Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Борисенко Н.М.
ГУ «СШ №4 с углубленным изучением математики»

Педагогика должна стать наукой для
всех - и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение , сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Цели и задачи работы с родителями:
-Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
-Изучение воспитательных возможностей семей [тесты- приложение]
-Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи . [проведение различных мероприятий. проведение уроков трудового обучения, изо родителями ][ фото слайды]
-Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.[тренинги, приглашаю психолога]-[приложение]
-Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.[по результатам тестов даю рекомендации]-[приложение]
-Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.[консультации для родителей , по субботам на 30-40 мин]
Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание, но в моём классе это проходит в виде «школы для родителей»
Основное назначение «Школы для родителей»– повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
«Школа для родителей» работает по трём направлениям:
1.Индивидуальная работа .
2.Групповая работа .
3.Работа со всем родительским коллективом.



1 направление-это индивидуальная работа
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого есть все необходимые условия.
2 направление – групповая работа.
Консультация для родителей
. Я их провожу каждую субботу, с 16.00 до 16.30.Приглашается группа родителей, у которых возникали похожие проблемы .Обсуждаем, даю советы.
Работа с родительским комитетом имеет большое значение. Вместе с комитетом мы составляем план работы на четверть, на год.
3 направление – родительские собрания.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
Организационные собрания.
Выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.Заполняют анкету [приложение]
На собрании я раздаю родителям поручения ,в соответствии с их пожеланиями, возможностями и умениями.
-поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство экскурсиями, оставление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений, творческих отчетов, встречи с интересными людьми [фото с уроков изо, трудового обучения]
-поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально – технической базы кабинета: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе
Аналитические собрания.
Ориентированы такие собрания на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей. На таких собраниях я часто провожу игру «Аукцион». Игра проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме. Например , проблема адаптации у первоклассников. Я предлагаю поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки . Советы ,набравшие большее количество фишек ,помещаю на стенд « Копилка родительского опыта»-[фото на слайде.]
Благодаря этой игре, родители приобретают новые знания и навыки для формирования и развития здоровой ,полноценной личности.
Итоговые собрания.
Направлены на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год. Родители с огромным интересом просматривают наши «Странички видеожурнала»
1 страница «Наша жизнь на уроках»
2 страница «Наши переменки»
3страница «Наша жизнь после уроков» [самые яркие моменты с мероприятий].
Комбинированные собрания.
Включают в себя задачи всех предыдущих видов собраний.
Одним из необычных моментов на таких собраниях является “Волшебная шкатулка.” Суть заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям со своими мечтами, пожеланиями, опускают в «волшебную шкатулку», которая открывается и читается во время собрания. [фото].Предварительно эти письма просматривает психолог ,анализирует ,а потом даёт советы родителям.
Следующим интересным моментом на собрании является «Телемост». Я записываю видео, где дети высказывают свои просьбы, пожелания родителям и наоборот - родители говорят какие-либо тёплые высказывания, пожелания своим детям.[фрагмент видео].
.
Считаю, что такая продуманная система работы с родителями даёт хорошие результаты. Многие дети успешно учатся, воспитанные, дружные, трудолюбивые. Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.
Итак, можно сделать вывод: данная работа, которую я провожу, помогает в разрешении многих проблем, как родителям, так и мне.
Следовательно ,и родители нужны школе и школа нужна сегодня семье. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.

Приложение.

Предварительная диагностика
Экспресс – прогноз состава родительского коллектива.
1. Ф.И.О. родителей
2. Профессия родителей
3. Образование
4. Возраст
5. Возраст существования семьи
6. Полная или неполная семья
7. Количественный состав членов семьи
8. Жилищные условия семьи
9. Адрес
10. Материальные возможности семьи
11. Интересы, увлечения, хобби семьи.

На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
НЕЛЬЗЯ:
- будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;
- кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами;
- требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе;
- сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- кричать на ребенка вообще;
- заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- сидеть у телевизора и сидеть за компьютером более 40-45 минут в день;
- смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребенка перед сном;
- не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
-не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Анкета для родителей.
Можете ли вы
-В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком
-Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст
-Признаться ребёнку в ошибке ,совершённой по отношению к нему
-Извиниться перед ребёнком в случае ,если вы были неправы
-Овладеть собой и сохранить самообладание , даже если поступок ребёнка вывел вас из себя
-Поставить себя на место ребёнка
-Всегда воздерживаться от слов и выражений , которые могут ранить ребёнка
-Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение
-Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил ,толкнул или незаслуженно обидел другого
-Устоять против слёз, капризов, просьб ,если известно, что это прихоть
Варианты ответов
А-могу и всегда так поступаю-3 балла .Б – могу ,но не всегда так поступаю – 2 балла . В – не могу – 1 балл
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания .
От 16 до 30 баллов .Ваш метод воспитания- кнут и пряник.
Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.
Список литературы

Н.И.Дереклеева - Родительские собрания, 2003г.
http://stranamasterov.ru/node/48996?tid=451 http://festival.1september.ru/articles/subjects/16
festival.1september.ru›articles/533620/
school6nojabrsk.narod.ru›vzaimodestvie.htm
puschanino.narod.ru›page/semja.html
iuro.websib.ru›po_101.pdf
Категория: Семья и школа | Добавил: НаташаБорисенко (2013-01-26) E
Просмотров: 2213 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru