Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
№ 131 (17246) от 22.07.2011 Татьяна ЛЕНСКАЯ, Астана Летние каникулы в разгаре, но далеко не все школьники рвутся на свежий воздух. Посиделки у костра и печеная картошка – это вчерашний день. Компьютер – вот главный друг современного ребенка. Виртуальный мир компьютерных игр всецело поглотил наших детей. Для родителей он – тайна за семью печатями. Чтобы сделать правильные выводы, надо как минимум самому поиграть в игру. Эта задача для многих взрослых непосильная. Поэтому жестокость, царящая в мире геймеров, скрыта от родительских глаз. Есть множество вполне безобидных виртуальных игрушек, но речь пойдет о "стрелялках" другого рода. Разработчики компьютерных игр с больной фантазией выкладывают в сеть свое дегенеративное творчество, и оно становится доступно любому ребенку. Для примера: заходим на www.game01.ru, слева – классификатор. Выбирай игру на свой вкус. Есть здесь и "жестокость" (138 игр), и "кровавые" (137), и "мочилово" (268), и "зомби" (283 игры). Кликаю на безобидный на первый взгляд раздел "животные". В глаза бросается картинка с дохлой курочкой. Женская ручка потрошит истекающую кровью птицу. Почему в игре маячит значок PETA (организация по защите животных) – не совсем понятно. Неужели таким образом детям прививают сострадание к убитым и съеденным в виде чикенбургера курочкам? А вот игрушка из раздела "кровавые". Человек, подвешенный за руки, подвергается всевозможным пыткам: ему можно оторвать конечности, отрезать голову пилой и сотворить множество других деяний, о которых тошно даже говорить. А вот что пишет Википедия об игре Postal: "Полиция и военные могут случайным образом атаковать прохожего – просто избить его или даже убить. Воспроизведение в игре некоторых анатомических подробностей: игрок может помочиться; лопатой, косой или мачете можно расчленять тела людей. В некоторых ситуациях человек может агонизировать после нанесения смертельных травм". Понятно, что подобные игры необратимо меняют психику наших детей. Что в данной ситуации делать взрослым? Разобраться в этом вопросе мне помогла психолог Анжелика Марсиянова, доцент Казахстанско-Американского Свободного университета (Усть-Каменогорск): – Чтобы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей, имеет смысл сначала сказать о роли агрессии в нашей жизни. Как мне кажется, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр. Агрессия – это природное состояние человека. Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Но они забывают, что существует множество нюансов в этом вопросе. Точнее, не забывают, а им просто выгодно закрыть на это глаза. – Стираются ли границы между жестокостью в игре и в жизни? – Границы между реальностью и игрой у ребенка очень непрочные. Нашей психике на самом деле все равно, происходят ли события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз. Вся информация, которая поступает к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, негативная – разрушает. Я, например, призываю родителей к тому, чтобы их дети меньше смотрели фильмы со сценами насилия. Но при просмотре подобных кинолент ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, тогда как в компьютерных играх он активен и может влиять на происходящее. И для психики это равнозначно реальному действию: она уже записала его алгоритм и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. Попадая в различные ситуации, ребенок уже имеет определенную программу: замахнись топором и отруби голову. Хорошо, если в чистом виде она никогда не сработает, но ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. И самое страшное, что при этом часто отсутствует самокритичность к своему поведению, а есть ощущение своей полной правоты. – Как подобные игры отражаются на мировосприятии ребенка? – Мировосприятие ребенка – это мозаика из его жизненных событий. И если жестокие игры занимают значительное место, то мировосприятие ребенка будет строиться из их фрагментов. В старые времена в скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Жестокость их воинов не знала границ. Никто не настаивает на том, чтобы детей воспитывали в тепличных условиях. В мире есть жестокость и, безусловно, об этом детям надо знать и уметь себя защитить. Но согласитесь, что, допустим, в секции каратэ из детей не сделают моральных инвалидов: там учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества настоящего человека. – Можно ли сравнить игроманию с наркоманией? – Конечно, злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Игромания является одной из самых тяжелых форм зависимости: она вырывает человека из жизни и действует разрушительно на его психику так же, как наркотики и алкоголь. Почему дети уходят в виртуальный мир? Есть несколько механизмов, которые сцеплены друг с другом. Во-первых, это свойство самих игр – они затягивают. Происходит это примерно как с собакой Павлова: мелькают картинки, идет озвучка, мерцают лампочки – и вот рефлекс уже готов. У меня есть личный опыт "попадания в капкан" одной безобидной компьютерной игры: стоило мне только расслабиться и три месяца летнего отпуска просто прошли впустую. Зато в "том мире" были построены замки и завоеваны новые земли! Во-вторых, если реальность не устраивает ребенка, ему хочется забыться в виртуальном мире, где можно делать все что угодно. – Способен ли ребенок воспринимать доводы взрослых? Или единственный способ оградить ребенка от виртуального зла – отлучить его от компьютера? – Отлучать от компьютера? Полностью – не получится, да и смысла нет. Виртуальный мир – это мощный ресурс, где есть и опасное, и полезное. Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры оказывают развивающий эффект. Доводы – вещь тоже важная, говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо. Но следует помнить, что даже в юношеском возрасте логическая аргументация имеет слабое значение. Не могу обойти банальную рекомендацию: родители, уделяйте внимание своим детям! Поддерживайте их, разговаривайте с ними понимающим тоном, проводите вместе выходные, разделяйте их интересы, гордитесь своими детьми. Из такого мира – понимающего и теплого – никто не уйдет в виртуальный мир крови и жестокости. Цивилизация развивается в бешеном темпе, мир не становится добрее. Современные технологии несут одновременно и добро, и зло. Самый надежный выход в этом лабиринте – духовность человека. Именно она обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает окружающий мир. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=55610 | |
Просмотров: 975 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|