Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений
ДОКЛАД

Тема: «Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений»
Подготовила: Кузнецова И.В.
«Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.Поручиться
за то,что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что
семья может воспитывать как хочет, мы не можем.. Мы должны
организовать семейное воспитание, и организующим началом долж-
на быть школа как представительница государственного воспитания»
А.С.Макаренко

Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим архиважна работа с теми учащимися, по-ведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам мора-ли. Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители.
К сожалению, отношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как против-ники, которые борются за первенство влияния на детей. Л.И.Новикова счита-ет семью «столь мощным средством воспитания, с кем не может конкуриро-
вать ни один институт общества». То, каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положе-
ние быват разным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности,
когда его уважают и любят. И ненормальным, когда ребёнок – лишь бало-вень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, ли-
бо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни стано- вятся образцом поведения для своих детей. Именно в семье ребёнок усваива-ет определённые представления о том, что в жизни – главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определённое отношение к моральным и правовым требовани-
ям общества. Таким образом, семья – не только звено общевоспитательной системы, но и звено профилактики преступлений и иных правонарушений..
Что может и должна сделать семья для профилактики правонаруше-ний? Предупредить или максимально затруднить появление у подростков криминогенных элементов мотивации поведения поможет целенаправленная профилактическая деятельность, которая предупреждает, тормозит, устра-няет развитие личностных искажений,толкающих несовершеннолетнего на преступление или правонарушение. Она развёртывается в индивидуальном ключе, когда семья устраняет собственные недостатки воспитания и их после
дствия; и в коллективном ключе, когда формируется и реализуется обществен
ное мнение родителей, их совместные действия.
Профилактические усилия родителей должны опираться на четыре объ-
екта воздействия:
1) личностные деформации несовершеннолетнего, искажения в потребно-стях и интересах, стереотипах поведения;
2) неблагоприятные условия жизни и воспитания, которые формируют указанные искажения в личностной позиции;
3) недостатки и нарушения в деятельности государственных и обществен-ных органов, осуществляющих правовую охрану несовершеннолетних и борьбу с правонарушениями в их среде;
4) позиция общественного мнения,которое создаётся в ближайшем окру-
жении несовершеннолетних.
Семья прежде всего работает в сфере ранней профилактики. Речь идёт о вы-явлении и устранении источников отрицательных влияний,фактов безнадзор-ности, отчуждения от семьи и коллектива до того, как отрицательное их воз-действие ощутимо проявилось в поведении подростков.Если же несовершен-нолетний замечен в правонарушениях., являющихся основанием для поста-новки на профилактический учёт, мы имеем дело уже с непосредственной профилактикой.
Если не удалось остановить деформацию на этой ступени,то правонарушающее поведение усуглубляется. При столь развитой деформа-ции личности должна резко усилиться интенсивность мер контроля и воздей-ствия. Здесь главная задача – удержать от совершения преступления. Если это удаётся, то вступает в силу задача предшествующих этапов профилакти-ки: восстановление интереса к учёбе, развитие системы положительных потребностей и интересов, формирование обыденного поведения и устране-ние таких типичных для склонного к правонарушениям подростка черт лич-ности, как неуравновешенность, лживость, агрессивность, наконец, восстано-вление и развитие нормальной системы общения, авторитета семьи, учебно-го заведения, общественного мнения.
Профилактика рецидива реализуется с участием семьи в тех случаях, когда подросток совершил преступление и понёс за него наказание. Содер-жание профилактической работы на этой ступени во многом сходно с преды-
дущей. Только теперь семье приходится обеспечивать реализацию требований условного приговора, поддерживать контакты с сыном, дочерью,помогать их адаптации к нормальноу жизни после освобождения, не допускать возобновления прежних связей негативного характера.
В каждом конкретном случае воздействие на личность должно соче-таться с воздействием на её среду и индивидуализировать в соответствии с причинами и характером искажений нравственной позиции подростка, особенностями ситуации, условиями его жизни и воспитания.
Таким образом, ранняя профилактика позволяет упредить саму возмож-
ность серьёзных деформаций личности несовершеннолетних, опасность кото-рых реальна в силу неблагоприятных условий жизни и воспитания. Она ориентированна на то, чтобы своевременно обнаружить ситуации, которые могут способствовать неправильному воспитанию и поведению; устранить или нейтрализовать источники отрицательного влияния до того, как они су-
щественно скажутся на формировании личности и поведения подростков.
Ранняя профилактика – а именно в ней возможности семьи особенно велики – эффективна и экономична, потому что способна отстаивать разви-тие нежелательных изменений в личности детей и подростков,пока эти изменения пока ещё отоносительно слабы, не успели развиться в стойкую, антиобщественную ориентацию.
Литература
1.Демченко А.П. Работа с родителями младших школьников // Начальная школа Казахстана,2005.№5
2. Игошев К.Е. Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., Юрид. Лит., 1989.
3. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе. М., 2001.
4.Фридман Л. Программа формирования воспитанности учащихся. //Народное образование, 2002. №6
Категория: Семья и школа | Добавил: vaskovna (2013-01-08) | Автор: ирина E
Просмотров: 4010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru