Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке информатики (метод проектов)
Активизация учебно-познавательной деятельности студентов
методом проектов

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем.
Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.
. Приведу перечень используемых в обучении приемов для побуждения мотивации достижения и общения:
создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами;
создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);
поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога;
создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;
приведение примеров из жизни, науки, производства;
возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;
формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.
Одним из условий обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (учащиеся), руководителем проекта (учитель или старшеклассник), удаленными территориально участниками проекта (ученики и учителя). Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия – организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, ученик вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения.
Развитие личности обучающегося:
подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда;
развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень;
расширение предметной области обучения за счет возможностей компьютерного моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления;
развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового;
развитие содержательной и исполнительской самостоятельности в профессиональной сфере деятельности.
По своей сути метод проектов – межпредметная образовательная среда происходит углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой.
Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность учащихся. А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». У студентов формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

В качестве примера реализация метода проектов средствами компьютерных технологий рассмотрим конкурс-проектов

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Проект «Исследование погоды»
Предметы: география, информатика.
Техническое обеспечение: программа ЭТ Microsoft Excel.

Идея проекта
В течение месяца учащиеся следят за показателями погоды (дневная и ночная температуры, направление и сила ветра, тип осадков и их количество, атмосферное давление) и записывают прогнозируемые (например, объявленные в телевизионном метеопрогнозе, напечатанные в газете или полученные из Интернета) и реальные (измеренные ими самими) значения. Затем эти данные вводятся в ЭТ для последующего всестороннего анализа.

Типология проекта
По доминирующей в проекте деятельности — исследовательский.
По предметно-содержательной области — межпредметный.
По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.
По характеру контактов — внутренний.
По количеству участников — групповой.
По продолжительности выполнения – средней продолжительности (1,5 месяца).

Цели проекта
Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков; формирование умений установления соответствия между явлениями, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств,
По информатике: познакомить с основными видами информационных процессов: поиск, представление, передача, обработка (в том числе преобразование и систематизация), использование и хранение информации; обучить целенаправленному поиску информации; методам поиска и отбора; анализу и оценке свойств информации; познакомить с различными способами представления информации; систематизацией информации; структурами данных — списками, таблицами, графиками и пр.; познакомить с различными способами обработки и хранения информации; научить сбору необходимых данных и их вводу в базу данных; сформировать навыки обработки информации;
сформировать навыки сортировки информации; обучить работе с динамическими (электронными) таблицами (ввод, редактирование, обработка данных в ЭТ; основные объекты в ЭТ и операции над ними; различные форматы представления данных в ячейках); показать, что ЭТ — лучшее средство для подсчета общих и среднестатистических данных, наглядного представления информации в различных формах; показать, что одни и те же данные могут быть представлены в разных формах; научить вычислять и записывать результаты в ЭТ; научить представлять данные ЭТ в графической форме;
научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы; повторить тему «Технология обработки текстовой информации».

Выполнение проекта
1-й этап. На уроке географии учитель географии выдает задание проекта, указывает, какие показатели должны будут собираться для дальнейшего анализа.
На уроке информатики учитель рассказывает о табличном представлении информации и т. д. Определяется форма таблицы, в которую будут заноситься данные (на бумаге). В течение месяца учащиеся фиксируют необходимую информацию.
То есть большая часть подготовительных работ осуществляется вне компьютера. Надо использовать ЭТ там, где это действительно надо (анализ, построение диаграмм, распечатка). В данном случае гораздо полезнее работать с целым классом, чем в малых группах.
2-й этап. По окончании месяца наблюдений на уроке информатики учащиеся переносят собранные данные в ЭТ. Совместный урок географии и информатики: анализ таблицы, поиск максимального и минимального значений, средних значений (формулы в ЭТ, сортировка). Построение диаграмм и их анализ.
3-й этап. Учащиеся разделяются на небольшие группы и учитель географии выдает каждой группе задание по анализу какой-либо характеристики на основе составленной таблицы. Группа проводит анализ, делает соответствующие выборки, строит диаграммы и графики и распечатывает их. Для оформления отчета (обложка; задание, выданное учителем географии; результаты) используется текстовый редактор.

Дифференциация по уровням подготовки учащихся
1-й уровень. Для слабых учеников достаточным следует считать сбор данных и ввод информации в шаблон, заранее подготовленный учителем.
2-й уровень. То же, что в 1-м + анализ данных.
3-й уровень. Самостоятельный сбор данных, самостоятельное построение базы данных + анализ данных.
4-й уровень. То же, что в 3-м + графическая интерпретация данных.

Проект «Составление тематического кроссворда»

Предмет: информатика.
Техническое обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word.
Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики, например, темы «Компьютер», может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.)
Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд (в данном случае темы «Компьютер»), но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».

Типология проекта
По доминирующей в проекте деятельности — практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области — монопроект.
По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.
По характеру контактов — внутренний.
По количеству участников — парный.
По продолжительности выполнения — краткострочный (2—3 урока).

Цели проекта
Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств,
По информатике: повторить тему «Компьютер»; закрепить следующие знания, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации»: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе;
по созданию и включению в текст таблиц; по созданию и включению в текст изображений; по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей; по структурированию текста; по распечатыванию текста.

Выполнение проекта
1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике (например, транскрайбер) и т. д.
2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.)
3-й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.
4-й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

Дифференциация по уровням подготовки учащихся.
В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики — «Компьютер» и «Технология обработки текстовой информации».
Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).
Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.
Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

Источник: http://активизация учебного процесса на уроке информатики

Категория: Компьютер-бум | Добавил: 123456 (2010-03-18) | Автор: Мамедова Лейла Мамедовна E
Просмотров: 5988 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru