Урок-практикум Тема урока: «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений п-ой степени». Тип урока: урок — закрепление изученного. Вид: урок-практикум. Технология: проблемно-исследовательская технология. Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows XP или выше и пакет Microsoft Office. Цели урока: 1.Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и обще-интеллектуальный характер. 2. Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. 3. Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач. Задачи урока: 1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры. 2. Учебная — изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами. 3. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора. План урока 1. Организационный момент. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. 2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала. 3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. 4. Выполнение индивидуальных заданий. 5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок. 6. Домашнее задание. Ход урока 1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила: • Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры. • Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов. • Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде. • Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом. • Нельзя ходить по классу, вставать со своего места. • В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — подозвать учителя 2. Фронтальный опрос. Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel. Учитель: ? Вспомним, для чего нужна эта программа? Ответ: для создания таблиц, графиков и диаграмм. Учитель: ? Как вы понимаете термин «деловая графика»? Ответ: под этим термином обычно понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные. Учитель: ? Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? Ответ: с помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистораммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и рас¬положение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. Учитель: ? При помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel? Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм. Учитель: ? Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? Ответ: ввести знак «=», затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы. Учитель: ? Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? Ответ: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне. 3. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. Проводится одновременно с работой учеников на компьютерах синхронно с учителем. При объяснении новой темы, ученикам предлагается просмотреть презентацию по данной теме. Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ой степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений графическим методом. Для примера рассмотрим решение следующей системы уравнений: 1. Преобразуем данную систему в приведенную: Y=X2, Y=2X+9 2. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу: • Первая строка — строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы: • при заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х=-10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку A3 занести формулу А2+1 и скопировать ее до ячейки А23; • при заполнении столбца В в ячейку В2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23; • при заполнении столбца С в ячейку С2 заносится формула 2*А2+9, и также копируется до С23. С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы Точечная и построим диаграмму оценки решений. На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения — эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты. С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения: Х3-2Х2+4Х-12=0. Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ: либо построив два графика: Y=X3 Y =2Х2-4Х+12 и определив точки их пересечения. Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания. 4. Выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания подобраны таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить свои знания — т. е. задания дифференцированные. Для составления индивидуальных заданий я воспользовалась учебниками, по которым работают ученики на алгебре. КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ ВАРИАНТ 1. ВАРИАНТ 2. ВАРИАНТ 3. ВАРИАНТ 4. XY = 6 X2 + Y2 = 16 XY = 8 Y = X2 + 1 2X-3Y=6 X + Y + 2 =0 X + Y + 3 =0 XY = 3 ВАРИАНТ 5 ВАРИАНТ 6 ВАРИАНТ 7 ВАРИАНТ 8 Y=X2+8 Y – X2 = 0 Y – X2 = 0 XY = 9 Y = -X2 + 12 X + Y = 6 2X – Y + 3 = 0 X + Y + 3 =0 В ходе выполнения практического задания провожу индивидуальный и групповой инструктаж). 5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок. Учитель: После выполнения задания каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценку за работу. Спасибо за работу, до свидания! 6. Домашнее задание. Проанализировать и проверить свои индивиду¬альные задания и оформить отчеты в тетради.
|