Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Эффективное использование занимательной дидактики на уроках информатики
Эффективное использование занимательной дидактики
на уроках информатики
Смирнова Е.Ю., КГУ СОШ № 85
заместитель директора по информатизации,
учитель информатики, математики

Современную жизнь уже невозможно представить без персонального компьютера и сети Интернет. Последний облегчает поиск нужной информации, а без многих компьютерных программ невыполнимо огромное количество работ. Именно поэтому учащимся нужно прочно овладеть такими необходимыми знаниями, а уроки информатики должны быть познавательными и нескучными.
Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно.
Для развития интеллектуальной сферы учащихся нами осуществляются следующие виды деятельности:
• проведение разминки;
• решение занимательных задач;
• уроки-игры;
• проведение викторин, КВН;
• метод проектов.
Проведение разминки - развитие памяти и внимания. Разминка проводится в начале урока и включает в себя вопросы из разных областей знаний. Вопросы читаются один раз и требуют быстрого ответа (время на размышление — не более 2 секунд). Как показывает опыт, такое начало урока детям очень нравится, и они моментально включаются в работу. Таким образом, разминка выполняет еще и организационную функцию.
Решение занимательных задач - развитие логического мышления.
Такие задачи получили у детей название «задач на +», так как ученик, давший правильный ответ, получает « + », который учитель записывает в специальную тетрадь. Ученики, набравшие пять «+», получают оценку «5».
Решать задачи лучше в конце урока, оставив на это около 5 минут. В этом случае дети ждут не звонка с урока, а «задачек» и стараются работать эффективнее, чтобы осталось время на «плюсики».
Таким образом, оторвав от урока всего 5 минут, можно решить несколько актуальных проблем: повысить мотивацию учащихся;
избежать снижения мыслительной активности учащихся к концу урока;
развить логическое мышление учащихся.
Развитие логического мышления приводит к более высоким результатам на интеллектуальных марафонах.
Уроки-игры - активизация деятельности учащихся. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, видит в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра решает различные воспитательные и образовательные задачи, в т.ч. расширение кругозора, закрепление знаний по многим школьным предметам, развивает находчивость, смекалку, пробуждает интерес к различным областям человеческой деятельности; повышает у многих учащихся уверенность в себе; развивает способность к толерантному общению и чувство товарищества и взаимовыручки; развивает умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника и т.д.
Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Обучающие игры не могут быть источником систематических и точных знаний, они хороши только в системе с другими формами обучения.
Существуют игры, у которых само содержание активизирует деятельность учащихся. К ним можно отнести все сюжетные игры и игры-путешествия. На своих уроках мы используем такие игры как «Своя игра», «Сто к одному», «Морской бой», «Счастливый случай», «Банковские информационные операции», «Отделка помещений» и др.
Проведение викторины, КВН - развитие логического мышления, креативного мышления и воображения.
Викторины и КВН, как правило, мы проводим в рамках предметной недели. Они включают в себя решение логических задач, анаграмм, ребусов, кроссвордов, задач на кодирование информации и системы счисления, задач на нахождение закономерностей, а также творческие задания.
Метод проектов - развитие креативного и критического мышления.
Применение принципов проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время продиктовано особенностью предмета. Именно через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Один из примеров применения проектной деятельности - разработка веб-сайтов. Эта работа выполняется учащимися в рамках изучения тем «Создание Web-сайтов». Учащиеся сами выбирают тему в зависимости от своих интересов, работают над проектом в период изучения темы и защищают свой проект. Нашими учащимися были созданы такие проекты, как «Расскажи о себе и своем друге», «Практические работы по химии» и др. Особенно хочется отметить сайты: «Правила дорожного движения», который эффективно используется учителями начальной школы.
Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов. При изучении основных возможностей программы PowerPoint, учащиеся параллельно реализуют мини-проекты: «Сказки», «Рекламная презентация коммерческой фирмы», «Основы информационных систем». Со своими учениками мы принимали участие а областных конкурсах презентаций и графических рисунков МАН ЮИ, таких как «Пожарам заслон». «Методический вернисаж», «Скажи – нет – пиратству!» и др.
Часто на уроках дети бывают зажаты и скованны, они стесняются посторонних и поэтому их поступки и ответы бывают непредсказуемы. Для создания непринужденной атмосферы во время урока нами проводятся электронные физминутки для отдыха и расслабления. Причем, эти минутки, красочные и интересные, составляют сами дети в программе PowerPoint. Этот прием дает очень хороший результат не только в среднем, но и в старшем звене: ребята учатся пользоваться полученными знаниями, развивается их память и логика. Каждый год банк данных электронных физминуток увеличивается и на сегодняшний день составляет 20 качественных работ, которые применяются не только на уроках информатики.
В развитии творческого мышления учащихся проявляются результаты занимательных элементов обучения, которое способствует не только интенсификации, система¬ти¬зации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению гра¬мотой культуры. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому использование занимательной дидактики в процессе обучения информатики считаем чрез¬вычайно актуально и необходимо в современной школе.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: ЕленаЮрьевна (2014-01-26) | Автор: Смирнова Елена Юрьевна E
Просмотров: 833 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru