Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Статья "Из опыта работы с родителями".
Из опыта работы классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня средней школы № 201 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Филипповой Надежды Григорьевны. Высшая квалификационная категория.


Целый мир от красоты, от велика и до мала,
Невозможно в этом мире
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
Но его творенье вечно!!!
А.А.Фет
Тема: «Работа с родителями в школе».
Школа – какое обычное слово для каждого из нас. Но в жизни каждого человека она оставляет неизгладимый след. Это и трепет перед неизвестным, радостное волнение первооткрывателя для маленького человечка, впервые переступающего школьный порог, и большие надежды, богатый запас знаний и опыта для выпускников, покидающих школу и вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.
Школа – почти всегда на неё возлагают большие надежды и дети, и их родители. И это не случайно. Ведь успешным, смело шагающим по жизни сможет стать только тот выпускник, который впитает в себя всё лучшее, что даёт школа. А это может произойти только в том случае, когда родители и учителя работают вместе, помогая друг другу.
Работу с родителями я считаю самой приоритетной из всех направлений в воспитании детей. Ведь 70% культуры общения, поведения, формирования образа жизни закладывается и закрепляется в семье, И если родители заинтересованы в развитии и воспитании своих детей, то работа с такими детьми будет доставлять удовольствие. Но очень часто происходит обратное: родители считают, что школа должна полностью взять на себя ответственность за обучение и воспитание их ребенка, а их задача - накормить и одеть. Другие очень заняты на работе и им не хватает на времени на воспитание. А третьи просто боятся посещать школу в силу каких-то причин. И эту проблему надо решать.
ВОПРОС: Как привлечь родителей к активному участию в учебном и воспитатель¬ном процессе?
Я считаю, что основная работа должна строиться по следующим направлениям:
•активное участие в проведении родительских собраний и в выполнении их решений;
•активное участие в делах класса; •общая совместная работа дома.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ: первое родительское собрание очень важно, поскольку от его успешного проведения, от впечатления родителей очень многое зависит. Так как родители не знакомы друг с другом, провожу игру «Представьте меня». Каждый родитель при входе в класс получает карточку с изображением и садится за тот стол, которому оно соответствует. Так они организуют группы по 4-6 человек, в которых рассказывают о себе друг другу, а затем каждая группа творчески представляет себя и родители узнают друг друга. Эта игра позволяет расслабиться, снять напряжение и каждому высказаться.
Очень часто родителям не хватает знаний и практики в воспитании детей, на первом собрании провожу анкету, в которой выясняю, по каким вопросам хотели бы получить информацию, например, упрямство ребёнка, нежелание выполнять домашнее задание, замкнутость, грубость и т.д. Исходя из результатов анкеты, составляю тематику родительских собраний. Традиционными стали собрания по темам: «Друг или враг для своего ребенка?», «Русский язык - великий и могучий» (об употреблении нецензурных слов), «Чему и как учил А.С.Макаренко?» (о коллективе и правилах жизни в нем), «Вредные привычки наших детей и средства борьбы с ними», «Воспитание любовью», «Мой режим дня», « Этот огромный мир» и другие.
Чтобы родители не молчали, а принимали активное участие в обсуждении каждого вопроса, делились своим опытом, при проведении собраний стараюсь использовать различные формы.
Практиковались собрания в виде круглого стола, где каждый высказывает своё мнение и все приходят к общему выводу,
Работа в группах, когда каждая группа предлагает своё решение по предложенному вопросу. Причём группы формируются произвольно, либо по желанию участников. Стараюсь, чтобы на собрании каждый высказался, поделился своими проблемами или успехами в воспитании.
Очень часто предлагаю ситуации по поставленному вопросу и несколько вариантов
ответов. Например, даётся ситуация «После посещения школы в очередной раз Вас
снова вызывает классный руководитель по причине неуспеваемости и плохого
поведения. Ваши действия:
• крики, ругань, наказание;
• слёзы, просьбы исправиться;
• спокойный разговор и выяснение причины;
• другое.
Причём, часто стараемся проиграть выбранный ответ.
В своей практике использовала и проведение совместных собраний. На них присутствовали родители и дети, причём дети принимали активное участие в подготовке собрания.
Очень хорошо прошло родительское собрание - суд над нарушителями дисциплины, где родители - присяжные заседатели и дознаватели, дети- обвиняемые и защитники, классный руководитель - обвинитель, учителя, ведущие уроки в классе - свидетели.
Если по какой-либо причине родители не могут посетить собрание, прошу заранее проинформировать меня и обязательно назначить день и время встречи.
Помимо этого у каждого родителя есть определённый день и время, когда можно прийти в школу и получить ответы на интересующие их вопросы, советы, рекомендации, узнать об успехах или проблемах ребёнка. Периодичность посещения - 2 раза в месяц.
УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ КЛАССА: детям очень важно видеть, что родители заинтересованы его успехами, уделяют ему внимание. Поэтому стараюсь, чтобы родители участвовали во всех делах класса. На первом собрании в начале учебного года составляем совместный план работы на весь год, причем каждый предлагает то, что сможет организовать сам. Это:
- походы в театры, кино и другие общественные места, экскурсии; праздники, конкурсы, концерты.
Например, экскурсия в Петропавловскую крепость и «Семейные посиделки» с поздравлением именинников, родившихся осенью — ноябрь.
Экскурсию организует и проводит Фёдорова Л.Л., а «Семейные посиделки» -Броницкая Л.Р. Причем, сценарий проведения посиделок мама вместе с сыном составляет дома, а затем на консультации с классным руководителем уточняются все детали и распределяются роли.
За годы моей работы в классе уже стали традиционными:
> «Семейные посиделки»,
> походы в боулинг, где часто соревнуются команды учеников и
родителей или устраивается личное первенство между детьми и
родителями;
> КВН к 23 февраля между детьми и родителями;
> концерт для мам к 8 Марта;
> новогодний праздник;
> линейка памяти, посвящённая Дню Победы;
> осенний выход на природу;
> поздравление именинников.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОМА: совместный труд сближает, облагораживает, делает родителей и детей партнёрами, делающими общее дело. В течении 6-8 классов проведены акции по созданию совместных работ по теме:
«Родословное дерево» и «Моя семья», потому что при проведении беседы на данную
тему выяснилось, что не только дети, но и их родители часто не знают своих родословных корней далее второго колена. По итогам акции составлены альбомы, в которых дети совместно с родителями узнали историю своей семьи. А в альбоме «Моя семья» рассказали о традициях и семейных праздниках, об увлечении каждого члена семьи, об общих увлечениях.
Совместной работой стало и оформление «Книги здоровья», в которой родители и дети давали советы, как правильно организовать свой рабочий день, рабочее место, как правильно питаться, предлагали меню и рецепты питательных и полезных блюд, приготовление которых в их семьях стало традицией. А на презентации своих книг можно было попробовать эти блюда и дать им свою оценку.
Очень активное участие принимали родители в районном конкурсе «Территория, свободная от курения», в котором мы принимали участие 2 года и показали довольно неплохие результаты. Некоторые родители, чтобы поддержать своих детей и бороться с пагубной привычкой, сами бросили курить.
Итогом совместной работы детей и родителей стало и оформление портфолио каждым учеником. Не только дети, но и родители учились правильно оформлять портфолио, что несомненно пригодится в дальнейшей жизни.
Очень часто в классе оформляем выставки совместных работ детей и родителей. Это поделки, сделанные своими руками. Своими руками изготавливаем и подарки именинникам.

Большое воспитательное значение имела акция «Военное прошлое моей семьи», которая закончилась 9 мая торжественной линейкой у памятника маршалу Жукову. По итогам акции дети с родителями оформили альбом о военном прошлом своих дедушек и бабушек, ближайших родственников. Изготовили подарки для ветеранов войны, для блокадников города. Это были совместные семейные работы: вышитые кисеты, связанные варежки, декоративные подушки-малышки, разделочные доски с выжженными фрагментами военного периода, панно из кусочков ткани. Эти подарки доставили огромную радость ветеранам, ведь зачастую для них важен не подарок, а осознание того, что про их подвиг помнят и чтут святую память героев – освободителей

Чтобы активно помогать классному руководителю в работе, в классе создан совет, куда входят родители Федорова Л.Л., и Беляева А.В., староста класса и командиры групп. Заседание совета проходит 2 раза в месяц. На заседаниях рассматриваются вопросы дисциплины и учёбы и приглашаются ученики и их родители.
Хочу ввести в практику своей работы с родителями «Выездной семейный совет», который будет проходить в семье и за круглым столом, за которым будут присутствовать все члены семьи, обсуждать и решать все вопросы, связанные с жизнью детей.

И такая кропотливая работа даёт довольно неплохие результаты. Родители всегда в курсе всего, что происходит с их детьми и в любую минуту готовы им оказать помощь.

Источник: http://А.С.Макаренко. Избранные педагогические сочинения.
Категория: Семья и школа | Добавил: пегас (2012-11-22) | Автор: Надежда E
Просмотров: 3215 | Комментарии: 1 | Теги: школа, семья, Дети | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru