Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
(ИЛИ О ТОМ, КАК ФОРМИРУЕТСЯ КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК) Ахимбекова Ш.С., директор СШГ №1 имени Абая, г.Талдыкорган, Алматинская область, Республика Казахстан. Практически всем ясно, что участие родителей в школьной жизни реальное явление казахстанской школы. Более того, благодаря именно родителям многие школы, и в том числе школа-гимназия №1 имени Абая, смогли сохранить и в некоторой степени даже обновить материальные базы школ в критические для Республики времена (начало 90-х годов). Миссия родителей на тот момент и собственно участие родителей в жизни школы заключалось в том, чтобы оказать материальную поддержку классу, школе и в лучшем случае организовать и провести праздники – день именинника, Новый год и др. Сейчас другая экономическая ситуация - увеличились бюджетные ассигнования для укрепления материальной базы школы, стало модно в СМИ осуждать помощь родителей школе, называя эти действия родителей «поборами родителей». Вместе с тем участие родителей в жизни школы сильно не изменилось. Как показывают мои наблюдения, и сегодняшние родители покупают какие-то школьные принадлежности для класса, помогают в проведении классных праздников (особенно в начальном звене). Вопрос: Что побуждает их, родителей, часть семейного бюджета и личное время тратить на нужды класса, а иногда и школы в целом?. Они лишаются инструмента давления на классного руководителя и просто учителя, которому помогли когда – то купить жалюзи в классную комнату, отремонтировать двери, приобрести классную доску, помогли купить необходимую для учителя методическую литературу и т.д. Или же эти действия родителей направлены на то, чтобы доказать собственным детям, что они не безразличны к их школьным проблемам? А может быть, они, таким образом, формируют доброжелательные отношения с учителями, а заодно и с собственными детьми? Как складываются взаимоотношения учитель-родитель-ученик сейчас? На эти и другие вопросы, касающиеся проблемы «школа и родители» я пытаюсь найти ответы вот уже в течение нескольких лет, наблюдая за деятельностью родительского комитета школы, обсуждая с классными руководителями проблемы взаимоотношений ученик-учитель-родитель в сегодняшней школе. Какова роль классного руководителя, учителя во всем этом? Итак, каким образом мы пытаемся в своей школе решать эти проблемы, хотим поделиться с вами на примере формирования доверительных отношений ученик-родитель-учитель в одном конкретном классе. Мы – это директор школы-гимназии №1 имени Абая Ахимбекова Шамен с более чем 20-летним стажем работы директором и 35-летним стажем работы педагога и Ким Елена стаж работы - 17 лет и 3-хлетним стажем работы классного руководителя. При формировании 5-х классов традиционно в школе идет дифференциация: сформировались классы определенной направленности, и кто-то остался, который себя не нашел. Вот этих детей пришлось посадить в один класс. Классным руководителем этого класса никто быть не хотел. После длительного перерыва мне пришлось уговорить учителя информатики К.Е. взять этот класс с одним условием, что у нее будет полная свобода действий, а я буду консультантом классного руководителя по работе с родителями. В классе 32 ребенка, из них: 18 ребят остались с прежнего класса, 4 ребенка перешли с другого класса, 8 детей прибыли с других школ, 1 ребенок прибыл с другого города и 1 ребенок прибыл с другой республики. Сформировался 5-в класс, и началась сложная работа по адаптации. Совершенно разные дети с комплексом, что они не прошли в профильные классы, многие из них совершенно не знают друг друга и все хотят самоутверждения. Я же для себя решила, что мои консультации будут направлены на то, чтобы попытаться сформировать или же начать формировать более или менее ответственные отношения между детьми и родителями и естественно родителями и учителем. Совсем недавно, в конце второй четверти уже этого года ко мне зашла К.Е. и с восторгом в голосе сообщила, что все родители и даже больше (некоторые родители в паре) пришли на родительское собрание. А я вспоминаю, как мы переживали перед этим и другими собраниями, и ещё раньше перед встречей с детьми, с родителями, приходила ко мне К.Е. советоваться по вопросам анкеты для родителей, повестке дня, обсуждая написанные родителями записки, обсуждая вопросы, которые необходимо задать им и др. Потому небезынтересно Вам будет узнать, что это за собрание, на которое пришли все родители и даже больше. Мы знаем из школьной практики, что это очень редкое явление. Родительские собрания как считают многие, время, затраченное зря и для родителей и для классных руководителей. Рассказывает К. Е. ПОВЕСТКА ДНЯ: Ø анализ успеваемости и посещаемости за прошедший год, Ø планирование работы на текущий год Ø выборы родительского комитета. Очень сложно анализировать успеваемость и посещаемость. Каждый родитель переживает услышать негативное о своем ребенке, а еще больше за то, что этот негатив будет сравниваться с позитивными результатами других, поэтому родители детей, у которых средние успехи, на собрание приходить не любят. Планирование работы. Как обычно планы составляется классным руководителем, и поручения родителям раздаются принудительно - просительным образом, а затем кое-как ими выполняются. И естественно, очень редко кто из родителей изъявляет желание быть выбранным и работать в родительском комитете. Зная эту ситуацию, были предварительно проведены некоторые действия: Например, анкета с вопросами: Ø · обедал ли вы ваш ребенок сегодня перед школой; Ø · в чем сегодня пошел в школу; Ø · кому из друзей Ваш ребенок расскажет свою тайну; Ø · какой из школьных предметов один раз в неделю; Ø · сколько часов недельная нагрузка у вашего ребенка; Ø · как зовут учителя русского языка вашего сына/ дочери; Ø · в каком кабинете проходит урок пения; Ø · что необходимо принести с собой на урок ритмики и др. А в начале учебного года был проведен классный час, где все дети писали эссе «Я - горжусь», т.е. всем ученикам были розданы листы чистой бумаги, я всем сказала, что у каждого человека есть то, что ему очень близко и он этим может гордиться. Было дано время 15 минут, в течение которых дети писали. Затем дети вслух читали с листка, чем они гордятся и объясняли почему. На родительском собрании родители тоже писали эссе, чем они гордятся? Оказались, что очень мало детей, которые гордились бы своими родителями и, к сожалению, очень мало родителей, которые знали бы, чем гордятся их дети. Об этом мы говорили на одном из собраний после анализа всех анкет. После проведения очереднего родительского собрания, на которое пришли 11 человек, хотя я всем ученикам написала приглашение в дневник, после чего родители расписались, и все ребята с восторгом выкрикивали: «А моя мама сегодня обязательно придет», «Если что, то моя мама отпросится с работы», «Если мама не сможет, то придет папа», «А можно мне подождать маму?» и т.д. - я поняла, что родители знали и сказали детям, что пойдут, но нашли много причин просто не прийти. На следующий день после родительского собрания ребятам нечего было сказать мне, они как-то по – детски пытались оправдаться и оправдать своих родителей. Я не стала их ругать и почему-то в этот момент решила провести беседу с составлением кластера «10 добрых слов, которые я слышу каждый день от родителей» и в заключение я попросила выполнить ребят необычное для них домашнее задание, т.е. прийти домой и просто сказать маме «Я тебя люблю». Анализ составленных ребятами кластеров показал, что добрыми словами являются такие как «доброе утро», «здравствуй», «до свидания», «спокойной ночи», «что ты кушал», «как ты спал», «молодец» и это были все добрые слова, которые ребята слышат каждый день дома.… Следующим шагом был разговор с ребятами, которые не очень эмоционально делились ответами по поводу домашнего задания. Тогда я попросила остаться на 15 минут и написать эссе - ответ «Что ответила мне мама». В основном ребята написали, что их мамы промолчали и ничего в ответ не сказали. Другие мамы были очень заняты (кто-то варил, кто-то разговаривал по телефону, кто-то смотрел сериал), некоторых мам просто дети не дождались. Пишет Мадина: «моя мама посмотрела на меня и удивилась», пишет Ира: «мама была занята, но что-то ответила, я даже не расслышала её», мама Вики ответила: «спасибо», мама Иззата сказала: «ты подлизываешься, значит что-то хочешь?», Эрика ходила за мамой, не находя повода сказать ей эти слова, и так и не нашла, а Алина написала: «Я не смогла сказать маме, что я её люблю, я побоялась, но я её все же люблю и когда-нибудь скажу ей об этом». Из 28 ребят, выполнивших домашнее задание, только один ученик - Ален написал, что мама подошла к нему, обняла и ответила: «Я тебя тоже люблю, сынок», на что в эссе он написал ей ответ (хотя ответ не предполагался): «Спасибо тебе, мама!» Мне стало понятно, почему мои ребята такие. И я решила, что надо работать с родителями. Надо убедить родителей, что детей надо уметь слушать и слышать, что они говорят, что детям надо помогать, что их надо любить не только за то, что он сын или дочь, а как ученика, как собеседника, как друга, как маленького «взрослого». А на собрании я прочитала только эссе Алена без упоминания его имени, но с большой гордостью за ребенка и за его маму и почувствовала, что каждая мама думала, что это именно её ребенок написал так. А в дневниках учащихся, чьи родители не пришли на собрание, я написала «Уважаемая……Вас не было на собрании, очень жаль». В следующий раз в дневниках учащихся я приклеила листок с приглашением родителям, но не на родительское собрание, а на встречу родителей за круглым столом, где будут обсуждаться вопросы, но не успеваемости и поведения учащихся, а вопросы адаптации, мотивации, комфортности, встреча с психологом, ответы на волнующие вопросы родителей самими родителями. На встречу пришли 27 человек из 32, и не пришедшие родители написали записки, почему не могли присутствовать. Родители активно обсуждали волнующие вопросы, связанные с детьми, с учебой, с жизнью в классе, делились мнением друг с другом, расспрашивали психолога, просили личной консультации. Их стало интересовать очень многое: в каком кабинете учатся, кто учитель математики, где проходит ритмика, расписание, новые предметы, в чем ходить детям в школу, как заставить ребенка одевать форму, обедать перед выходом в школу, дежурство, внеклассные мероприятия и т.д., а самое главное родители решили каждый в отдельности и все вместе, что надо помогать детям, помогать учителям, помогать классному руководителю и в целом участвовать в учебно-воспитательном процессе. Родители все чаще стали встречаться с учителями, созваниваться друг с другом, писать мне записки, интересоваться у детей не только о том, «выполнил ли он уроки и какие оценки получил», а какие события произошли в школе, чем был огорчен или порадован ребенок, его успехами и неудачами, его мнением о происходящем в школе, с друзьями, с учителями. Это был первый шаг на пути к моей цел: родитель - ученик – учитель - союзники, без которого не может нормально протекать учебно-воспитательный процесс. Нам думается, что именно такая повседневная, кропотливая работа, где главным являются не формальные мероприятия, а степень участия классного руководителя в становлении детей и искреннее желание привлечь к этому родителей, приносит определенные результаты. Началась выстраиваться система создаваемая классным руководителем и родителями данного класса: - это родительский всеобуч, где папы и мамы получают родительскую грамоту и информацию о жизнедеятельности класса и в целом школы; - это конкретное общение учителя с семьями посредством писем, телефонных звонков, личных встреч и просто записок; - это руководство для домашней учебной практики, помощь родителям в понимании того, что они могут сделать для детей (упражнения и ЭССЕ для родителей);- это организация волонтерской работы, т.е. вовлечение родителей в деятельность класса и школы, такую систему работы с родителями смогли организовать К. Е., родители и учащиеся 6-в - беспокойного, собранного из разных коллективов, большей частью агрессивных вчера и активных, сплоченных, деятельных сегодня учеников. Но этот пример всего одна часть, где видно формирование отношений ученик - родитель - классный руководитель, где ключевым звеном является классный руководитель. А сами родители? Получается, без классного руководителя они ничего не будут делать? Но ведь у классного руководителя 1 час в неделю на классный час и 1-2 собственных урока, а что учитель? Ситуация такова. Звонок на перемену, и на головы классных руководителей обрушивается поток жалоб, нареканий на детей и их родителей со стороны учителей – предметников. Почему сегодняшний учитель формирует отношения с родителями учеников, где он не является классным руководителем через классного руководителя? Большой вопрос, на который требуется ответ… Многие родители, к сожалению, не до конца осознают свои права и обязанности в деле воспитания детей, сложив с себя этот груз на классного руководителя и школу в целом. Для этого необходим инструментарий, по которому родители бы получали подробную информацию о школе, пришли бы к пониманию, что они имеют определенные компетенции при формировании и распределении школьного бюджета, от потребностей родителей зависел бы учебный план, хотя бы в части школьный компонент. Но, к сожалению, – это завтрашний день. Родительские комитеты и просто родители на сегодняшний день не имеют реальных полномочий в изменении школьной ситуации, но важно, что процесс идет. Как видно из примера работы одного классного руководителя с 5-в классом – это начало конструктивного диалога. Вместе с тем, отношения учителей и родителей какими они должны быть? Кто кому подотчетен? Какова мера участия родителей в организации школьных мероприятий? Какова мера ответственности родителей? Не подменяют ли они этим сотрудников школы? Какова мера участия родителей в оценке и планировании деятельности класса, школы? Больше вопросов, чем ответов. Готовых рецептов и ответов нет. Эти вопросы мы сегодня задаем себе, и нам же ещё предстоит на них отвечать. Буквально недавно К.Е. проведено ещё одно Эссе с родителями: «Какие черты характера ваших детей вызывают у вас беспокойство и почему?» Здесь мы приводим некоторые ответы родителей: излишняя впечатлительность, неуверенность, леность, мнительность, обидчивость, рассеянность, гиперактивность, подверженность влиянию, замкнутость, невнимательность, излишняя доверчивость, избалованность, но процентов 70 родителей не написали, почему их это беспокоит, и что они предпринимают для изменения ситуации – это уже следующий шаг, над которым, видимо, предстоит работать родителям и классному руководителю, и учителям этого класса, выстраивая доверительные и ответственно-зависимые отношения. | |
Просмотров: 2499 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|