Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Урок информатики в 5 классе "Действия с фрагментом рисунка на примере казахских орнаментов"
Дюсенова Жулдуз Аманжоловна, учитель информатики школы-лицея № 27.
Открытый урок информатики в 5-м классе по теме "Казахские орнаменты" (Действия с фрагментом рисунка в графическом редакторе Paint)
Цели урока:
Образовательная:
• Формирование новых знаний по работе с фрагментом рисунка в графическом редакторе: научить изменять размер, наклонять, отображать, поворачивать фрагмент рисунка.
Развивающая:
• Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, патриотизма.
• Развитие навыков работы на компьютере.
• Развивать навыки моделирования.
Воспитательная:
• Воспитание интереса к информатике и ИКТ, патриотизма, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
• Связать информатику с другими предметами.
• Воспитывать эстетическое восприятие мира.
• Развитие художественного вкуса.
Задачи урока:
• Продолжить работу по выработке умений пользователя графическим редактором.
• Формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint.
• Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету "Информатика".
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
• ПК с операционной системой MS Windows
• Интерактивная доска
• Графический редактор Paint
• Демонстрационные материалы
• Раздаточный материал
• Флипчарты.
Формы: коллективная, индивидуальная
Вид работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие.
II. Опорное повторение изученного материала:
А теперь давайте вспомним, как запустить программу Paint.
- Ребята, скажите, а что же такое фрагмент? (часть, кусочек чего-либо)
Попробуйте привести примеры фрагментов чего-либо.(Ответы детей).
Совершенно верно.
Толковый словарь дает такое определение: фрагмент - это отрывок текста, часть произведения искусства или обломок чего-либо. А графический фрагмент - это часть рисунка.
Нарисуйте мне 2 фигуры: и .
Актуализация знаний проводится в форме графического диктанта. Зачитываются утверждения, если учащийся согласен с утверждением, то в Paint зарисовывается , если утверждение не верное, то это указывают значком . Всего 5 утверждений.
Графический диктант:
1. Существует всего два вида выделения фрагмента рисунка: Прямоугольная область и Произвольная область
2. Кривая линия рисуется 2 щелчками ЛКМ.
3. Чтобы перенести фрагмент рисунка в другое место без фона (Прозрачное выделение) необходимо на Ленте выбрать Вид => Линии сетки.
4. Чтобы скопировать фрагмент рисунка его надо выделить, нажать CTRL+C, а потом CTRL+V.
5. Чтобы удалить фрагмент рисунка необходимо выделить его и нажать Del на клавиатуре.
Ответ:
Если 1 ошибка оценка «4», ни одной – «5», 2-3 – «3».
III. Изучение нового материала
Звучит казахская музыка.
Посмотрите на доску
Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. Ornamentum означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение. Ученые и искусствоведы стараются расшифровать древние изображения, вникнуть в тайный смысл знаков и символов. До сих пор считается, что ключ к пониманию многих из них давно утерян, и, тем не менее, интерес к древнему искусству не ослабевает: многие орнаментальные мотивы передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении веков.
Каждая народность в зависимости от эпохи создаёт свой неповторимый орнаментальный стиль. Своеобразие и национальный колорит позволяют безошибочно определить его принадлежность к той или иной группе. В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.
Существует много различных классификаций орнаментов. По характеру мотивов различают геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный, а также их сочетание.
По характеру композиции орнамент может быть ленточным (фриз, бордюр или кайма), в круге (розетта), в прямоугольнике или квадрате, сетчатым (различают 17 принципиально различных видов). Эта классификация непосредственно связана с формой предмета, на котором располагается орнамент.
В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии.
Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости.
Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю, а также символизировал горы. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента. Он издавна слыл мощным оберегом, глобальным символом универсального характера, популярным и в наши дни. Треугольную форму имели амулеты — обереги от сглаза. Амулет одевали на шею животных, в виде талисмана давали носить детям.
Спираль это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой.
Донгелек Круг — солнце.
Свастика — движение солнца.
Были распространены также широкие полосы, заштрихованные поперек, шахматная сетка, узор гребня, топора, мышиного следа, звезды, сломанного рога, спаренных колец, глаз верблюжонка, позвонок и т. д.
Первые образцы казахского или, точнее, прототюркского орнамента (каз.— «ою-орнек», от слов «ою» — выкройка и «орнек» — узор, а вот мастера и мастерицы, владеющие искусством орнамента, именуются «оюшы») в истории художественной культуры Казахстана дает глиняная посуда — это ряды вмятин, зигзаги, «елочные», плетеночные («веревочные») узоры.
В числе амулетов-оберегов можно назвать следующие:
Бес танба — крестовина, условное изображение четырех сторон света. Применяется в декоре безворсовых ковров — алаша, тканых лент — баскуров, а также украшает деревянные изделия: сундуки, кровати. Цветовая гамма — красный и черный цвета.
Жiлiншек — кость, применяется для украшения безворсовых ковров — алаша, войлочных сумок — тыс-кап, узорных лент. Окрашивается в красный, черный, бордовый, коричневый, зеленый тона, допускается и контрастирование с фоном — черный узор на белом фоне.
Балта — топор. Мотив напоминает по форме топор, ассоциирует благополучие хозяйства, домашнего очага. Цветовая гамма: красный, коричневый, синий и черный тона.
Балдак — костыль. Это символ опоры, чаще — в композициях, обрамляет, окантовывает центральное поле, преимущественно коричневого, синего, зеленого и красного цветов. Иногда обводится дополнительной линией другого цвета, что придает ему большую четкость и нарядность.
Ирек, су — зигзаг, вода, элемент с сильным охранным свойством. В сознании казахов ассоциируется также с образом змеи, нижним миром, водой. Воспроизводится в различных вариациях: в виде волнообразной линии, свернутой спирали, иногда в виде рыбьей чешуи. Распространен в ковроткачестве, в вышитых изделиях. Основные цвета — голубой, синий и фиолетовый.
Тарак — гребень; мотив, пленяющий красотой ритма. Встречается на узорных тканых лентах — баскурах, безворсовых коврах алаша. Доминируют расцветки желтого, коричневого, красного, синего, черного тонов.
Канка — костяк. Мотив украшает тканые изделия — алаша, баскуры, вышивки. Выполняется преимущественнов желтом, зеленом, красном и черном тонах.
Узор украшает текеметы, сырмаки, национальную одежду. Доминируют белый, желтый, красный, бордовый, черный цвета.
В казахском орнаменте наиболее значительное место занимают зооморфные мотивы, передающие животное чаще всего по принципу замены целого частью. Иногда в едином пластическом образе совмещаются части разных животных.
Ведущий художественный мотив — муйiз, рисунок рогов барана. С ним связывались представления о богатстве, приумножении скота, охранные функции. Рог украшает текеметы, сырмаки, алаша, а также архитектурные сооружения. Используемые цвета — кирпично-красный, желтый, синий, зеленый и синий, коричневый и черный.
Сынар муйiз — один рог. Наиболее распространенный вид казахского орнамента, украшавшего обычно войлочные изделия — текеметы, сырмаки. Ритмический строй представленного мотива обрамляет контур композиции. Распространенная гамма — красный и черный цвета. Сынык муйіз — сломанный рог; народные мастера этим мотивом украшали ковры, циновки, баскуры, алаша, сумки. Его основные тона: красный, бордовый, зеленый, коричневый, черный.
Омыртка — позвоночник; встречается в различных комбинациях — в обрамлении и в центре орнаментальных композиций. Эффектно выглядит окрашенный в синий, бордовый, красный, коричневый и черный тона.
Тышкан iз — мышиный след, используется для украшения ковров, коржынов, аяк-капов. Этому мотиву отведена окантовочная, бордюрная роль в композиции, он имеет преимущественно красный, коричный, бордовый,черный тона.
Ботагоз — глаз верблюжонка. В представлении казахов ромб олицетворяет плодородие, охраняет детородные функции. Это магический узор, наделяемый охранным свойством. Согласно поверьям, глаз, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной. Такой элемент встречается как в центральной части композиции, так ив образовании бордюра, окаймляющего края изделия. Традиционная цветовая гамма: красный, коричневый, черный, синий цвета.
Ит куйрык — собачий хвост, наряду с охранным свойством, олицетворял дружбу, символизировал различные благопожелания. В связи с охранной функцией он украшал резьбу двери юрты, лицевые части кровати, иногда —войлочные изделия. Цветовая гамма: коричневые, бордовые, синие тона.
Туйе табан — верблюжий след, олицетворение богатства, приумножения скота, стимулятор продуцирующей силы и различных благ. Он украшал различные изделия народных ремесел, его использовали в резьбе по дереву, инкрустации, вышивке, в войлочных изделиях. Основные тона: коричневый, бордовый, черный.
Кайнар — родничок, символ водопоя, как источника жизни, символ зеленых пастбищ, скотоводческого хозяйства. Цветовая гамма: голубой, синий, фиолетовый.
В казахском прикладном искусстве популярен и растительный орнамент: изображение цветов, листвы, деревьев, плодов и семян. Многие из этих мотивов восходят к глубокой древности. С образом дерева связаны идеи роста, плодородия, жизненной силы. От образа Мирового древа в традиционном сознании формируется Древо жизни, а затем Древо родовое и, наконец, генеалогическое, в чем отражен процесс перехода глобальных символов в частные. Распространено также изображение куста, растительного побега с вьющейся листвой, трилистника, многолепесткового цветка.
Гул — цветок; мотив имел различные варианты, в том числе: бутон, тюльпан, лотос, пальметта, астра. С цветком связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Чаще всего такие мотивы украшают предметы домашнего обихода: настенные ковры, полотенца. Колорит — предпочтительно красные, желтые, оранжевые и бордовые тона.
В богатейшем багаже казахских орнаментальных мотивов имеются также космогонические.
Ай — месяц в изображении в паре со звездой. Астральные объекты у казахов наделены очищающей мощью, светлой энергетикой, это обереги, проводники различных благ.
Жулдыз — звезда; в традиционном сознании данный мотив у казахов идентифицируется с человеческой душой. Небесные светила всегда наделялись очищающей мощью. Мотив украшает центральные части ковров. Основные цвета: красный, синий, бордовый.
Феномен кочевничества — это образ жизни рядом с животными, которые обеспечивали человека буквально всем. Все, что окружало древнего кочевника — и растения, и животные, и явления природы, небесные тела, дождь и снег — все это он подвергал своеобразной идеализации.
Каждая из представленных групп орнаментов: растительная, животная, геометрическая и космогоническая, содержит в себе определенный смысл. Любой элемент орнамента имеет определенное назначение. Изящные ласточки, изумительные лепестки растительного орнамента украшают верхнюю одежду, а также платья девочек. Зооморфные мотивы, орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, украшали одежду мальчиков. Определенные элементы использовались в декоре головных уборов, верхней одежды, брюк. К примеру, узоры верблюжий след, мышиный след, «собачий хвост» никогда не применялись для украшения головных уборов.
«Прочтение» орнаментов — своеобразный универсальный ключ, открывающий богатства народной культуры.
Не менее интересна символика цвета в казахском орнаменте. Белый цвет на фоне изделия и в основном рисунке — символ белого пути, истины, счастья. Красный — огонь, палящая энергетика солнца, любовь; черный — сила, величие, могущество, а также цель, благополучие.
В казахском орнаменте сочетание красных и синих цветов — напоминание о природных богатствах солнечного края, выражение мечты народа о счастье (недаром в орнаменте встречаются изображения бога счастья и достатка Тао-тье и круто изогнутые рога животных — признак успехов в скотоводстве).
Бледные цвета признак грустной поры, тоски, тревоги. Зеленый символизирует обновление земли, весну, молодость, синий цвет — символ неба, божества Тенгри, желтый — разума.
Из цветовых предпочтений казахского орнамента, можно заметить, что на первом месте всегда стоял красный цвет, на втором — черный (темно-коричневый), на третьем — белый, затем уже выстраиваются другие цвета — бордовый, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой. Цветовой каркас, состоящий из триады красный — черный — белый, был заложен издревле, подтверждение чему — цветовое решение петроглифов и керамика эпохи неолита и бронзы Казахстана.
А сейчас я вам покажу, как можно создать такие орнаменты, используя возможности ГР Paint.
После того, как фрагмент рисунка выбран, над ним можно выполнять действия:
• удалить
• переместить
• перетащить
• вырезать
• копировать
• размножить (перетащить при нажатой клавише CTRL и SHIFT)
• преобразовать (повернуть, растянуть, наклонить)
IV. Закрепление нового материала (выполнение практической проектной работы)
У каждого из вас на Рабочем столе файл-трафарет орнаментов. Ваша задача создать полотно из орнаментов.
А теперь самое главное. Учимся работать с фрагментом рисунка.
У вас на столах есть памятки, которые вам помогут в работе, а пока послушайте меня, далее объяснение на практике как выделить, вырезать объект, скопировать, повернуть, отразить, наклонить, растянуть.
Приступаем к работе.
После преобразований с рисунком, дети раскрашивают его. Во время работы звучит музыка.
V. Итог урока (рефлексия) и дача домашнего задания:
Работа окончена.
Посмотрите, что у нас получилось?
А теперь давайте подведем итоги:
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Что получилось?
- А получилось ли?
Вопросы:
- интересно было вам на уроке?
А теперь я хочу вам задать последний вопрос: понравилось ли вам на уроке?
Графический редактор Paint пригодится вам в дальнейшем при изучении не только информатики, но и геометрии, физики, географии и других предметов.
Д/З: продумать (нарисовать на бумаге, вышить, аппликация и т.п.) орнамент любой народности, какой захотите.
Спасибо за урок, до свидания.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: DZHA_Astana (2015-01-22) | Автор: Дюсенова Жулдуз Аманжоловна E
Просмотров: 1058 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru