Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Игрушки, которые убивают
№ 131 (17246) от 22.07.2011
Татьяна ЛЕНСКАЯ, Астана
Летние каникулы в разгаре, но далеко не все школьники рвутся на свежий воздух. Посиделки у костра и печеная картошка – это вчерашний день. Компьютер – вот главный друг современного ребенка.
Виртуальный мир компьютерных игр всецело поглотил наших детей. Для родителей он – тайна за семью печатями. Чтобы сделать правильные выводы, надо как минимум самому поиграть в игру. Эта задача для многих взрослых непосильная. Поэтому жестокость, царящая в мире геймеров, скрыта от родительских глаз.
Есть множество вполне безобидных виртуальных игрушек, но речь пойдет о "стрелялках" другого рода. Разработчики компьютерных игр с больной фантазией выкладывают в сеть свое дегенеративное творчество, и оно становится доступно любому ребенку. Для примера: заходим на www.game01.ru, слева – классификатор. Выбирай игру на свой вкус. Есть здесь и "жестокость" (138 игр), и "кровавые" (137), и "мочилово" (268), и "зомби" (283 игры).
Кликаю на безобидный на первый взгляд раздел "животные". В глаза бросается картинка с дохлой курочкой. Женская ручка потрошит истекающую кровью птицу. Почему в игре маячит значок PETA (организация по защите животных) – не совсем понятно. Неужели таким образом детям прививают сострадание к убитым и съеденным в виде чикенбургера курочкам?
А вот игрушка из раздела "кровавые". Человек, подвешенный за руки, подвергается всевозможным пыткам: ему можно оторвать конечности, отрезать голову пилой и сотворить множество других деяний, о которых тошно даже говорить.
А вот что пишет Википедия об игре Postal: "Полиция и военные могут случайным образом атаковать прохожего – просто избить его или даже убить. Воспроизведение в игре некоторых анатомических подробностей: игрок может помочиться; лопатой, косой или мачете можно расчленять тела людей. В некоторых ситуациях человек может агонизировать после нанесения смертельных травм".
Понятно, что подобные игры необратимо меняют психику наших детей. Что в данной ситуации делать взрослым? Разобраться в этом вопросе мне помогла психолог Анжелика Марсиянова, доцент Казахстанско-Американского Свободного университета (Усть-Каменогорск):
– Чтобы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей, имеет смысл сначала сказать о роли агрессии в нашей жизни. Как мне кажется, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр. Агрессия – это природное состояние человека. Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Но они забывают, что существует множество нюансов в этом вопросе. Точнее, не забывают, а им просто выгодно закрыть на это глаза.
– Стираются ли границы между жестокостью в игре и в жизни?
– Границы между реальностью и игрой у ребенка очень непрочные. Нашей психике на самом деле все равно, происходят ли события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз. Вся информация, которая поступает к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, негативная – разрушает. Я, например, призываю родителей к тому, чтобы их дети меньше смотрели фильмы со сценами насилия. Но при просмотре подобных кинолент ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, тогда как в компьютерных играх он активен и может влиять на происходящее. И для психики это равнозначно реальному действию: она уже записала его алгоритм и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. Попадая в различные ситуации, ребенок уже имеет определенную программу: замахнись топором и отруби голову. Хорошо, если в чистом виде она никогда не сработает, но ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. И самое страшное, что при этом часто отсутствует самокритичность к своему поведению, а есть ощущение своей полной правоты.
– Как подобные игры отражаются на мировосприятии ребенка?
– Мировосприятие ребенка – это мозаика из его жизненных событий. И если жестокие игры занимают значительное место, то мировосприятие ребенка будет строиться из их фрагментов. В старые времена в скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Жестокость их воинов не знала границ. Никто не настаивает на том, чтобы детей воспитывали в тепличных условиях. В мире есть жестокость и, безусловно, об этом детям надо знать и уметь себя защитить. Но согласитесь, что, допустим, в секции каратэ из детей не сделают моральных инвалидов: там учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества настоящего человека.
– Можно ли сравнить игроманию с наркоманией?
– Конечно, злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Игромания является одной из самых тяжелых форм зависимости: она вырывает человека из жизни и действует разрушительно на его психику так же, как наркотики и алкоголь. Почему дети уходят в виртуальный мир? Есть несколько механизмов, которые сцеплены друг с другом. Во-первых, это свойство самих игр – они затягивают. Происходит это примерно как с собакой Павлова: мелькают картинки, идет озвучка, мерцают лампочки – и вот рефлекс уже готов. У меня есть личный опыт "попадания в капкан" одной безобидной компьютерной игры: стоило мне только расслабиться и три месяца летнего отпуска просто прошли впустую. Зато в "том мире" были построены замки и завоеваны новые земли! Во-вторых, если реальность не устраивает ребенка, ему хочется забыться в виртуальном мире, где можно делать все что угодно.
– Способен ли ребенок воспринимать доводы взрослых? Или единственный способ оградить ребенка от виртуального зла – отлучить его от компьютера?
– Отлучать от компьютера? Полностью – не получится, да и смысла нет. Виртуальный мир – это мощный ресурс, где есть и опасное, и полезное. Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры оказывают развивающий эффект. Доводы – вещь тоже важная, говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо. Но следует помнить, что даже в юношеском возрасте логическая аргументация имеет слабое значение. Не могу обойти банальную рекомендацию: родители, уделяйте внимание своим детям! Поддерживайте их, разговаривайте с ними понимающим тоном, проводите вместе выходные, разделяйте их интересы, гордитесь своими детьми. Из такого мира – понимающего и теплого – никто не уйдет в виртуальный мир крови и жестокости. Цивилизация развивается в бешеном темпе, мир не становится добрее. Современные технологии несут одновременно и добро, и зло. Самый надежный выход в этом лабиринте – духовность человека. Именно она обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает окружающий мир.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=55610
Категория: Семья и школа | Добавил: collegy (2011-07-24)
Просмотров: 975 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru