Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Алексей Чумаченко Ночью в небе появилось зловещее знамение. Зрелище было непонятно, а потому ужасно. Люди переговаривались, обсуждая, каких бед ожидать в дальнейшем, дети, разбуженные взрослыми, плакали — обстановка накалялась. А комета с красным глазом вдруг начала опускаться прямо в их небольшое селение. И как раз в сад Анны Ньютон. Исаак подтягивал к себе на бечевке воздушного змея с зажженным внутри фонарем... Учась в школе, мальчик жил у аптекаря, вечерами с интересом наблюдал мудреный процесс изготовления порошков. Школьный учитель Генри Стокс, полюбив смышленого ученика, занимался с ним отдельно, давая решать замысловатые задачи. Но мать распорядилась по-своему — через три года учебы забрала сына домой, поднимать запущенное хозяйство. Однажды поднялась сильная буря — ломались ветки, гнулись деревьяѕ А Исаак решил поставить свой первый научный опыт: измерить силу ветра. Для этого он прыгал по только что вскопанным грядкам — сначала по ветру, а затем против него, замеряя длину своих прыжков и определяя разницу. Опыт удался, но не с точки зрения матери: затоптанные грядки привели ее в ужас. Как вы думаете, что было дальше? Генри Стокс не мог примириться с тем, что его лучший ученик копает огород и пасет скот, и уговорил отчаявшуюся Анну Ньютон вернуть Исаака в школу. «Ну, это Ньютон, — скажете вы. — Таких немного». Да, безусловно. Хотя... Родившийся ребенок совсем не знаком с миром. Для него все вокруг интересно и непонятно. Целыми днями он только и делает, что познает мир, удивляется, пробует, совершает открытия — и приобретает опыт. Вот какую историю рассказал Януш Корчак в одной из своих книг. Четырехлетний малыш несет в руках кастрюлю с водой в другую комнату. Дверь закрыта. Малыш останавливается в недоумении. Перед ним непреодолимое препятствие, ему предстоит совершить открытие, которое он, возможно, запомнит на всю жизнь. Но бабушка спешит ему на помощь, открывает дверь — и невольно лишает ребенка открытия. Начав с удивления перед полетом бабочки, растущий человек постепенно задается и другими вопросами: «Почему магнит притягивает? Почему лед превращается в воду? Кто такие кометы и откуда они прилетают?» Эти вопросы приводят его к энциклопедиям, словарям и справочникам. Работая с детьми каждый день, не перестаешь поражаться тому, что в мире, где, казалось бы, все давно открыто, продолжают совершаться открытия. Прямо на твоих глазах... Делаем с мальчишками катамаран. Начинаю занятие, и тут Слава с вопросом из категории «не вовремя»: — Чем санки отличаются от снегоката? — Не знаю, конструкция разная. Да и зачем тебе это, сейчас начинается занятие. — Я не знаю, как увеличить скорость... — Минутку. Давай задержимся после занятия, не люблю на ходу. Идет? После урока спешит к доске, долго ищет маркер, размышляя вслух: — И чем отличаются санки от снегоката? У санок полозья узкие и длинные, а у снегоката широкие. Знаете же, санки едут быстрее, а снегокат медленнее из-за трения. — Замечательно, но при чем здесь катамаран? — делаю вид, что не догадываюсь. — Ну как же! — юный исследователь немного завелся. — Чтобы увеличить скорость, нам нужны поплавки — узкие и длинные, чтобы плыли лучше, а еще без единой зацепки, гладкие-прегладкие. Я даже в книге видел, как обтекает вода разные предметы! — и, к моему удивлению, рисует широкое тело и завихрение потока, потом узкое — с плавным обтеканием. — Раз есть идея, надо попробовать. Делай образец для эксперимента. Много лет наблюдая за детьми, я не мог не прийти к некоторым выводам, которыми хочу поделиться — вдруг они помогут вам, как помогают мне. | |
Просмотров: 1103 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|