Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Программирование разветвляющихся алгоритмов
Тема: Программирование разветвляющихся алгоритмов

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с организацией программ разветвляющейся структуры.
Задачи:
1. Учащихся должны знать программы на языке Паскаль с условным оператором , его полной и неполной формой, решать задачи с использованием условного оператора
2. внимательности
3. развивать логическое мышление

План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение ранее изученного материала.
4. Знакомство программами разветвляющейся структуры.
5. Знакомство с условным оператором.
6. Решение задач по новой теме.
7. Тестирование.
8. Выполнение самостоятельной работы.
9. Домашнее задание.
Итог урока.

ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы изучим условный оператор на языке Паскаль. Научимся составлять программы разветвляющейся структуры, научимся решать задачи с использованием условного оператора.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были написать программу, которая вычислит среднюю дневную температуру за неделю.
Какие возникли вопросы при написании программы? Какую программу вы использовали в качестве основы?
3. Повторение ранее изученного материала.
Ответьте на следующие вопросы:
1) Как записывается оператор, называемый оператором присваивания?
2) Какие действия выполняет оператор присваивания?
3) Назовите известные вам типы переменных, используемых в паскале.
4) Какие математические действия можно выполнять с переменными типа real?
5) Какие математические действия можно выполнять с переменными типа word?
6) Как записываются в языке Паскаль комментарии и для чего они предназначены?
7) Какими символами нельзя пользоваться при написании программы на языке Паскаль?
4. Знакомство программами разветвляющейся структуры.
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идет дождь, мы надеваем плащ, если жарко и солнечно, идем в легкой одежде. Встречаются и более сложные положения, когда нужно сделать тот или иной выбор в зависимости от того, выполняется или не выполняется некоторое условие.
Мы знаем, что разветвляющиеся алгоритмы выглядят следующим образом:

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением.
5. Знакомство с условным оператором.
Для реализации на Турбо-Паскале алгоритмов, содержащих структуру ветвления, используется команда If, которая выглядит следующим образом:
If условие Then
оператор 1
Else
оператор 2 ;
По этой команде сначала проверяется выполнение условия. Простые условия записываются в виде равенств или неравенств. Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций. Если условие выполнено, то выполняется оператор 1, стоящий за служебным словом Then. После выполнения оператора 1 выполнение команды If завершается (оператор 2 не выполняется). Если условие не выполнено, то выполняется оператор 2, стоящий после слова Else.
Следует обратить внимание, что в каждой из ветвей условного оператора может стоять всего лишь один оператор языка Турбо-Паскаль. Если в ветви требуется выполнить несколько действий, используется составной оператор Begin … end;
Условный оператор предписывает выполнять некоторое действие только в том случае, когда выполняется заданное условие. Это условие записывается в виде логического выражения, а действие, которое нужно выполнить, задается в виде последовательности операторов.
Заметим, что перед ключевым словом Else недопустимо использование точки с запятой, означающее окончание оператора, так как это ключевое слово, так же как и If и Then, входит в его состав. Точка с запятой указывается только после полного завершения оператора, то есть после действия 2. Написание условного оператора If в одну или в несколько сторок зависит от вкуса программиста и длины самого оператора – в Турбо-Паскале строки с командами не должны превышать 127 символов, включая и используемые в командах пробелы.
Откройте программу usl1.pas в интегрированной среде Турбо Паскаль. Как это сделать? (войдите в среду Турбо Паскаль дважды щелкнув по ярлыку Турбо Паскаль на рабочем столе. File → Open → usl1.pas) Перед вами откроется следующая программа:
Эта программа по введенной температуре тела даёт рекомендации. Если температура высокая, то на экран выводится текст «ты болен, останься дома и лечись!», иначе на экран выводится текст «ты здоров, собирайся в школу!»

Найдите в программе условный оператор. Какое условие должно проверяться?
Запустите программу на выполнение. Как это сделать? (Run → Run) Выполните требования программы. Просмотрите результат выполнения программы. (Debug → User screen)
Мы рассмотрели программу, в которой используется полная структура ветвления. Кроме неё существует неполная структура, графическая схема которой выглядит следующим образом:

Вторая серия команд в условном операторе может отсутствовать. При этом признак ее начала – служебное слово Else – опускается.
Неполная команда ветвления выглядит так:
If условие Then действие;
Здесь при справедливости условия выполняется действие, а если условие нарушено, то сразу переходим к оператору, который следует за условным оператором.
Чтобы после ключевых слов Then или Else могла выполняться последовательность операторов, последние должны быть заключены в операторные скобки – ключевые слова Begin и End. Операторные скобки охватывают фрагмент исходного текста программы, который необходимо считать одним оператором. В качестве операторов, используемых в составном операторе, могут использоваться любые операторы, допустимые в Турбо-Паскале, в том числе условные операторы, а также составные операторы.
6. Решение задач.
1. Составьте программу, удваивающую значение целой переменной а, если а>5.
Решение
Если а > 5, то значение а надо заменить на 2а. В противном случае (а <= 5) никаких действий производить не нужно. Используем неполную команду ветвления.
Program Pr2;
Var а : Integer;
Begin
WriteLn (‘Введите число’);
ReadLn (а);
If а >5 Then а := а*2;
WriteLn (‘а =', а);
End.
2. Используя оператор if…then…else составьте программу, которая бы в ответ на введённую оценку по информатике выводила на экран следующий текст:
если оценка «5», то «молодец, я тобой горжусь!»(1)
если оценка «4», то «я рад, надеюсь, будет «5»» (2)
если оценка «3», то «не ленись и всё получится» (3)
иначе «ты, наверное, не ходишь на уроки» (4)
Решение.
Алгоритм решения задачи будет следующим.
ввод оценки
если оценка 5 то вывод на экран текста (1)
иначе
если оценка 4 то вывод на экран текста (2)
иначе
если оценка 3 то вывод на экран текста (3)
иначе вывод на экран текста (4)
конец
Здесь мы используем вложение одного условия в другое несколько раз. Программа на паскале будет иметь следующий вид:
program usl_2;
var x:byte;
begin writeln ('какие оценки по информатике ты получаешь чаще всего?');
readln(x);
if x=5 then writeln('молодец! Я тобой горжусь!')
else
if x=4 then writeln(‘я рад! Надеюсь будет "5"')
else if x=3 then writeln('не ленись и всё получится! ')
else writeln('ты, наверное не ходишь на уроки')

end .
Откройте программу usl_2.pas и просмотрите её исполнение.

Какие возникли вопросы? Покажите начало и конец первого условного оператора; последнего условного оператора; сколько здесь всего условных операторов?
3. Коля, Петя и Вася коллекционируют марки. По введенному с клавиатуры количеству марок каждого мальчика определить у кого марок больше всех.
Решение задачи сводится к нахождению большего из трёх введённых чисел.
Блок-схема этой задачи выглядит следующим образом:
Здесь х, у, z - введённые с клавиатуры числа, наименьшее из которых нам нужно найти, p – переменная, которой мы присваиваем минимальное значение.
Вначале переменной р мы присваиваем первое число х, затем проверяем условие p<y; если условие выполнено, то р присваиваем у, иначе проверяем другое условие: p<z; если оно выполняется, то р присваиваем z.
7. Самостоятельная работа.
Напишите программу для решения задачи №3, отредактируйте и отправьте на выполнение.
8.Тестирование.
Какие условные операторы записаны без ошибок:
1) If a>=b then writeln(a) else writeln(b);
2) If a=b else writeln(b);
3) If a>b then writeln(a);
4) If a<=b else writeln(b) then writeln(a);
5) If a<b then writeln(a); else writeln(b);

Ответы. Правильно записаны операторы под номерами 1, 3.
В операторе под номером 2 пропущено ключевое слово Then. В операторе под номером 4 ключевые слова Then и Else поменялись местами. В операторе под номером 5 ошибочно поставлена точка с запятой перед Else.
9.Домашнее задание.
1. Прочтите теоретический раздаточный материал
2. Ответьте на следующие вопросы:
1)Что означает фраза: «задачи с ветвлением»?
2)Как записывается полный условный оператор?
3)Как записывается неполный условный оператор?
4)Какие математические действия можно выполнять в задачах с ветвлением?
5)Какими символами в языке Паскаль можно пользоваться только при написании комментариев?
3. Составьте программу, удваивающую значение целой переменной а, если а<10 и утраивающую значение переменной, если a>=10.
10. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с программами разветвляющейся структуры. Изучили условный оператор, его полную и неполную структуру. Научились использовать условный оператор при решении задач. Повторили применение комментариев, символов; правила пунктуации в Паскале. Научились решать задачи, записывать разветвляющуюся программу на Паскале.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Dinara_Sarsembayeva (2014-02-02) | Автор: Сарсембаева Динара Копешовна
Просмотров: 3895 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru