Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Тема урока: Циклические алгоритмы
Тема урока: Циклические алгоритмы
Цели урока: познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма.
Задачи урока:
• Образовательные: Научить учащихся составлять блок- схемы циклических алгоритмов.
• Развивающие: Развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся.
• Воспитательные: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности.

Ход урока
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
III. Тест.
IV. Объяснение новой темы:
Что такое циклический алгоритм?

V. Ассоциации со словом циклический алгоритм.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступает весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеряет время.
Допустим, робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает доску за доской. Для робота составлен следующий алгоритм:
1, покрасить доску.
2, переместиться к следующей доске.
3, перейти к действию 1.
Робот, закрасив одну доску, перейдет ко второй, затем к следующей и т. д.
Робот не сможет закончить работу, так как алгоритм не предусматривает окончания работы. В приведенном примере необходимо добавить в алгоритм действие по анализу результата:
1. Покрасить доску.
2. Если есть ещё доска, переместиться к следующей; перейти к действию 1.
3. Если доски закончились, завершить работу.
Особенно часто появляются повторяющиеся действия при вычислениях. Так действие умножения выполняется как заданное количество повторений действий сложения. Например, результат умножения 60=20*3 равноценен результату выполнения трёхкратного сложения одного и того же числа 60=20+20+20.
Рассмотрим другой математический пример. Пусть требуется записать все чётные двухзначные числа и рассчитать их сумму, используя следующий алгоритм:
1. выбрать первое чётное двухзначное число (10) и записать его.
2. определить начальную сумму всех двухзначных чисел равной 10.
3. повторить n раз следующую операцию:
3.1 к предыдущему чётному двухзначному числу прибавить 2 и записать результат.
3.2 к предыдущей сумме двухзначных чисел прибавить число, получившееся на шаге 3.1.
Примечание:
Число повторений n=98-10/2=44
В рассмотренном примере действия, пронумерованные как 3.1 и 3.2 должны повторяться 44 раза. Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий принято называть циклическим.
Циклический алгоритм – это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.
Число повторений в циклических процессах или известно заранее, как было показано в нашем примере, или зависит от какого- либо условия.
Рассмотрим пример, в котором цикл задаётся условием. Алгоритм перевода целых десятичных чисел в двоичную систему будет несколько сложнее:
1. записать двузначное число.
2. разделить исходное число на 2 и записать частное.
3. разделить частное на 2.
4. сравнить получившееся новое частное с числом 2.
5 если частное оказалось больше 2, перейти к шагу 3. Если частное равно 1, то прекратить деление.
6. записать получившийся двоичный код. В данном примере в цикл включены 3 пункта (3,4,5). Их выполнение будет продолжаться до тех пор, пока частное не станет равным 1.
Пример:
В урне хранится некоторое количество чёрных и белых шаров. Требуется сделать запись алгоритма рассортировки этих шаров по двум корзинам (чёрного и белого цвета) так, чтобы в результате выполнения алгоритма белые шары оказались в белой корзине, чёрные – в чёрной.
Составим сначала схему алгоритма выполнения этой работы.
Пользуясь схемой, легко составить словесную запись этого алгоритма:
1. вынуть из урны один шар
2. если шар белый, идти к 4
3. опустить шар в чёрную корзину; идти к 5
4. опустить шар в белую корзину
5. если урна не пуста, идти к 1
6. конец
Циклический характер имеют многие алгоритмы школьного курса математики.

Домашнее задание. Конспект. Составить алгоритм решения задачи:
вычисление значений функции f (x)= sin2 x на отрезке [a;b] с шагом h.

Итог урока.

Тест:
1. Алгоритм - это
- правила выполнения определенных действий;
- ориентированный граф, указывающий порядок исполнения некоторого набора команд;
- понятие и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели;
- набор команд для компьютера;
- протокол вычислительной сети.
2. Суть такого свойства алгоритма как результативность, заключается в том, что:
- алгоритм всегда стоит из последовательности дискретных шагов;
- для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя;
- алгоритм обеспечивает решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач;
- при точном исполнении всех команд процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к
определенному результату;
- алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем.
3. Суть какого алгоритма, как массовость, заключается в том, что :
- алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов;
- для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя;
- алгоритм обеспечивает решение не одной задачи, а некоторого класса задач;
- при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и
привести к определенному результату;
- Алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем.
4. Суть такого свойства алгоритма, как дискретность, заключается в том, что:
- алгоритм всегда состоит из последовательности дискретных шагов;
- для записи алгоритма используются команды, которые входят в систему команд исполнителя;
- при точном исполнении всех команд алгоритма процесс должен прекратиться за конечное число шагов и привести к определенному результату;
- алгоритм должен состоять из команд, однозначно понимаемых исполнителем.
5. Алгоритм называется линейным (последовательным), если:
- он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
- последовательность выполнения его команд зависит от истинности тез или иных условий;
- Его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
- он представлен в табличной форме;
- он включает в себя вспомогательный алгоритм.
6. Алгоритм называется циклическим, если:
- он составлен так. что его выполнение предлагает многократное повторение одних и тех же действий;
- последовательность выполнения его команд зависит от истинности тех или иных условий;
- его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
- он представлен в табличной форме;
- он включает в себя вспомогательный алгоритм.
7. Алгоритм включает в себя ветвление, если:
- он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий;
- последовательность выполнения его команд зависит от истинности тех или иных условий;
- его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий;
- он представлен в табличной форме;
- он включает в себя вспомогательный алгоритм.
8. Как называется графическое представление алгоритма?
- последовательность формул
- блок- схема
- таблица
- словесное описание
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Dinara_Sarsembayeva (2014-02-02) | Автор: Сарсембаева Динара Копешовна
Просмотров: 910 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru