Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Урок № Дата: Тема урока: Операторы ввода-вывода, оператор присваивания. Задача урока: Обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися основами знаний о работе операторов ввода-вывода, присваивания. Цели урока: • Развить мышление учащихся; • Способствовать приобретению навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной и производственной деятельности; • Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Ход урока: 1. Организационный момент: приветствие, психологический настрой. Здравствуйте, дорогие ребята! На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с оболочкой программирования Паскаль, а также со структурой Паскаль-программы. Сегодня у нас новая тема «Операторы ввода-вывода, оператор присваивания». 2. Актуализация знаний: проверка домашнего задания 3. Изложение теоретических знаний: Понятие переменной Это центральное в любом языке программирования. Для описания переменной (величины, которая изменяется в процессе работы программы) следует указать имя переменной, ее тип и значение. Следует соблюдать следующий принцип: «Использовать переменную можно лишь тогда, когда она описана и ей присвоено некоторое значение». Это позволит Вам избежать многочисленных ошибок в работе программ. Величина – это объект, который имеет имя и значение определенного типа. Константа – это постоянная величина, значение которой не изменяется в процессе работы программы. Значение константы определяет сам программист. Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение по необходимости. Команда присваивания используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так: <имя переменной>:=<выражение> При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной. Пример: а:=2; b:=8; S:=а+b; После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10. Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке. WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана. В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая. Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана. Примеры Writeln('Мне16лет'); На экране появится: Мне 16 лет a:=11; Writeln('Я учусь в ', а,' классе'); На экране появится: Я учусь в 11 классе х:=3;у:=6; Writeln(х+у,' рублей'); На экране появится: 9 рублей Если в одной команде выводится несколько чисел подряд, то чтобы числа не сливались в одну строку, необходимо выводить между ними пробел ' ' или указывать количество позиций выделяемых под это число. Пример а:=1; b:=2; с:=3; Writeln (а, b, с); Writeln(а,' ', b ,' ', с); Writeln(a:3, b:3, c:3); {Число, указанное после двоеточия, (в нашем примере это 3) обозначает количество позиций выделяемых под вывод значения переменной. Если переменная занимает меньше позиций, то в оставшихся позициях перед значением переменной выводятся пробелы} На экране появится: 123 1 2 3 1 2 3 Задача. Найти сумму двух чисел Program N1; Var а, b: Integer; {переменные а и b целого типа} S: Longint; {переменная S типа длинное целое} Веgin а:=7; {присваивание значения первому числу а} b:=4; {присваивание значения второму числу b} S:=а+b; {вычисление суммы S чисел а и b} {вывод результата работы программы на экран} Writeln (' сумма ', а ,' и ', b ,' равна ', S); End. Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы READ ( ); или READLN ( ); - считываетв перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter. В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются. При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( ); Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести. Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а. Var a : Integer; … Write (‘a=’); Readln(а); На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter. Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (Alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter). Задача. Найти произведение двух чисел. Program N2; Var a, b :Integer; p: Longint; Begin Writeln(' Введите два числа '); Readln(а,b); р:=а*b; Writeln (' произведение ', а ,' и ', b ,' равно', р); Readln; End. 4. Практическое решение задач на компьютерах. Операторы ввода-вывода встречаются в каждой программе, так как позволяют ввести необходимые для работы программы, данные с клавиатуры, из текстового файла или вывести на экран, в текстовый файл ответы, полученный в ходе выполнения программы. Рассмотрим следующий пример. 1.Написать программу приветствия и запроса даты рождения. Var a,b,c: integer; {Переменные для даты рождения} Name: string; {Переменная для имени} BEGIN Writeln (‘Привет. Как тебя зовут?’); Readln (name); Writeln (‘Введи день рождения’); Readln (a); Writeln (‘Введи месяц рождения’); Readln (b); Writeln (‘Введи год рождения’); Readln (с); Write (‘Тебя зовут – ’ , name, ‘. Ты родился: ’, a, ‘.’,b, ‘.’,c); Readln; END. 2, Какие значения приобретут переменные а, b и с после выполнения следующих операторов, если начальные значения а=1, b=2, с=39. Как изменится результат, если в приведенном фрагменте последний оператор переставить на первое место? a:=b; b:=c; c:=a; 3,Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите программу без ошибок. Program Task 8; Var a; b; c: Integer; Begin Writeln (' Введите число', а); Readln(a) b=5 c:=ab; Writeln(‘ произведение ’a и b ’ равно ’,S); Readln(a); End 5. Подведение итогов. Итак, сегодня мы познакомились с операторами ввода-вывода и присваивания. Ребята, что нужно помнить при решении задач с использованием операторов ввода-вывода? А оператора присваивания? При решении задач с использованием оператора ввода следует помнить, что: • для ввода с клавиатуры во время работы программы исходных данных (значений переменных) предназначена инструкция readln; • используя одну инструкцию readln, можно ввести значения нескольких переменных; При решении задач с использованием оператора вывода следует помнить, что: • инструкции write и writein предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных; • одна инструкция write (writein) может вывести на экран значения нескольких переменных и (или) несколько сообщений; • инструкция writein без параметров переводит курсор в начало следующей строки экрана. При решении задач с использованием оператора присваивания следует помнить, что: • инструкция присваивания используется для изменения значений переменных, в том числе и для вычислений по формулам; • тип выражения, находящегося в правой части инструкции присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя которой стоит слева от символа инструкции присваивания (при нарушении соответствия типа переменной и выражения компилятор выводит сообщение об ошибке Type miss match - несоответствие типов). А теперь запишите домашнее задание: Задача 1. Написать программу, которая выводит на экран четверостишие: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А. С. Пушкин | |
Просмотров: 1194 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|