Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Тема урока: Циклические алгоритмы Цели урока: познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма. Задачи урока: • Образовательные: Научить учащихся составлять блок- схемы циклических алгоритмов. • Развивающие: Развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся. • Воспитательные: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности. Ход урока I. Орг. момент. II. Актуализация знаний. III. Тест. IV. Объяснение новой темы: Что такое циклический алгоритм? V. Ассоциации со словом циклический алгоритм. Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступает весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время. Допустим, робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает доску за доской. Для робота составлен следующий алгоритм: 1, покрасить доску. 2, переместиться к следующей доске. 3, перейти к действию 1. Робот, закрасив одну доску, перейдет ко второй, затем к следующей и т. д. Робот не сможет закончить работу, так как алгоритм не предусматривает окончания работы. В приведенном примере необходимо добавить в алгоритм действие по анализу результата: 1. Покрасить доску. 2. Если есть ещё доска, переместиться к следующей; перейти к действию 1. 3. Если доски закончились, завершить работу. Особенно часто появляются повторяющиеся действия при вычислениях. Так действие умножения выполняется как заданное количество повторений действий сложения. Например, результат умножения 60=20*3 равноценен результату выполнения трёхкратного сложения одного и того же числа 60=20+20+20. Рассмотрим другой математический пример. Пусть требуется записать все чётные двухзначные числа и рассчитать их сумму, используя следующий алгоритм: 1. выбрать первое чётное двухзначное число (10) и записать его. 2. определить начальную сумму всех двухзначных чисел равной 10. 3. повторить n раз следующую операцию: 3.1 к предыдущему чётному двухзначному числу прибавить 2 и записать результат. 3.2 к предыдущей сумме двухзначных чисел прибавить число, получившееся на шаге 3.1. Примечание: Число повторений n=98-10/2=44 В рассмотренном примере действия, пронумерованные как 3.1 и 3.2 должны повторяться 44 раза. Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий принято называть циклическим. Циклический алгоритм – это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла. Число повторений в циклических процессах или известно заранее, как было показано в нашем примере, или зависит от какого- либо условия. Рассмотрим пример, в котором цикл задаётся условием. Алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему будет несколько сложнее: 1. записать двузначное число. 2. разделить исходное число на 2 и записать частное. 3. разделить частное на 2. 4. сравнить получившееся новое частное с числом 2. 5 если частное оказалось больше 2, перейти к шагу 3. Если частное равно 1, то прекратить деление. 6. записать получившийся двоичный код. В данном примере в цикл включены 3 пункта (3,4,5). Их выполнение будет продолжаться до тех пор, пока частное не станет равным 1. Пример: В урне хранится некоторое количество чёрных и белых шаров. Требуется сделать запись алгоритма рассортировки этих шаров по двум корзинам (чёрного и белого цвета) так, чтобы в результате выполнения алгоритма белые шары оказались в белой корзине, чёрные – в чёрной. Составим сначала схему алгоритма выполнения этой работы. Пользуясь схемой, легко составить словесную запись этого алгоритма: 1. вынуть из урны один шар 2. если шар белый, идти к 4 3. опустить шар в чёрную корзину; идти к 5 4. опустить шар в белую корзину 5. если урна не пуста, идти к 1 6. конец Циклический характер имеют многие алгоритмы школьного курса математики. Домашнее задание. Конспект. Составить алгоритм решения задачи: вычисление значений функции f (x)= sin2 x на отрезке [a;b] с шагом h. Итог урока. Тест: 1. Алгоритм - это - правила выполнения определенных действий; - ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд; - понятие и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели; - набор команд для компьютера; - протокол вычислительной сети. 2. Суть такого свойства алгоритма как результативность, заключается в том, что: - алгоритм всегда стоит из последовательности дискретных шагов; - для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя; - алгоритм обеспечивает решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач; - при точном исполнении всех команд процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату; - алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем. 3. Суть какого алгоритма, как массовость, заключается в том, что : - алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов; - для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя; - алгоритм обеспечивает решение не одной задачи, а некоторого класса задач; - при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату; - Алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем. 4. Суть такого свойства алгоритма, как дискретность, заключается в том, что: - алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов; - для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя; - при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату; - алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем. 5. Алгоритм называется линейным (последовательным), если: - он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; - последовательность выполнения его команд зависит от истинности тез или иных условий; - Его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; - он представлен в табличной форме; - он включает в себя вспомогательный алгоритм. 6. Алгоритм называется циклическим, если: - он составлен так. что его выполнение предлагает многократное повторение одних и тех же действий; - последовательность выполнения его команд зависит от истинности тех или иных условий; - его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; - он представлен в табличной форме; - он включает в себя вспомогательный алгоритм. 7. Алгоритм включает в себя ветвление, если: - он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий; - последовательность выполнения его команд зависит от истинности тех или иных условий; - его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий; - он представлен в табличной форме; - он включает в себя вспомогательный алгоритм. 8. Как называется графическое представление алгоритма? - последовательность формул - блок- схема - таблица - словесное описание | |
Просмотров: 910 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|