Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

«Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ой степени».
Урок-практикум

Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ой степени».
Тип урока: урок — закрепление изученного.
Вид: урок-практикум.
Технология: проблемно-исследовательская технология.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows XP или выше и пакет Microsoft Office.

Цели урока:
1.Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще-интеллектуальный характер.
2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.

Задачи урока:
1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
3. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.

План урока
1. Организационный момент. Краткий инструктаж по технике безопасности
в компьютерном классе.
2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
6. Домашнее задание.

Ход урока
1. Краткий инструктаж по технике безопасности
в компьютерном классе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
• Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
• Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
• Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
• Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
• Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
• В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя
2. Фронтальный опрос.
Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.
Учитель:
? Вспомним, для чего нужна эта программа?
Ответ: для создания таблиц, графиков и диаграмм.
Учитель:
? Как вы понимаете термин «деловая графика»?
Ответ: под этим термином обычно понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.
Учитель:
? Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?
Ответ: с помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистораммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и рас¬положение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.
Учитель:
? При помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?
Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм.
Учитель:
? Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ответ: ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.
Учитель:
? Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? Ответ: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
3. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем. При объяснении новой темы, ученикам предлагается просмотреть презентацию по данной теме.
Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.
Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений:

1. Преобразуем данную систему в приведенную:
Y=X2,
Y=2X+9

2. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
• Первая строка — строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
• при заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку A3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23;
• при заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
• при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23.

С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим диаграмму оценки решений.
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения — эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений.
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.
С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения:
Х3-2Х2+4Х-12=0.
Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ:
либо построив два графика:
Y=X3 Y =2Х2-4Х+12
и определив точки их пересечения.
Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.
4. Выполнение индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания подобраны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить свои знания — т. е. задания дифференцированные. Для составления индивидуальных заданий я воспользовалась учебниками, по которым работают ученики на алгебре.

КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ
ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2. ВАРИАНТ 3. ВАРИАНТ 4.
XY = 6 X2 + Y2 = 16 XY = 8 Y = X2 + 1
2X-3Y=6 X + Y + 2 =0 X + Y + 3 =0 XY = 3

ВАРИАНТ 5 ВАРИАНТ 6 ВАРИАНТ 7 ВАРИАНТ 8
Y=X2+8 Y – X2 = 0 Y – X2 = 0 XY = 9
Y = -X2 + 12 X + Y = 6 2X – Y + 3 = 0 X + Y + 3 =0

В ходе выполнения практического задания провожу индивидуальный и групповой инструктаж).
5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
Учитель: После выполнения задания каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. Спасибо за работу, до свидания!
6. Домашнее задание.
Проанализировать и проверить свои индивиду¬альные задания и оформить отчеты в тетради.

Категория: Компьютер-бум | Добавил: fira (2010-03-10) | Автор: Хайруллина Фирая Минигалиевна E
Просмотров: 2960 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru