Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Из опыта работы классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня средней школы № 201 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Филипповой Надежды Григорьевны. Высшая квалификационная категория. Целый мир от красоты, от велика и до мала, Невозможно в этом мире Отыскать её начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, Но его творенье вечно!!! А.А.Фет Тема: «Работа с родителями в школе». Школа – какое обычное слово для каждого из нас. Но в жизни каждого человека она оставляет неизгладимый след. Это и трепет перед неизвестным, радостное волнение первооткрывателя для маленького человечка, впервые переступающего школьный порог, и большие надежды, богатый запас знаний и опыта для выпускников, покидающих школу и вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Школа – почти всегда на неё возлагают большие надежды и дети, и их родители. И это не случайно. Ведь успешным, смело шагающим по жизни сможет стать только тот выпускник, который впитает в себя всё лучшее, что даёт школа. А это может произойти только в том случае, когда родители и учителя работают вместе, помогая друг другу. Работу с родителями я считаю самой приоритетной из всех направлений в воспитании детей. Ведь 70% культуры общения, поведения, формирования образа жизни закладывается и закрепляется в семье, И если родители заинтересованы в развитии и воспитании своих детей, то работа с такими детьми будет доставлять удовольствие. Но очень часто происходит обратное: родители считают, что школа должна полностью взять на себя ответственность за обучение и воспитание их ребенка, а их задача - накормить и одеть. Другие очень заняты на работе и им не хватает на времени на воспитание. А третьи просто боятся посещать школу в силу каких-то причин. И эту проблему надо решать. ВОПРОС: Как привлечь родителей к активному участию в учебном и воспитатель¬ном процессе? Я считаю, что основная работа должна строиться по следующим направлениям: •активное участие в проведении родительских собраний и в выполнении их решений; •активное участие в делах класса; •общая совместная работа дома. РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ: первое родительское собрание очень важно, поскольку от его успешного проведения, от впечатления родителей очень многое зависит. Так как родители не знакомы друг с другом, провожу игру «Представьте меня». Каждый родитель при входе в класс получает карточку с изображением и садится за тот стол, которому оно соответствует. Так они организуют группы по 4-6 человек, в которых рассказывают о себе друг другу, а затем каждая группа творчески представляет себя и родители узнают друг друга. Эта игра позволяет расслабиться, снять напряжение и каждому высказаться. Очень часто родителям не хватает знаний и практики в воспитании детей, на первом собрании провожу анкету, в которой выясняю, по каким вопросам хотели бы получить информацию, например, упрямство ребёнка, нежелание выполнять домашнее задание, замкнутость, грубость и т.д. Исходя из результатов анкеты, составляю тематику родительских собраний. Традиционными стали собрания по темам: «Друг или враг для своего ребенка?», «Русский язык - великий и могучий» (об употреблении нецензурных слов), «Чему и как учил А.С.Макаренко?» (о коллективе и правилах жизни в нем), «Вредные привычки наших детей и средства борьбы с ними», «Воспитание любовью», «Мой режим дня», « Этот огромный мир» и другие. Чтобы родители не молчали, а принимали активное участие в обсуждении каждого вопроса, делились своим опытом, при проведении собраний стараюсь использовать различные формы. Практиковались собрания в виде круглого стола, где каждый высказывает своё мнение и все приходят к общему выводу, Работа в группах, когда каждая группа предлагает своё решение по предложенному вопросу. Причём группы формируются произвольно, либо по желанию участников. Стараюсь, чтобы на собрании каждый высказался, поделился своими проблемами или успехами в воспитании. Очень часто предлагаю ситуации по поставленному вопросу и несколько вариантов ответов. Например, даётся ситуация «После посещения школы в очередной раз Вас снова вызывает классный руководитель по причине неуспеваемости и плохого поведения. Ваши действия: • крики, ругань, наказание; • слёзы, просьбы исправиться; • спокойный разговор и выяснение причины; • другое. Причём, часто стараемся проиграть выбранный ответ. В своей практике использовала и проведение совместных собраний. На них присутствовали родители и дети, причём дети принимали активное участие в подготовке собрания. Очень хорошо прошло родительское собрание - суд над нарушителями дисциплины, где родители - присяжные заседатели и дознаватели, дети- обвиняемые и защитники, классный руководитель - обвинитель, учителя, ведущие уроки в классе - свидетели. Если по какой-либо причине родители не могут посетить собрание, прошу заранее проинформировать меня и обязательно назначить день и время встречи. Помимо этого у каждого родителя есть определённый день и время, когда можно прийти в школу и получить ответы на интересующие их вопросы, советы, рекомендации, узнать об успехах или проблемах ребёнка. Периодичность посещения - 2 раза в месяц. УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ КЛАССА: детям очень важно видеть, что родители заинтересованы его успехами, уделяют ему внимание. Поэтому стараюсь, чтобы родители участвовали во всех делах класса. На первом собрании в начале учебного года составляем совместный план работы на весь год, причем каждый предлагает то, что сможет организовать сам. Это: - походы в театры, кино и другие общественные места, экскурсии; праздники, конкурсы, концерты. Например, экскурсия в Петропавловскую крепость и «Семейные посиделки» с поздравлением именинников, родившихся осенью — ноябрь. Экскурсию организует и проводит Фёдорова Л.Л., а «Семейные посиделки» -Броницкая Л.Р. Причем, сценарий проведения посиделок мама вместе с сыном составляет дома, а затем на консультации с классным руководителем уточняются все детали и распределяются роли. За годы моей работы в классе уже стали традиционными: > «Семейные посиделки», > походы в боулинг, где часто соревнуются команды учеников и родителей или устраивается личное первенство между детьми и родителями; > КВН к 23 февраля между детьми и родителями; > концерт для мам к 8 Марта; > новогодний праздник; > линейка памяти, посвящённая Дню Победы; > осенний выход на природу; > поздравление именинников. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОМА: совместный труд сближает, облагораживает, делает родителей и детей партнёрами, делающими общее дело. В течении 6-8 классов проведены акции по созданию совместных работ по теме: «Родословное дерево» и «Моя семья», потому что при проведении беседы на данную тему выяснилось, что не только дети, но и их родители часто не знают своих родословных корней далее второго колена. По итогам акции составлены альбомы, в которых дети совместно с родителями узнали историю своей семьи. А в альбоме «Моя семья» рассказали о традициях и семейных праздниках, об увлечении каждого члена семьи, об общих увлечениях. Совместной работой стало и оформление «Книги здоровья», в которой родители и дети давали советы, как правильно организовать свой рабочий день, рабочее место, как правильно питаться, предлагали меню и рецепты питательных и полезных блюд, приготовление которых в их семьях стало традицией. А на презентации своих книг можно было попробовать эти блюда и дать им свою оценку. Очень активное участие принимали родители в районном конкурсе «Территория, свободная от курения», в котором мы принимали участие 2 года и показали довольно неплохие результаты. Некоторые родители, чтобы поддержать своих детей и бороться с пагубной привычкой, сами бросили курить. Итогом совместной работы детей и родителей стало и оформление портфолио каждым учеником. Не только дети, но и родители учились правильно оформлять портфолио, что несомненно пригодится в дальнейшей жизни. Очень часто в классе оформляем выставки совместных работ детей и родителей. Это поделки, сделанные своими руками. Своими руками изготавливаем и подарки именинникам. Большое воспитательное значение имела акция «Военное прошлое моей семьи», которая закончилась 9 мая торжественной линейкой у памятника маршалу Жукову. По итогам акции дети с родителями оформили альбом о военном прошлом своих дедушек и бабушек, ближайших родственников. Изготовили подарки для ветеранов войны, для блокадников города. Это были совместные семейные работы: вышитые кисеты, связанные варежки, декоративные подушки-малышки, разделочные доски с выжженными фрагментами военного периода, панно из кусочков ткани. Эти подарки доставили огромную радость ветеранам, ведь зачастую для них важен не подарок, а осознание того, что про их подвиг помнят и чтут святую память героев – освободителей Чтобы активно помогать классному руководителю в работе, в классе создан совет, куда входят родители Федорова Л.Л., и Беляева А.В., староста класса и командиры групп. Заседание совета проходит 2 раза в месяц. На заседаниях рассматриваются вопросы дисциплины и учёбы и приглашаются ученики и их родители. Хочу ввести в практику своей работы с родителями «Выездной семейный совет», который будет проходить в семье и за круглым столом, за которым будут присутствовать все члены семьи, обсуждать и решать все вопросы, связанные с жизнью детей. И такая кропотливая работа даёт довольно неплохие результаты. Родители всегда в курсе всего, что происходит с их детьми и в любую минуту готовы им оказать помощь. Источник: http://А.С.Макаренко. Избранные педагогические сочинения. | |
Просмотров: 3215 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|