Форма урока: Деловая игра. Тип урока: закрепление изученного материала. Оборудование: ПК, карточки, вопросы, денежные средства "усл. ед.” • Знать: операторы ветвления, цикла. • Уметь: использовать операторы ветвления и цикла при решении задач, использовать операторы цикла: while, repeat, for при решении задач. Ход урока I. В начале урока класс делится на 4 группы по 4-5 человек, учитель предлагает образовать фирмы. У каждой фирмы есть свой программист, финансист, менеджер и президент. Ребята придумывают все атрибуты фирмы сами. II. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на тему урока и задает вопрос: Что мы знаем по этой теме? Что мы умеем? Предлагает учащимся сформулировать цель сегодняшнего урока. Ставится цель урока, т.е. цель деловой игры. Далее учитель сообщает, что для того чтобы начать нашу игру, учащимся надо заработать начальный капитал, ответив на блиц вопросы, отвечать быстро и точно. III. Каждой фирме задается по 7 вопросов цена каждого ответа 100 у.е. ответ либо принимается либо нет (за этим следят "Эксперты” из числа лучших учащихся). Итак, начнем игру: Вопросы 1 фирме: 1. Какие виды условных операторов вы знаете? 2. В каких случаях в программе используется оператор выбора? 3. Как оформляется оператор цикла с параметром? 4. Как работает оператор цикла с параметром? 5. В каких случаях используются операторы цикла с условием? 6. Может ли тело оператора цикла с предусловием не выполниться ни разу? 7. Как оформляется оператор цикла с постусловием? Вопросы 2 фирме: 1. В каких случаях в программе используется полный условный оператор? 2. Как работает неполный условный оператор? 3. Как оформляется оператор выбора? 4. В каких случаях в программе используется оператор цикла с параметром? 5. Что такое тело цикла? 6. В каких случаях в программе используется оператор цикла с предусловием? 7. Как работает оператор цикла с постусловием? Вопросы 3 фирме: 1. Как оформляется полный условный оператор? 2. В каких случаях в программе используется неполный условный оператор? 3. Как работает оператор выбора? 4. Какие алгоритмы называются циклическими? 5. Может ли тело оператора цикла с параметром не выполниться ни разу? 6. Как оформляется оператор цикла с предусловием? 7. В каких случаях в программе используется оператор цикла с постусловием? Вопросы 4 фирме: 1. Как работает полный условный оператор? 2. Как оформляется неполный условный оператор? 3. Может ли в операторе выбора отсутствовать часть else? 4. Можно ли оператор выбора заменить условным оператором if … then? 5. Как должен быть оформлен оператор цикла с параметром, чтобы тело цикла выполнялось при уменьшающихся значениях параметра цикла? 6. Как работает оператор цикла с предусловием? 7. Может ли тело оператора цикла с постусловием не выполниться ни разу? Подводится итог блиц опроса. "Эксперты” объявляют заработанные денежные средства, финансисты каждой фирмы забирают условные единицы, записывают в журнале. Журнал учета денежных средств на лицевом счете банка (для финансиста фирмы) Приход Расход Остаток Итог: Учитель объявляет правила деловой игры (эти правила лежат на столах, распечатанные): Правила деловой игры: 1. Свой программный продукт оформлять на листе бумаги: записать программу, снабдить ее инструкцией. Задача фирмы: Объяснить суть программы. 2. Учитель является одновременно заказчиком программы и покупателем. На каждую задачу дается определенное время, по окончании которого все фирмы прекращают работу над задачей. 3. Компьютер используется для отладки написанных программ. Во время обсуждения, составления программ – компьютер до срока т.е. до истечения времени, не используется! 4. По истечению времени (срока заказа) учитель (заказчик) объявляет смотр-конкурс программных продуктов. 5. Фирма, является "продавцом” своей продукции и предлагает свою программу, т.е. объясняет решение, "программист” фирмы набирает ее на компьютере, выводит результат. 6. Принимающая фирма тщательно проверяет программу, задает вопросы по существу, просит разъяснить некоторые места программы. 7. Каждая фирма, которая не сделала программу, обязана купить готовый программный продукт. 8. Условная стоимость программного продукта 100 условных единиц, но стоимость может возрасти из учета следующих критерии: оригинальное решение, рациональное решение. 9. Условные деньги накапливаются в условном банке. (Начальный капитал складывается из заработанных единиц в блиц-турнире). V. Раздаются задания, на каждое задание дается определенное время, по окончании времени работа идет по правилу деловой игры. VI. Итог деловой игры: подсчитывается условные деньги в условном баке. "Эксперты” после каждого решения задач фирмами, прослушивают вместе с учителем, просматривают результат на ПК, выслушивают другие фирмы, оценивают задачи и подводят итог по каждой задаче. VII. Конечный итог игры: подсчитывается условные деньги, объявляется лучшая фирма. Президент вносит в оценочный лист оценки каждого сотрудника. VIII. По окончании всей игры учитель дает слово учащимся, проводится рефлексия. Приложения к уроку. Критерии оценок Итог игры для фирм (суммарная прибыль, у.е.) Оценка в классный журнал 800-1000 5 (отлично) 400-700 4 (хорошо) Меньше 400 3 (удовлетворительно) Оценочный лист Сотрудника фирмы Фирма:________________ Президент фирмы:________________ Сотрудник Задания Оценка Примечания Рефлексия Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я" – 1. работал. 2. допускал ошибки „Мы" – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам „Дело" – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал
|