ей об этом». Из 28 ребят, выполнивших домашнее задание, только один ученик – Ален написал, что мама подошла к нему, обняла и ответила: «Я тебя тоже люблю, сынок». В эссе он написал ей ответ (хотя ответ не предполагался): «Спасибо тебе, мама!» Мне стало понятно, почему мои ребята такие. И я решила, что надо работать с родителями. На собрании я прочитала только эссе Алена без упоминания его имени, но с большой гордостью за ребенка и за его маму. Почувствовала, что каждая мама думала, что это именно её ребенок написал так. А в дневниках учащихся, чьи родители не пришли на собрание, написала: «Уважаемая... Вас не было на собрании, очень жаль». В следующий раз в дневниках учащихся я приклеила листок с приглашением родителям, но не на родительское собрание, а на встречу родителей за «круглым столом», где будут обсуждаться вопросы не успеваемости и поведения учащихся, а их адаптации, мотивации, комфортности, будет встреча с психологом, ответы на волнующие родителей вопросы. Родители активно обсуждали вопросы, связанные с детьми, с их учебой, жизнью в классе, делились мнениями друг с другом, расспрашивали психолога, просили о личной консультации. А самое главное – мамы и папы решили, каждый в отдельности и все вместе, что надо помогать детям, учителям, помогать руководителю и в целом участвовать в учебно-воспитательном процессе. Начала выстраиваться система, создаваемая классным руководителем и родителями данного класса. В нее вошли: – родительский всеобуч, где папы и мамы получают родительскую грамоту и информацию о жизнедеятельности класса и школы; – конкретное общение учителя с семьями посредством писем, телефонных звонков, личных встреч и просто записок; – руководство для домашней учебной практики, помощь родителям в понимании того, что они могут сделать для детей (упражнения и эссе для родителей); – организация волонтерской работы, т.е. вовлечение родителей в деятельность класса и школы. Такую систему работы с родителями смогла организовать К. Е., родители и учащиеся 6 «В» класса, дети еще вчера агрессивные, а сегодня активные, сплоченные и деятельные. На этом примере мы видим, как формируются отношения ученик - родитель - классный руководитель, ключевым звеном которых является классный руководитель. Многие родители, к сожалению, не до конца осознают свои права и обязанности в деле воспитания детей, переложив этот груз на классного руководителя и школу в целом. Для того, чтобы они поняли свои обязанности, необходимо, чтобы родители получали подробную информацию о школе, пришли к пониманию, что они должны не только воспитывать детей дома, но и участвовать в жизни школы, класса. Но, к сожалению, это только завтрашний день. Родительские комитеты и просто родители на сегодняшний день не имеют каких-то реальных полномочий, не в состоянии изменить что-то в школе, но важно, что процесс этот идет. Хотя вопросов сегодня больше, чем ответов. И нам предстоит на них отвечать.
|