Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Взаимодействие с родителями в рамках кабинета психолого-педагогической коррекции как одно из условий успешности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Шалтеев Ермек Рамазанович, И.о.заведущего ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Управления образования акимата Костанайской области Республика Казахстан г.Кустанай Кабинет психолого-педагогической коррекции и кабинет коррекции и инклюзивного образования в одном общем стратегическом направлении осуществляют свою деятельность, которое определяется как содействие включению детей с ограниченными возможностями развития в общеобразовательный процесс. С точки зрения политики инклюзивного образования кабинет психолого-педагогической коррекции и кабинет коррекции и инклюзивного образования представляют не только потенциальные возможности ресурсов, но и способность своевременно и качественно оказывать специальные образовательные услуги детям с ограниченными возможностями развития. В первом случае касается детей по достижении 18 лет, во втором случае – детей дошкольного возраста. В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с задержкой в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: создания эффективной системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, ее управления; содержания, методов и форм обучения и коррекционно-развивающей работы и др. Работа с родителями – актуализация главных проблем успешности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции. Важно привлечь родителей в свои союзники, а затем попытаться сделать их партнерами в этой работе. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают кабинет психолого-педагогической коррекции. Беда многих родителей – это бытовые условия, слабые педагогические и медицинские знания по обучению и воспитанию ребенка с ограничениями в развитии, отстраненность от социума, замкнутость, трудности в изучении сложного мира ребенка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в КППК во многом зависит от того, как организовано просвещение родителей. Ведь известно, что основная тяжесть повседневной работы с детьми с ограниченными возможностями ложится именно на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства своей жизни с учетом интересов ребенка. Приходится думать не только об удобстве и спокойствии, а о целесообразности и пользе происходящего в доме и семье для развития ребенка. Такой подход требует от близких самоотверженности и сил. Хотя, в современных условиях жизни многие семьи можно назвать социально деградированными. Внутрисемейный микроклимат в таких семьях характеризуется высокой конфликтностью в быту и на работе, враждебностью, агрессивностью во взаимоотношениях между членами семьи. Низкий уровень культуры и знаний, социально-трудовой адаптации, быта оказывают отрицательное влияние на характер и специфику приемов воспитания ребенка и ухода за ним. В большинстве случаев это неполные и распадающиеся семьи, характеризующиеся социальной дезадаптацией и деформацией психологической атмосферы, вследствие чего в них снижена не только полноценность осуществления воспитательной функции, но и имеет место искажение формирования эмоциональных реакций ребенка. Таким образом, предпринимаемые вспомогательные меры рекомендательного характера, осуществляемые специалистами кабинета коррекции, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности коррекционной работы с семьей аномального ребенка можно назвать и собственные, личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации, препятствуют установлению гармоничного контакта с ним и с окружающим миром. К ним могут быть отнесены: неприятие личности ребенка с отклонениями в развитии, ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя, который в одно мгновение сделает ребенка здоровым, рассмотрение ребенка с ограниченными возможностями как наказания за что-либо, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Проблемы, которые волнуют родителей таких детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые оказывается погружен родитель ребенка с ограниченными возможностями. Во многом решение негативных факторов семьи зависит напрямую от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания ребенка. По этим признакам семьи, имеющие детей со значительными отклонениями в развитии (с инвалидностью), можно дифференцировать на четыре группы. Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В семье часты супружеские конфликты. В зависимости от возраста ребенка повышается и уровень потворствующей гиперпротекции (фобии утраты ребенка). Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек. Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка. Вторая группа – семья с холодным стилем общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений, как в семье, так и вне семьи. Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его возможностей. При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Гендерная характеристика семей подтверждает тот факт, что женщины являются основными членами семьи, несущими всю тяжесть заботы о ребенке. Спектр же проблем, с которыми в основном обращаются родители «проблемных» детей на коррекцию, достаточно широк. Как правило, их интересуют следующие вопросы: - нормализация отношений между ребенком и матерью; - нормализация отношений между ребенком и другими членами семьи (особенно детьми); - гармонизация отношений отца к ребенку; - сохранение и поддержание гармоничного климата в семье; - формирование позитивного отношения к процессу обучения у всех членов семьи, включая самого ребенка; - умение общаться с коллективом нормально развивающихся сверстников. Такие семьи можно разделить на несколько групп. У одной группы родителей ярко выражена недооценка возможностей ребенка, а у других – излишняя проблематизация ситуации, выражающаяся в гиперопеке и болезненном отношении к любым недостаткам в развитии детей. Среди серьезных проблем, которые беспокоят родителей в развитии детей, называются в основном: обидчивость, плаксивость, невнимательность, неуверенность. В моменты же обострений, уверенность в достижении положительного результата в работе с ребенком, у родителей ослабевает, «опускаются руки». В такие тяжелые моменты близкие нуждаются в психологической поддержке не меньше его самого. Такую функцию поддержки приходиться брать на себя педагогу-психологу, занимающемуся с ребенком. Полезно регулярно говорить с родителями ребенка, обсуждать возникшие ситуации. Во время этих бесед следует подготовить родителей к тому, что в ходе развития ребенка возможны периоды обострения, обсудить с ними тактику общих действий. В особенно трудные моменты необходимо помогать конкретными советами и действиями. Не всегда получается точно описать поведение ребенка во время занятия. Поэтому в некоторых ситуациях полезно участие родителей (мамы) в занятиях. Такое участие должно быть строго ограниченно, т.е. мама выступает в роли слушателя и только в некоторых случаях приходит на помощь педагогу в качестве «переводчика». Назовем основные причины ошибок в семейном воспитании детей: • Низкий уровень психолого-педагогический знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях их ребенка; • Личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком; • Позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению. Для того, чтобы занятия с ребенком были эффективными, необходимо достичь взаимопонимания с его близкими, прийти к общему знаменателю при выборе подхода к обучению и воспитанию ребенка. В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей. В основе замысла этой работы лежит твердое убеждение специалистов кабинета коррекции в необходимости проведения психокоррекционной работы с родителями детей с отклонениями в развитии. В ГУ «Кабинет психоголо-педагогической коррекции Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области обучается 85 детей с ограниченными возможностями, из них 30 инвалидов, 53 ребенка имеют несколько диагнозов. Совместную работу с родителями начали с проведения анкетирования. Исходя из анализа проведенных анкет, были намечены направления работы с родителями, а именно: организовать встречи с медработниками, социальными службами, информационные встречи с педагогами КППК, проведение совместных праздников. Поскольку дети имеют сложные диагнозы, то родители имеют возможность присутствовать вместе с ними на занятиях. Это позволяет родителям в домашних условиях повторить и закрепить учебные и социальные навыки ребенка, познакомиться с методикой обучения, уметь использовать специальные знания, увидеть динамику развития. Если совместная учебная деятельность педагогов и родителей в КППК достаточно развита, то остальные направления работы кабинета не получали достаточного развития в силу различных причин. Понятие о развивающихся взаимодействиях в КППК и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Начали с выявления активных, инициативных родителей. Те, в свою очередь, организовали родительский комитет КППК. Совместно составили план работы, провели родительские собрания. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовимся к их проведению, анализируем каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. На тот момент родителей больше всего волновали вопросы, связанные с медициной. Был организован круглый стол для родителей КППК «Новинки медицинской оборудования и обслуживания для детей с ограниченными возможностями», «Особенности развития и обучения детей с ДЦП» с привлечением специалистов Костанайской районной больницы. Изучение интересов и медицинских запросов родителей способствовало тому, что кабинетом коррекции был разработан совместно с ГККП «Костанайская центральная районная больница» план совместных мероприятий с медиками, предусматривающий: • организацию работы медицинского консультационного пункта ЦРБ для родителей на базе КППК; • организацию индивидуальных медицинских консультаций с педагогами и родителями КППК; • организацию лечебно-профилактической помощи в работе коррекционных классов; деятельности по оказанию логопедической и специализированной лечебно-профилактической помощи детям с ограниченными возможностями; • ведение учета детей с ограниченными возможностями, оказание помощи в их постановке на учет к специалистам. С помощью родительского комитета КППК организуется и совместная внеучебная деятельность детей. Если раньше родители были просто пассивными участниками праздников, то теперь совместная работа по всем направлениям позволяет сплотить родительский коллектив, проявить свои творческие способности, способствовать более успешной социализации их детей. Совместно были организованы «Осенний бал», праздник новогодней елки, праздники, посвященные международному дню 8 марта и Дню защитника Отечества, спортивные праздники, конкурсы рисунков и поделок и многое другое. Поиск новых форм и методов работы подвел нас к идее проведения тематических праздников. Этот вид деятельности даёт возможность детям психологически раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, поскольку дети с патологией не имеют, как правило, опыта участия в таких мероприятиях. Праздник обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или совместных действий, в игровой форме помогает закрепить полученные знания, умения и навыки. Основой любой познавательной деятельности является интерес. Только то, что интересно, привлекательно легко усваивается ребёнком, удерживает его устойчивое внимание. А так как к нам приходят в основной своей массе дети, имеющие отклонения нервной деятельности в той или иной степени, то чаще всего у таких детей нарушено устойчивое произвольное внимание. Поэтому одной из основных задач для нас является вызвать интерес к излагаемому материалу и постараться удержать внимание ребёнка в течение всего занятия. Достигнуть этого можно лишь, вовлекая ребёнка в развивающие игры. Игры присутствуют в том или ином виде на каждом занятии, но тематические праздники максимально насыщены играми развивающего характера. Праздники мы стараемся максимально наполнить спортивными играми, физическими упражнениями. Физическое состояние и двигательные возможности ребёнка во многом определяют его общую дееспособность в обучении, а так же компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития. На обычных физкультурных занятиях процесс выполнения физических упражнений для учащихся часто лишён смысла – во многих упражнениях им недоступно восприятие и понимание связи между характером движения и его результатом, мало участие речи в двигательных действиях. В праздничных сценариях подобной проблемы не возникает, так как всё объединено единым сюжетом или общей целью. Следует так же отметить взаимосвязь моторики и речевого развития, состоящую в том, что двигательная активность детей оказывает положительное влияние на развитие речи детей, а так же на совершенствование межанализаторного синтеза с участием двигательного анализатора. Практически все задания занятия направлены на развитие речи и психических процессов: устойчивости внимания, мышления, памяти, воспитанию нравственно-эстетических чувств. Е.А.Гордиенко и Г.С.Юсупова в работе «Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы» приходят к выводу, что «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребёнка дефектов осуществлялась правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильно и достаточно эффективным, родители должны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью». В виду специфических условий, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников, мы помимо основных форм работы с родителями, стараемся привлечь их к совместной деятельности с детьми, вызвать интерес через демонстрацию достижений детей. Таким образом, мы стараемся на мероприятиях, праздниках предусмотреть все формы коррекционной работы с детьми с особыми потребностями, а также разнообразить работу с родителями. Поэтому тематические праздники вполне можно рассматривать как нетрадиционную форму интеграционного занятия, помогающую решать коррекционные задачи, позволяющую детям, активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества. Поскольку совместная деятельность КППК с общественными организациями позволяет процесс развития инклюзивного образования поднять на более качественный уровень как в плане совершенствования развития, обучения и воспитания детей, так и в плане социальной защиты их родителей, то КППК начал сотрудничество с Общественным объединением «Радуга» матерей детей-инвалидов, с Центром социального сопровождения «Просвещенный родитель – успешный ребенок!». В плане совместных действий для родителей были проведены презентации модели репликации социальных услуг, организована работа «Школы правовых знаний» для родителей детей-инвалидов, курса для родителей «Навигатор в интернете», позволяющего родителям самостоятельно отыскивать нужную информацию в интернете, тренинги, индивидуальные консультации психолога для родителей; занятия по сенсорике и мастер-классы по массажу для родителей. Приложение Родительские собрания проводятся на актуальные для педагогов КППК и родителей темы, которые выясняются, например, во время анкетирования. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы можно использовать при планировании работы с родителями. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано, кто и для чего проводит опрос. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например “Ваши суждения помогут улучшить работу” или “Позволят изучить проблему”. Далее идёт инструкция к выполнению. Эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года, с помощью анкет можно узнать сведения о детях, которые помогут в их адаптации, а также в более успешном взаимодействии с ними. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученную информацию, необходимо предложить определённый алгоритм, который позволит действовать последовательно и точно. Цель анкетирования: выявление проблем в работе КППК и основных направлений работы с родителями. Уважаемые родители! Ваше мнение позволит изучить проблемы в деятельности КППК и улучшить нашу работу. Пожалуйста, ответьте на вопросы. Спасибо за работу! 1. Были ли у вас проблемы при посещении данного учреждения образования? 1) Нет. 2) Да. Проблемы какого рода? • связанные с транспортировкой – 4 (из них такая проблема возникает редко – 2 родителя) • болезнь ребенка – 7 родителей • семейные проблемы – 1 • мероприятия, которые по времени совпадают с занятиями ребенка - 1 • особенности режима ребенка – 1 • проблемы на работе - 2 Таким образом, непосещение занятий в КППК, в основном, связано с болезнью детей. 2.Оцените, насколько получаемое в КППК образование соответствует запросам и потребностям вашего ребенка: 1. Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы КППК – 75 родителей. 2. Я уверен (а) в хорошем отношении педагога к детям и к моему ребенку в частности – 75 родителей 3.В педагогах меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво - 75 родителей 4. При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка - 70 родителей 5.Благодаря помощи педагогов, мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка - 57 родителей 6.Соответствует запросам моего ребенка - 75 родителей Таким образом, можно отметить, что получаемое в КППК образование соответствует запросам и потребностям родителей. 3. Ваш ребенок ходит в КППК: • с удовольствием – 60 родителей • чаще с удовольствием – 15 родителя Таким образом, 100% родителей отметили, что занятия, проводимые в КППК, детям нравятся. 4. Чтобы вы изменили в работе КППК: • чаще устраивались встречи с медиками - 15 родителей • хотелось бы больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах – 13 родителей • проводилась бы интересная работа с родителями - 27 родителей • материальная база – 22 родителя • помочь родителям научиться заниматься с ребенком – 21 родитель • все устраивает – 51 родитель • организовать общие праздники – 31 родитель Таким образом, родителям хотелось бы больше узнать о медицинских вопросах, связанных с диагнозом ребенка и больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах. 5.Какие образовательные и воспитательные мероприятия вы бы добавили в программу обучения КППК? музыкальные занятия – 22 родителя обмен опытом с родителями детей дальнего и ближнего зарубежья – 21 родитель дополнительные занятия с логопедом - 21 родитель игровые формы работы, трудотерапия, музтерапия - 12 родителей групповые занятия – 11 родителей урок пения, мероприятия с танцами, спортом – 31 родитель домашние задания - 11 родителей обучение на гос.языке – 5 родителей занятия с дефектологом – 13 родителей дополнительные спортивные секции – 14 родителей раздаточный материал для занятий дома - 15 родителей контакт с животными (козы, лошади, дельфины) - 1 родитель 6.Каких знаний о вашем ребенке вам не хватает? Медицинских знаний, не понимаю терминов - 25 родителей Психологическая помощь родителям в общении и дальнейшем развитии с ребенком - 10 родителей побольше занятий с логопедом - 12 родителей не хватает внимания собственному ребенку - 1 родитель как найти правильный подход к ребенку – 7 родителей как правильно обучать ребенка – 10 родителей психологические особенности диагноза - 17 родителей все ли успевает на занятиях, есть ли успехи – 6 родителей знать о диагнозе (аутизм), есть ли такие взрослые дети, что с ними сейчас – 2 родителя как отучить ребенка от вредных привычек – 1 родитель не понимаю, понимает ли меня дочь, капризничает или просто не слышит – 1 родитель 7.Какими знаниями об особенностях воспитания детей вы бы могли поделиться с другими родителями? Всем, чем знаю – 1 родитель Любить ребенка, верить, давать больше самостоятельности – 10 родителей 8.Какая помощь необходима вашей семье в социальной адаптации вашего ребенка? Социальный работник – 1 родитель Моральная поддержка – 3 родителя Обучение и развитие ребенка – 2 родителя Материальная помощь – 1 родитель Организация праздников – 1 родитель Больше занятий с логопедом и дефектологом – 1 родитель Посещение КППК после 18 лет – 1 родитель Педагоги оказывают благополучный психо-эмоциональный настрой, относятся к нашим детям с любовью и пониманием – 75 родителей Исходя из анализа проведенных анкет, были намечены направления работы с родителями. Использованная литература: 1.Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. – М.: Новый учебник, 2003. 2.Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей. - Дефектология. 1998. №3. 3.Гейци Э.Д. Влияние стиля воспитания в семье на самооценку ребенка дошкольного возраста Активность личности. - Новосибирск, 1998. 4.Гордиенко Е.А., Юсупова Г.С. – Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. 5.Дорога — это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой, — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996. 6.Ерсарина А.К. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. Журнал «Специальное образование в Казахстане», №2, 2012 г. 7.Жонтаева Ж.А. О развитии интеграционных процессов в образовании в Республике Казахстан. – Казахстан-образование. 8.Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках: Кн. полез. советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. - М.: Новая шк., 2000. 9.Кузнецова Л.И. Формирование адекватной самооценки у детей с ОВР. Журнал «Специальное образование в Казахстане», №2, 2012 г. 10.Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002 11.Оразаева Г.С. Кабинет коррекции как ресурс образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями развития. Журнал «Специальное образование в Казахстане», 2012 г. | |
Просмотров: 3675 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|