Учителям информатики в своей профессиональной работе я предлагаю широко использовать кроссворды, сканворды и дидактические игры. Основной целью их применения является углубление интереса к учебе, и, тем самым, повышение эффективности обучения. Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, как у взрослого - производственная деятельность, работа. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Условия ограниченного времени требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания, эмоционального напряжения. А в старших классах элементы занимательности, нестандартной постановки задачи на стандартном уроке, приветствуются учащимися не с меньшим энтузиазмом, чем у младших школьников.
Мой опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Одним из важнейших компонентов учебного процесса является проверка знаний, умений и навыков учащихся. Ее правильная организация должна, во-первых, приводить в систему знания обучаемых; во-вторых, развивать их мышление и память; в-третьих, помогать обучающему судить об эффективности применяемых им методов обучения, что позволяет своевременно приступить к ликвидации пробелов. Кроме того, достигается и ряд других целей, одной из которых является расширение интеллектуально-познавательной сферы.
В данной статье мне хотелось рассказать о довольно редком для информатики способу проверки знаний обучаемых, каковым является решение кроссвордов. Их можно применять не только для активизации обучаемых. Использование решения кроссвордов по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе. Если тест открытой формы — это совокупность заданий (вопросов), на которые не предлагается вариантов ответов, в тестах закрытой формы предлагаются вопрос и варианты ответа к нему, то наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) — с тестами закрытой формы. Но если в тестах подсказка дана в явном виде (перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), то в кроссвордах это скрытая подсказка, которую еще следует добыть, ведь она появляется не сразу, а только после ответа ученика на какой-либо из вопросов. При таком подходе, решая кроссворды, ученик в первую очередь развивает мышление, а, испытывая затруднения, обращается к памяти. Для снижения вероятности угадывания ответов количество пересечений слов в зависимости от целей проверки может корректироваться учителем. Основное достоинство применения кроссвордов как способа проверки -занимательность и соревновательность, через которые обучаемые могут самооценить собственные знания по достаточно широкому кругу вопросов, а у учителя имеется возможность оценить работу каждого ученика. Решение кроссвордов — это лишь один из немногих способов проверки и он не должен превалировать над другими способами. Для успешного достижения целей проверки следует разумно сочетать различные способы. Использование электронных кроссвордов на уроке активизирует деятельность учащихся, позволяет эффективно проверить уровень усвоения изучаемой темы. Игры и разнообразные занимательные задания очень хорошо уживаются с “серьезным” учением, включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и насыщенным, создает у детей рабочий настрой, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, потому что создана соответствующая мотивация. В большинстве случаев, ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к информатике, как к учебному предмету. Каждому педагогу необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, осознали и испытали притягательные стороны информатики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Подводя итоги вышесказанного, можно сказать, что учительская профессия одна из немногих, которая не терпит застоя, однообразия, бездеятельности: «То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами» (Ш. П. Гилман).
Если у Вас появилось желание ознакомиться с приемами создания кроссвордов в MS Excel, отправьте письмо на e-mail be-lar@yandex.ru, в котором укажите, в какой школе Вы работаете, и я вышлю Вам кроссворды, составленные по терминологии темы «Коммуникационные технологии».
|