Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
с.Макинка учитель информати-ки Андреева Вероника Юрьевна 7 класс ТЕМА: Как человек получает информацию. Преобразование информации. Коды ASCII. Цели урока: Учебная: познакомить учащихся со способами представления, хранения и передачи ин-формации с помощью технических средств и ПК, принятыми способами кодирования, ко-дированием посредством двоичной, шестнадцатеричной систем счисления и кодами и ASCII. Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство ответственности, бережное отноше-ние к технике. Тип урока: объяснительно-дискуссионный. Программно-дидактическое обеспечение: Учебник. Рабочая тетрадь. Ход урока: I. Организационный момент: приветствие, проверка готовности кабинета и класса к уроку, объявление темы и целей урока II. Актуализация знаний: Вопросы на повторение 1. Что такое информация? 2. В каком виде человек получает информацию? 3. Какие органы чувств есть у человека и какова их роль в восприятии информации? 4. Что такое язык общения? Какие языки вы знаете? 5. Что такое алфавит? 6. Что такое информационный процесс? Вывод: к способам представления информации можно отнести всевозможные символы, языки и коды (русский, английский, азбука Морзе, язык жестов, язык мимики), чертежи, картины, музыкальные произведения, кино- и видеофильмы, компьютерные игры и т.п. III. Объяснение нового материала. Представление информации посредством какого-либо алфавита называется кодированием. Кодом - называется правило преобразования одного набора знаков в другой. Одна и та же информация может быть представлена различными способами и от того, как представлена информация, на практике зависит очень многое: способы хранения, приёмы, передачи и обработки информации. ЭВМ среди множества технических средств хранения, передачи, обработки информации занимает особое место. ЭВМ – это универсальная вычислительная машина, которая обрабаты-вает информацию, используя электрические сигналы. Но всю информацию ПК может воспри-нимать форме сигналов, которые имеют только два различных состояния: есть сигнал или нет сигнала. Этим сигналам соответствуют два числа 1 и 0. Эти сигналы называют биты. Бит – это минимальная единица информации. Кодирование с помощью двух знаков максимально упрощает конструкцию устройств хранения и переработки информации. Например, 1 означает, что ток в устройстве есть, 0 – тока нет. Как же можно представить знаковую информацию с помощью двоичного алфавита? Ведь два знака «1» и «0» дают нам возможность закодировать только четыре символа: 00, 01, 10, 11, но этого очень мало. Как было подсчитано, для кодирования любой текстовой информации в общей сложности необходимо закодировать около 200 символов (буквы, знаки препинания, цифры и др). Поэтому было решено взять для кодировки сочетание из 8 бит, т.е. из 8 двоичных знаков (8 нулей и единиц) и ей дали специальное название байт. С помощью одного байта – 8 нулей и единиц – можно закодировать 256 символов: 00000000, 00000001, 00000010, 00000011, …11111111. Теперь можно закодировать не только буквы русского алфавита, но и английского, казахского, цифры, математические знаки, специальные графические знаки и т.д. Набор кодировочных комбинаций символов называется кодировочной таблицей. Процесс кодирования (иначе шифрование) информации непосредственно связан с процес-сом декодирования (расшифровывание) информации. В технике кроме двоичного алфавита используют кодирование информации с помощью азбуки Морзе, набора знаков телеграфного кода. В вычислительной технике наиболее употребляемыми являются коды ASCII, что означает американский стандартный код обмена информацией. Кодировочная таблица имеет 16 строк и 16 столбцов. Место символа в таблице определяет его шестнадцатеричный код. Таблица состоит из двух частей: стандартной и альтернативной. В стандартной части – это первые 128 символов, коды от 0 до 127: цифры, буквы латинского алфавита и специальные символы для управления компьютером. Альтернативная часть – это вторые 128 символов, коды от 128 до 255, которые предназначены для размещения символов национальных алфавитов (русский, казахский, японский и т.д.), графических и некоторых специальных символов. Для того чтобы записать текстовую информацию в восьмиразрядный двоичный код, необ-ходимо: 1. Найти код каждого символа текста по таблице ASCII. Кодом будут два шестнадца-теричных числа, первое из которых указывает номер строки, а второе – номер столбца, где расположен данный символ. 2. В полученном шестнадцатеричном коде по таблице соответствия заменить шестна-дцатеричное представление числа на его двоичное. десятичная шестнадцатеричная двоичная 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F 0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 Закодируем слово «ШКОЛА». Найдём в таблице кодов коды букв этого слова- Ш-98, К- 8А, О -8Е, Л – 8В, А – 80. Т.О. ШКОЛА – 988А8Е8В80 Теперь с помощью таблицы соответствия представим в двоичной кодировке. 98 – 1001 1000, 8А – 1000 1010, 8Е – 1000 1110, 8В – 1000 1011, 80 – 1000 0000 Окончательно получаем 10011000 10001010 10001110 10001011 10000000. Можно производить и обратный процесс, например по двоичному коду найти исходный текст IV. Закрепление темы. Закодируйте слова «Первое сентября» в двоичном коде. V. Домашнее задание. Выучить лекционный материал. VI. Итог урока. Объявить полученные оценки за урок, проанализировать их | |
Просмотров: 1967 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|