Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Дюсенова Жулдуз Аманжоловна, учитель информатики школы-лицея № 27. Открытый урок информатики в 5-м классе по теме "Казахские орнаменты" (Действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint) Цели урока: Образовательная: • Формирование новых знаний по работе с фрагментом рисунка в графическом редакторе: научить изменять размер, наклонять, отображать, поворачивать фрагмент рисунка. Развивающая: • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, патриотизма. • Развитие навыков работы на компьютере. • Развивать навыки моделирования. Воспитательная: • Воспитание интереса к информатике и ИКТ, патриотизма, аккуратность, внимательность, дисциплинированность. • Связать информатику с другими предметами. • Воспитывать эстетическое восприятие мира. • Развитие художественного вкуса. Задачи урока: • Продолжить работу по выработке умений пользователя графическим редактором. • Формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint. • Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету "Информатика". Тип урока: Изучение нового материала. Оборудование: • ПК с операционной системой MS Windows • Интерактивная доска • Графический редактор Paint • Демонстрационные материалы • Раздаточный материал • Флипчарты. Формы: коллективная, индивидуальная Вид работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК Ход урока I. Организационный момент: приветствие. II. Опорное повторение изученного материала: А теперь давайте вспомним, как запустить программу Paint. - Ребята, скажите, а что же такое фрагмент? (часть, кусочек чего-либо) Попробуйте привести примеры фрагментов чего-либо.(Ответы детей). Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент - это отрывок текста, часть произведения искусства или обломок чего-либо. А графический фрагмент - это часть рисунка. Нарисуйте мне 2 фигуры: и . Актуализация знаний проводится в форме графического диктанта. Зачитываются утверждения, если учащийся согласен с утверждением, то в Paint зарисовывается , если утверждение не верное, то это указывают значком . Всего 5 утверждений. Графический диктант: 1. Существует всего два вида выделения фрагмента рисунка: Прямоугольная область и Произвольная область 2. Кривая линия рисуется 2 щелчками ЛКМ. 3. Чтобы перенести фрагмент рисунка в другое место без фона (Прозрачное выделение) необходимо на Ленте выбрать Вид => Линии сетки. 4. Чтобы скопировать фрагмент рисунка его надо выделить, нажать CTRL+C, а потом CTRL+V. 5. Чтобы удалить фрагмент рисунка необходимо выделить его и нажать Del на клавиатуре. Ответ: Если 1 ошибка оценка «4», ни одной – «5», 2-3 – «3». III. Изучение нового материала Звучит казахская музыка. Посмотрите на доску Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Ученые и искусствоведы стараются расшифровать древние изображения, вникнуть в тайный смысл знаков и символов. До сих пор считается, что ключ к пониманию многих из них давно утерян, и, тем не менее, интерес к древнему искусству не ослабевает: многие орнаментальные мотивы передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении веков. Каждая народность в зависимости от эпохи создаёт свой неповторимый орнаментальный стиль. Своеобразие и национальный колорит позволяют безошибочно определить его принадлежность к той или иной группе. В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим вплоть до конца XVIII - начала XIX вв. Существует много различных классификаций орнаментов. По характеру мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный, а также их сочетание. По характеру композиции орнамент может быть ленточным (фриз, бордюр или кайма), в круге (розетта), в прямоугольнике или квадрате, сетчатым (различают 17 принципиально различных видов). Эта классификация непосредственно связана с формой предмета, на котором располагается орнамент. В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии. Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости. Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю, а также символизировал горы. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента. Он издавна слыл мощным оберегом, глобальным символом универсального характера, популярным и в наши дни. Треугольную форму имели амулеты — обереги от сглаза. Амулет одевали на шею животных, в виде талисмана давали носить детям. Спираль это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой. Донгелек Круг — солнце. Свастика — движение солнца. Были распространены также широкие полосы, заштрихованные поперек, шахматная сетка, узор гребня, топора, мышиного следа, звезды, сломанного рога, спаренных колец, глаз верблюжонка, позвонок и т. д. Первые образцы казахского или, точнее, прототюркского орнамента (каз.— «ою-орнек», от слов «ою» — выкройка и «орнек» — узор, а вот мастера и мастерицы, владеющие искусством орнамента, именуются «оюшы») в истории художественной культуры Казахстана дает глиняная посуда — это ряды вмятин, зигзаги, «елочные», плетеночные («веревочные») узоры. В числе амулетов-оберегов можно назвать следующие: Бес танба — крестовина, условное изображение четырех сторон света. Применяется в декоре безворсовых ковров — алаша, тканых лент — баскуров, а также украшает деревянные изделия: сундуки, кровати. Цветовая гамма — красный и черный цвета. Жiлiншек — кость, применяется для украшения безворсовых ковров — алаша, войлочных сумок — тыс-кап, узорных лент. Окрашивается в красный, черный, бордовый, коричневый, зеленый тона, допускается и контрастирование с фоном — черный узор на белом фоне. Балта — топор. Мотив напоминает по форме топор, ассоциирует благополучие хозяйства, домашнего очага. Цветовая гамма: красный, коричневый, синий и черный тона. Балдак — костыль. Это символ опоры, чаще — в композициях, обрамляет, окантовывает центральное поле, преимущественно коричневого, синего, зеленого и красного цветов. Иногда обводится дополнительной линией другого цвета, что придает ему большую четкость и нарядность. Ирек, су — зигзаг, вода, элемент с сильным охранным свойством. В сознании казахов ассоциируется также с образом змеи, нижним миром, водой. Воспроизводится в различных вариациях: в виде волнообразной линии, свернутой спирали, иногда в виде рыбьей чешуи. Распространен в ковроткачестве, в вышитых изделиях. Основные цвета — голубой, синий и фиолетовый. Тарак — гребень; мотив, пленяющий красотой ритма. Встречается на узорных тканых лентах — баскурах, безворсовых коврах алаша. Доминируют расцветки желтого, коричневого, красного, синего, черного тонов. Канка — костяк. Мотив украшает тканые изделия — алаша, баскуры, вышивки. Выполняется преимущественнов желтом, зеленом, красном и черном тонах. Узор украшает текеметы, сырмаки, национальную одежду. Доминируют белый, желтый, красный, бордовый, черный цвета. В казахском орнаменте наиболее значительное место занимают зооморфные мотивы, передающие животное чаще всего по принципу замены целого частью. Иногда в едином пластическом образе совмещаются части разных животных. Ведущий художественный мотив — муйiз, рисунок рогов барана. С ним связывались представления о богатстве, приумножении скота, охранные функции. Рог украшает текеметы, сырмаки, алаша, а также архитектурные сооружения. Используемые цвета — кирпично-красный, желтый, синий, зеленый и синий, коричневый и черный. Сынар муйiз — один рог. Наиболее распространенный вид казахского орнамента, украшавшего обычно войлочные изделия — текеметы, сырмаки. Ритмический строй представленного мотива обрамляет контур композиции. Распространенная гамма — красный и черный цвета. Сынык муйіз — сломанный рог; народные мастера этим мотивом украшали ковры, циновки, баскуры, алаша, сумки. Его основные тона: красный, бордовый, зеленый, коричневый, черный. Омыртка — позвоночник; встречается в различных комбинациях — в обрамлении и в центре орнаментальных композиций. Эффектно выглядит окрашенный в синий, бордовый, красный, коричневый и черный тона. Тышкан iз — мышиный след, используется для украшения ковров, коржынов, аяк-капов. Этому мотиву отведена окантовочная, бордюрная роль в композиции, он имеет преимущественно красный, коричный, бордовый,черный тона. Ботагоз — глаз верблюжонка. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Это магический узор, наделяемый охранным свойством. Согласно поверьям, глаз, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной. Такой элемент встречается как в центральной части композиции, так ив образовании бордюра, окаймляющего края изделия. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный, синий цвета. Ит куйрык — собачий хвост, наряду с охранным свойством, олицетворял дружбу, символизировал различные благопожелания. В связи с охранной функцией он украшал резьбу двери юрты, лицевые части кровати, иногда —войлочные изделия. Цветовая гамма: коричневые, бордовые, синие тона. Туйе табан — верблюжий след, олицетворение богатства, приумножения скота, стимулятор продуцирующей силы и различных благ. Он украшал различные изделия народных ремесел, его использовали в резьбе по дереву, инкрустации, вышивке, в войлочных изделиях. Основные тона: коричневый, бордовый, черный. Кайнар — родничок, символ водопоя, как источника жизни, символ зеленых пастбищ, скотоводческого хозяйства. Цветовая гамма: голубой, синий, фиолетовый. В казахском прикладном искусстве популярен и растительный орнамент: изображение цветов, листвы, деревьев, плодов и семян. Многие из этих мотивов восходят к глубокой древности. С образом дерева связаны идеи роста, плодородия, жизненной силы. От образа Мирового древа в традиционном сознании формируется Древо жизни, а затем Древо родовое и, наконец, генеалогическое, в чем отражен процесс перехода глобальных символов в частные. Распространено также изображение куста, растительного побега с вьющейся листвой, трилистника, многолепесткового цветка. Гул — цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра. С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Чаще всего такие мотивы украшают предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца. Колорит — предпочтительно красные, желтые, оранжевые и бордовые тона. В богатейшем багаже казахских орнаментальных мотивов имеются также космогонические. Ай — месяц в изображении в паре со звездой. Астральные объекты у казахов наделены очищающей мощью, светлой энергетикой, это обереги, проводники различных благ. Жулдыз — звезда; в традиционном сознании данный мотив у казахов идентифицируется с человеческой душой. Небесные светила всегда наделялись очищающей мощью. Мотив украшает центральные части ковров. Основные цвета: красный, синий, бордовый. Феномен кочевничества — это образ жизни рядом с животными, которые обеспечивали человека буквально всем. Все, что окружало древнего кочевника — и растения, и животные, и явления природы, небесные тела, дождь и снег — все это он подвергал своеобразной идеализации. Каждая из представленных групп орнаментов: растительная, животная, геометрическая и космогоническая, содержит в себе определенный смысл. Любой элемент орнамента имеет определенное назначение. Изящные ласточки, изумительные лепестки растительного орнамента украшают верхнюю одежду, а также платья девочек. Зооморфные мотивы, орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, украшали одежду мальчиков. Определенные элементы использовались в декоре головных уборов, верхней одежды, брюк. К примеру, узоры верблюжий след, мышиный след, «собачий хвост» никогда не применялись для украшения головных уборов. «Прочтение» орнаментов — своеобразный универсальный ключ, открывающий богатства народной культуры. Не менее интересна символика цвета в казахском орнаменте. Белый цвет на фоне изделия и в основном рисунке — символ белого пути, истины, счастья. Красный — огонь, палящая энергетика солнца, любовь; черный — сила, величие, могущество, а также цель, благополучие. В казахском орнаменте сочетание красных и синих цветов — напоминание о природных богатствах солнечного края, выражение мечты народа о счастье (недаром в орнаменте встречаются изображения бога счастья и достатка Тао-тье и круто изогнутые рога животных — признак успехов в скотоводстве). Бледные цвета признак грустной поры, тоски, тревоги. Зеленый символизирует обновление земли, весну, молодость, синий цвет — символ неба, божества Тенгри, желтый — разума. Из цветовых предпочтений казахского орнамента, можно заметить, что на первом месте всегда стоял красный цвет, на втором — черный (темно-коричневый), на третьем — белый, затем уже выстраиваются другие цвета — бордовый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой. Цветовой каркас, состоящий из триады красный — черный — белый, был заложен издревле, подтверждение чему — цветовое решение петроглифов и керамика эпохи неолита и бронзы Казахстана. А сейчас я вам покажу, как можно создать такие орнаменты, используя возможности ГР Paint. После того, как фрагмент рисунка выбран, над ним можно выполнять действия: • удалить • переместить • перетащить • вырезать • копировать • размножить (перетащить при нажатой клавише CTRL и SHIFT) • преобразовать (повернуть, растянуть, наклонить) IV. Закрепление нового материала (выполнение практической проектной работы) У каждого из вас на Рабочем столе файл-трафарет орнаментов. Ваша задача создать полотно из орнаментов. А теперь самое главное. Учимся работать с фрагментом рисунка. У вас на столах есть памятки, которые вам помогут в работе, а пока послушайте меня, далее объяснение на практике как выделить, вырезать объект, скопировать, повернуть, отразить, наклонить, растянуть. Приступаем к работе. После преобразований с рисунком, дети раскрашивают его. Во время работы звучит музыка. V. Итог урока (рефлексия) и дача домашнего задания: Работа окончена. Посмотрите, что у нас получилось? А теперь давайте подведем итоги: - Ребята, чем мы сегодня занимались? - Что получилось? - А получилось ли? Вопросы: - интересно было вам на уроке? А теперь я хочу вам задать последний вопрос: понравилось ли вам на уроке? Графический редактор Paint пригодится вам в дальнейшем при изучении не только информатики, но и геометрии, физики, географии и других предметов. Д/З: продумать (нарисовать на бумаге, вышить, аппликация и т.п.) орнамент любой народности, какой захотите. Спасибо за урок, до свидания. | |
Просмотров: 1053 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|