Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
ДОКЛАД Тема: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений» Подготовила: Кузнецова И.В. «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.Поручиться за то,что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем.. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом долж- на быть школа как представительница государственного воспитания» А.С.Макаренко Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим архиважна работа с теми учащимися, по-ведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам мора-ли. Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители. К сожалению, отношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как против-ники, которые борются за первенство влияния на детей. Л.И.Новикова счита-ет семью «столь мощным средством воспитания, с кем не может конкуриро- вать ни один институт общества». То, каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положе- ние быват разным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности, когда его уважают и любят. И ненормальным, когда ребёнок – лишь бало-вень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, ли- бо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни стано- вятся образцом поведения для своих детей. Именно в семье ребёнок усваива-ет определённые представления о том, что в жизни – главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определённое отношение к моральным и правовым требовани- ям общества. Таким образом, семья – не только звено общевоспитательной системы, но и звено профилактики преступлений и иных правонарушений.. Что может и должна сделать семья для профилактики правонаруше-ний? Предупредить или максимально затруднить появление у подростков криминогенных элементов мотивации поведения поможет целенаправленная профилактическая деятельность, которая предупреждает, тормозит, устра-няет развитие личностных искажений,толкающих несовершеннолетнего на преступление или правонарушение. Она развёртывается в индивидуальном ключе, когда семья устраняет собственные недостатки воспитания и их после дствия; и в коллективном ключе, когда формируется и реализуется обществен ное мнение родителей, их совместные действия. Профилактические усилия родителей должны опираться на четыре объ- екта воздействия: 1) личностные деформации несовершеннолетнего, искажения в потребно-стях и интересах, стереотипах поведения; 2) неблагоприятные условия жизни и воспитания, которые формируют указанные искажения в личностной позиции; 3) недостатки и нарушения в деятельности государственных и обществен-ных органов, осуществляющих правовую охрану несовершеннолетних и борьбу с правонарушениями в их среде; 4) позиция общественного мнения,которое создаётся в ближайшем окру- жении несовершеннолетних. Семья прежде всего работает в сфере ранней профилактики. Речь идёт о вы-явлении и устранении источников отрицательных влияний,фактов безнадзор-ности, отчуждения от семьи и коллектива до того, как отрицательное их воз-действие ощутимо проявилось в поведении подростков.Если же несовершен-нолетний замечен в правонарушениях., являющихся основанием для поста-новки на профилактический учёт, мы имеем дело уже с непосредственной профилактикой. Если не удалось остановить деформацию на этой ступени,то правонарушающее поведение усуглубляется. При столь развитой деформа-ции личности должна резко усилиться интенсивность мер контроля и воздей-ствия. Здесь главная задача – удержать от совершения преступления. Если это удаётся, то вступает в силу задача предшествующих этапов профилакти-ки: восстановление интереса к учёбе, развитие системы положительных потребностей и интересов, формирование обыденного поведения и устране-ние таких типичных для склонного к правонарушениям подростка черт лич-ности, как неуравновешенность, лживость, агрессивность, наконец, восстано-вление и развитие нормальной системы общения, авторитета семьи, учебно-го заведения, общественного мнения. Профилактика рецидива реализуется с участием семьи в тех случаях, когда подросток совершил преступление и понёс за него наказание. Содер-жание профилактической работы на этой ступени во многом сходно с преды- дущей. Только теперь семье приходится обеспечивать реализацию требований условного приговора, поддерживать контакты с сыном, дочерью,помогать их адаптации к нормальноу жизни после освобождения, не допускать возобновления прежних связей негативного характера. В каждом конкретном случае воздействие на личность должно соче-таться с воздействием на её среду и индивидуализировать в соответствии с причинами и характером искажений нравственной позиции подростка, особенностями ситуации, условиями его жизни и воспитания. Таким образом, ранняя профилактика позволяет упредить саму возмож- ность серьёзных деформаций личности несовершеннолетних, опасность кото-рых реальна в силу неблагоприятных условий жизни и воспитания. Она ориентированна на то, чтобы своевременно обнаружить ситуации, которые могут способствовать неправильному воспитанию и поведению; устранить или нейтрализовать источники отрицательного влияния до того, как они су- щественно скажутся на формировании личности и поведения подростков. Ранняя профилактика – а именно в ней возможности семьи особенно велики – эффективна и экономична, потому что способна отстаивать разви-тие нежелательных изменений в личности детей и подростков,пока эти изменения пока ещё отоносительно слабы, не успели развиться в стойкую, антиобщественную ориентацию. Литература 1.Демченко А.П. Работа с родителями младших школьников // Начальная школа Казахстана,2005.№5 2. Игошев К.Е. Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., Юрид. Лит., 1989. 3. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе. М., 2001. 4.Фридман Л. Программа формирования воспитанности учащихся. //Народное образование, 2002. №6 | |
Просмотров: 4010 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|