Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Эффективное использование занимательной дидактики на уроках информатики Смирнова Е.Ю., КГУ СОШ № 85 заместитель директора по информатизации, учитель информатики, математики Современную жизнь уже невозможно представить без персонального компьютера и сети Интернет. Последний облегчает поиск нужной информации, а без многих компьютерных программ невыполнимо огромное количество работ. Именно поэтому учащимся нужно прочно овладеть такими необходимыми знаниями, а уроки информатики должны быть познавательными и нескучными. Очевидно, что удержать внимание и работоспособность ребенка на достаточно высоком уровне в течение всего урока, не прибегая к смене деятельности, невозможно. Урок будет эффективен для ученика, если ему интересно. Для развития интеллектуальной сферы учащихся нами осуществляются следующие виды деятельности: • проведение разминки; • решение занимательных задач; • уроки-игры; • проведение викторин, КВН; • метод проектов. Проведение разминки - развитие памяти и внимания. Разминка проводится в начале урока и включает в себя вопросы из разных областей знаний. Вопросы читаются один раз и требуют быстрого ответа (время на размышление — не более 2 секунд). Как показывает опыт, такое начало урока детям очень нравится, и они моментально включаются в работу. Таким образом, разминка выполняет еще и организационную функцию. Решение занимательных задач - развитие логического мышления. Такие задачи получили у детей название «задач на +», так как ученик, давший правильный ответ, получает « + », который учитель записывает в специальную тетрадь. Ученики, набравшие пять «+», получают оценку «5». Решать задачи лучше в конце урока, оставив на это около 5 минут. В этом случае дети ждут не звонка с урока, а «задачек» и стараются работать эффективнее, чтобы осталось время на «плюсики». Таким образом, оторвав от урока всего 5 минут, можно решить несколько актуальных проблем: повысить мотивацию учащихся; избежать снижения мыслительной активности учащихся к концу урока; развить логическое мышление учащихся. Развитие логического мышления приводит к более высоким результатам на интеллектуальных марафонах. Уроки-игры - активизация деятельности учащихся. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, видит в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра решает различные воспитательные и образовательные задачи, в т.ч. расширение кругозора, закрепление знаний по многим школьным предметам, развивает находчивость, смекалку, пробуждает интерес к различным областям человеческой деятельности; повышает у многих учащихся уверенность в себе; развивает способность к толерантному общению и чувство товарищества и взаимовыручки; развивает умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника и т.д. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Поэтому дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Обучающие игры не могут быть источником систематических и точных знаний, они хороши только в системе с другими формами обучения. Существуют игры, у которых само содержание активизирует деятельность учащихся. К ним можно отнести все сюжетные игры и игры-путешествия. На своих уроках мы используем такие игры как «Своя игра», «Сто к одному», «Морской бой», «Счастливый случай», «Банковские информационные операции», «Отделка помещений» и др. Проведение викторины, КВН - развитие логического мышления, креативного мышления и воображения. Викторины и КВН, как правило, мы проводим в рамках предметной недели. Они включают в себя решение логических задач, анаграмм, ребусов, кроссвордов, задач на кодирование информации и системы счисления, задач на нахождение закономерностей, а также творческие задания. Метод проектов - развитие креативного и критического мышления. Применение принципов проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочное время продиктовано особенностью предмета. Именно через выполнение практических проектов идет усвоение теоретических знаний. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Один из примеров применения проектной деятельности - разработка веб-сайтов. Эта работа выполняется учащимися в рамках изучения тем «Создание Web-сайтов». Учащиеся сами выбирают тему в зависимости от своих интересов, работают над проектом в период изучения темы и защищают свой проект. Нашими учащимися были созданы такие проекты, как «Расскажи о себе и своем друге», «Практические работы по химии» и др. Особенно хочется отметить сайты: «Правила дорожного движения», который эффективно используется учителями начальной школы. Создание презентаций - еще один яркий пример применения технологии метода проектов. При изучении основных возможностей программы PowerPoint, учащиеся параллельно реализуют мини-проекты: «Сказки», «Рекламная презентация коммерческой фирмы», «Основы информационных систем». Со своими учениками мы принимали участие а областных конкурсах презентаций и графических рисунков МАН ЮИ, таких как «Пожарам заслон». «Методический вернисаж», «Скажи – нет – пиратству!» и др. Часто на уроках дети бывают зажаты и скованны, они стесняются посторонних и поэтому их поступки и ответы бывают непредсказуемы. Для создания непринужденной атмосферы во время урока нами проводятся электронные физминутки для отдыха и расслабления. Причем, эти минутки, красочные и интересные, составляют сами дети в программе PowerPoint. Этот прием дает очень хороший результат не только в среднем, но и в старшем звене: ребята учатся пользоваться полученными знаниями, развивается их память и логика. Каждый год банк данных электронных физминуток увеличивается и на сегодняшний день составляет 20 качественных работ, которые применяются не только на уроках информатики. В развитии творческого мышления учащихся проявляются результаты занимательных элементов обучения, которое способствует не только интенсификации, система¬ти¬зации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению гра¬мотой культуры. А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому использование занимательной дидактики в процессе обучения информатики считаем чрез¬вычайно актуально и необходимо в современной школе. | |
Просмотров: 833 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|