Активизация учебно-познавательной деятельности студентов методом проектов Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания. . Приведу перечень используемых в обучении приемов для побуждения мотивации достижения и общения: создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими студентами; создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.); поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога; создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела; приведение примеров из жизни, науки, производства; возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели; формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению. Одним из условий обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы студент почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (учащиеся), руководителем проекта (учитель или старшеклассник), удаленными территориально участниками проекта (ученики и учителя). Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия – организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, ученик вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения. Развитие личности обучающегося: подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда; развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень; расширение предметной области обучения за счет возможностей компьютерного моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления; развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового; развитие содержательной и исполнительской самостоятельности в профессиональной сфере деятельности. По своей сути метод проектов – межпредметная образовательная среда происходит углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой. Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность учащихся. А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». У студентов формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др. В качестве примера реализация метода проектов средствами компьютерных технологий рассмотрим конкурс-проектов ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ Проект «Исследование погоды» Предметы: география, информатика. Техническое обеспечение: программа ЭТ Microsoft Excel. Идея проекта В течение месяца учащиеся следят за показателями погоды (дневная и ночная температуры, направление и сила ветра, тип осадков и их количество, атмосферное давление) и записывают прогнозируемые (например, объявленные в телевизионном метеопрогнозе, напечатанные в газете или полученные из Интернета) и реальные (измеренные ими самими) значения. Затем эти данные вводятся в ЭТ для последующего всестороннего анализа. Типология проекта По доминирующей в проекте деятельности — исследовательский. По предметно-содержательной области — межпредметный. По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией. По характеру контактов — внутренний. По количеству участников — групповой. По продолжительности выполнения – средней продолжительности (1,5 месяца). Цели проекта Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, привитие исследовательских навыков; формирование умений установления соответствия между явлениями, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств, По информатике: познакомить с основными видами информационных процессов: поиск, представление, передача, обработка (в том числе преобразование и систематизация), использование и хранение информации; обучить целенаправленному поиску информации; методам поиска и отбора; анализу и оценке свойств информации; познакомить с различными способами представления информации; систематизацией информации; структурами данных — списками, таблицами, графиками и пр.; познакомить с различными способами обработки и хранения информации; научить сбору необходимых данных и их вводу в базу данных; сформировать навыки обработки информации; сформировать навыки сортировки информации; обучить работе с динамическими (электронными) таблицами (ввод, редактирование, обработка данных в ЭТ; основные объекты в ЭТ и операции над ними; различные форматы представления данных в ячейках); показать, что ЭТ — лучшее средство для подсчета общих и среднестатистических данных, наглядного представления информации в различных формах; показать, что одни и те же данные могут быть представлены в разных формах; научить вычислять и записывать результаты в ЭТ; научить представлять данные ЭТ в графической форме; научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы; повторить тему «Технология обработки текстовой информации». Выполнение проекта 1-й этап. На уроке географии учитель географии выдает задание проекта, указывает, какие показатели должны будут собираться для дальнейшего анализа. На уроке информатики учитель рассказывает о табличном представлении информации и т. д. Определяется форма таблицы, в которую будут заноситься данные (на бумаге). В течение месяца учащиеся фиксируют необходимую информацию. То есть большая часть подготовительных работ осуществляется вне компьютера. Надо использовать ЭТ там, где это действительно надо (анализ, построение диаграмм, распечатка). В данном случае гораздо полезнее работать с целым классом, чем в малых группах. 2-й этап. По окончании месяца наблюдений на уроке информатики учащиеся переносят собранные данные в ЭТ. Совместный урок географии и информатики: анализ таблицы, поиск максимального и минимального значений, средних значений (формулы в ЭТ, сортировка). Построение диаграмм и их анализ. 3-й этап. Учащиеся разделяются на небольшие группы и учитель географии выдает каждой группе задание по анализу какой-либо характеристики на основе составленной таблицы. Группа проводит анализ, делает соответствующие выборки, строит диаграммы и графики и распечатывает их. Для оформления отчета (обложка; задание, выданное учителем географии; результаты) используется текстовый редактор. Дифференциация по уровням подготовки учащихся 1-й уровень. Для слабых учеников достаточным следует считать сбор данных и ввод информации в шаблон, заранее подготовленный учителем. 2-й уровень. То же, что в 1-м + анализ данных. 3-й уровень. Самостоятельный сбор данных, самостоятельное построение базы данных + анализ данных. 4-й уровень. То же, что в 3-м + графическая интерпретация данных. Проект «Составление тематического кроссворда» Предмет: информатика. Техническое обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word. Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики, например, темы «Компьютер», может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.) Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд (в данном случае темы «Компьютер»), но и знание темы «Технология обработки текстовой информации». Типология проекта По доминирующей в проекте деятельности — практико-ориентированный. По предметно-содержательной области — монопроект. По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией. По характеру контактов — внутренний. По количеству участников — парный. По продолжительности выполнения — краткострочный (2—3 урока). Цели проекта Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств, По информатике: повторить тему «Компьютер»; закрепить следующие знания, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации»: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе; по созданию и включению в текст таблиц; по созданию и включению в текст изображений; по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей; по структурированию текста; по распечатыванию текста. Выполнение проекта 1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике (например, транскрайбер) и т. д. 2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.) 3-й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается. 4-й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их. Дифференциация по уровням подготовки учащихся. В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики — «Компьютер» и «Технология обработки текстовой информации». Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации). Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий. Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.
Источник: http://активизация учебного процесса на уроке информатики |