Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
Литвякова Наталья Александровна.
Караганда СОШ № 52

Компьютер сегодня занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в обучении.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.
На страницах специализированных педагогических изданий поднимаются вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы .
Все чаще самые передовые цифровые технологии используются при изучении биологии, литературы, истории, географии и других предметов для «оживления» уроков увлекательными мультимедийными материалами и веселыми интерактивными играми. Инновационные технологии открывают совершенно новые возможности для обучения, позволяя увлечь воображение детей в далекое путешествие во времени и пространстве.
Какой настоящий учитель не мечтает сделать свои уроки более насыщенными и яркими? Использовать свои творческие способности для воодушевления детей, помогая раскрыть им свой потенциал? Учитель-логопед в этом случае не должен быть исключением.
Как отмечают многие авторы (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, У.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук
Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка.
Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению».
Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995).
В коррекционной логопедической работе на занятиях применялась специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для тигры».
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".
Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»
системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
игровая форма обучения;
интерактивность;
полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей

В нулевом классе в обучении использовалась компьютерная программа «Домашний логопед»
При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка.

Также использовалась программа «Волшебный букварь» предназначена для детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Ребенок оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания.
В режиме обучения ребенку предлагались задания, которые помогали научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране; поставь пропущенную букву в слово; напечатай букву или слово и т.д.

На логопедических занятиях применялись: интерактивные мультфильмы-уроки для детей: «Весёлая азбука. Кирилла и Мефодия» Мультипликационные фильмы-уроки знакомили ребят с основами русского языка, а оригинальные игры-упражнения учили малышей 6 лет читать самостоятельно. С помощью интерактивного алфавита дети запоминали все 33 русские буквы. Дети учились правильно составлять из букв слоги, из слов – слова, из слов – предложения. Яркая анимация делает путешествие по стране Знаний увлекательным, но, чтобы перейти от одного мультфильма к другому, ребёнку обязательно нужно правильно выполнить все задания. Если малыш верно составит слово, откроется картинка с изображением предмета, загаданного слова; а если правильно прицепить к паровозику слова-«вагончики», «поезд»-предложение отправится в путь.

Компьютерная игра «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Фёдором» Разве это не здорово – изучить азбуку вместе с добрыми героями мультфильма? Мальчиков и девочек, которые хотят научиться читать, ждут в гости их старые знакомые из деревни Простоквашино Ребёнку так просто заинтересоваться тем, что происходит в ярком рисованном мире! Увлекшись, даже самый неусидчивый малыш быстро освоит непростой алфавит.
Также на логопедических занятиях применялись компьютерные программы: «Азбука с Элли», «Гарфилд.Учим буквы и слова», программно-методический комплекс «Семейный наставник - русский язык»(1,2класс), «Учись рисуя».
Подготовлены презентации к логопедическим занятиям, по дифференциации звуков в программе Power Point:
Преимущества занятия с использованием презентаций:
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;
• Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков.
В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у учащихся наблюдается:
1. повышение интереса к занятию;
2. более полное усвоение теоретического материала;
3. развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
4. достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
5. возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.
Результаты выходной диагностики экспериментальной группы 0 класса показали существенные различия в разделах: исследование навыков языкового анализа, фонематическое восприятие, слоговая структура слова. Учащиеся экспериментальной группы имеют более высокий уровень готовности к чтению и письму.
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника.
Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером, которые логопеду следует придерживаться.
В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.
Список литературы:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений.-М.,2003
2. Филинова Н.А., Бектыбаева Г.Ш. Основы преподавания информатики в начальной школе (учебное пособие) ИПКиПГСРО Караганда 2006.
3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь 2007.

Категория: Компьютер-бум | Добавил: Нана (2010-04-21) | Автор: Наталья Александровна Литвякова E
Просмотров: 5431 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru