Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Грауберг Е. А. учитель начальных классов, председатель Совета школы № Всё чаще в школу приходят родители (именно приходят, а не приводят своих детей), которые могут и что самое главное хотят быть полноправными членами школьного сообщества, активно участвовать в работе школы, выдвигать и реализовывать идеи, позволяющие школе функционировать полноценно. То есть в школе стали появляться родители не только требующие от школы решить те или иные задачи, но и сами помогающие в постановке и решении этих задач. Влияние на работу школы со стороны родителей начинается, прежде всего, с участия в управлении классным коллективом. Часто это управление носит эпизодический характер, в нём нет системы, периодичности, чётко выделенных направлений. Именно разработка и внедрение эффективной системы родительского самоуправления и позволит реализовать стремление родителей к полноправному участию в работе школы. Проанализировав научные работы, публикации и практику по созданию и внедрению системы родительского самоуправления мы пришли к выводу о том, что родительское самоуправление предоставляет родителям и опекунам ребят право участвовать в учебно-воспитательной работе школы. Формами организации родительского самоуправления в классе являются: 1. классное родительское собрание; 2. классный родительский комитет; 3. временные творческие группы родителей класса. Деятельность этих органов осуществляется на основе Устава школы, Положения о самоуправлении родителей в школе и других нормативных документов, принятых высшим органом школьного самоуправления – Общешкольной конференцией и Советом школы. Рассмотрим подробнее каждую из форм родительского самоуправления.Высшим органом самоуправления родителей в классе является классное родительское собрание — общее собрание родителей, созываемое по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть. На родительском собрании встречаются две стороны школьного треугольника – родители и педагоги – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить проблемы и пути х решения в целях создания условий для третьей и, наверное, самой главной стороны этого треугольника – детей. Но в результате этих непростых обсуждений появляются именно те решения, которые максимально конкретно отражают потребности учащихся, ведь в их выработке принимает участие каждый родитель, а значит это именно его решения, не выполнить которые нельзя. Опыт показывает, что для того чтобы родительское собрание было более продуктивным, решения – реальными и, как следствие, более выполнимыми всеми родителями класса необходимо соблюдение нескольких условий.Тема родительского собрания должна быть актуальна (интересна) 1. родителям. Если темы собраний будут неактуальны, то явка на родительские собрания будет низкой, а это отразится, прежде всего, на качестве принятых решений. 2. Время родительского собрания должно быть удобным для всех его участников. По моему мнению, целесообразнее установить его раз и навсегда. 3. План (повестка) родительского собрания должен быть известен заранее, так же как и дата родительского собрания. Очень строго должен соблюдаться регламент. Хорошо подготовленное выступление не может быть длинным, оно должно содержать лишь главные мысли – подробности обсуждаются при принятии решений. 4. Общение между участниками родительского собрания должно быть тактичным, выдержанным. Необходимо избегать категоричности в суждениях, навешивания ярлыков. 5. Решение родительского собрания должно быть реально выполнимым. О выполнении решений предыдущего собрания должно быть сообщено родительским комитетом. Родительский комитет в период между родительскими собраниями является высшим органом родительского самоуправления в классе. В родительский комитет входят самые инициативные родители. Выборы родительского комитета осуществляются на основе общего голосования на организационном родительском собрании. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц.Стоит отметить, что деятельность родительского комитета должна носить регулярный, а не эпизодический характер. Родительский комитет к своей работе должен привлекать и других родителей, создавая временные творческие группы. Временные творческие группы родителей класса – стихийно или целенаправленно создаваемые (по разным признакам) объединения родителей для решения каких-либо единовременных задач, проблем. Чаще всего создаются с участием представителей родительского комитета (и при их непосредственном руководстве) и существуют до момента разрешения проблемы. Создание временных творческих групп может осуществляться по разному принципу: Ø территориальному - родителям, проживающим в одном доме, постоянно Ø гуляющим в одном дворе, легче собраться для обсуждения какой-либо проблемы, для подготовки к какому-либо мероприятию; Ø возрастному – не секрет, что представителям одного поколения проще найти общий подход к решению какой-либо задачи; Ø профессиональному – представители одной профессии могут решить такую проблему, которую не под силу решить другим (например, организовать тематический час по своей специальности) и т.д. По рекомендации родительского комитета некоторые родители могут вести шефскую работу с детьми из неблагополучных семей. Если родители подходят к этому поручению добросовестно и от всей души стремятся помочь, то эта работа дает хорошие результаты. Вообще, чем в большей степени родительский комитет вовлекает других родителей в работу временных творческих групп, тем более сплочёнными, не равнодушными к изни в школе становятся и другие родители. Какими бы заинтересованными ни были родители, как бы ни хотели сделать кольную жизнь своих детей лучше, их ожидает тернистый путь. Решить некоторые роблемы на этом пути им поможет классный руководитель. Роль классного руководителя в работе родительского комитета - это роль заинтересованного партнёра, равноправного члена (он тоже, но уже как родитель своих детей, может внести существенный вклад в работу родительского комитета) и консультанта по педагогике, психологии, основам организации самоуправления. И ещё одна особенность взаимодействия классного руководителя с родительским комитетом кажется мне очень важной. Классный руководитель, привлекая родителей к самоуправлению, должен не забывать о системе поощрения самых активных (хотелось бы, что бы их было больше) родителей. Формы поощрения могут быть различными – грамоты, благодарственные письма, медали, шутливые ордена и т.д. Главное - чтобы эта традиция говорить слова благодарности родителям за сотрудничество стала постоянной, и слова были не ради галочки, а от всего сердца, от всей души – тогда и родители будут довольны своей работой и ещё раз убедятся в её востребованности. | |
Просмотров: 5110 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|