Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях Литвякова Наталья Александровна. Караганда СОШ № 52 Компьютер сегодня занял своё ведущее место в образовании и становится универсальным средством в обучении. Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось начальной школой. Оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение. На страницах специализированных педагогических изданий поднимаются вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы . Все чаще самые передовые цифровые технологии используются при изучении биологии, литературы, истории, географии и других предметов для «оживления» уроков увлекательными мультимедийными материалами и веселыми интерактивными играми. Инновационные технологии открывают совершенно новые возможности для обучения, позволяя увлечь воображение детей в далекое путешествие во времени и пространстве. Какой настоящий учитель не мечтает сделать свои уроки более насыщенными и яркими? Использовать свои творческие способности для воодушевления детей, помогая раскрыть им свой потенциал? Учитель-логопед в этом случае не должен быть исключением. Как отмечают многие авторы (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, У.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, и др.), применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению». Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995). В коррекционной логопедической работе на занятиях применялась специализированная логопедическая компьютерная программа «Игры для тигры». Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры» системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития; игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов; дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки; объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные; создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей В нулевом классе в обучении использовалась компьютерная программа «Домашний логопед» При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка. Также использовалась программа «Волшебный букварь» предназначена для детей в возрасте от 3-х до 8 лет. В программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребенку научиться читать и писать. Основная идея этой программы - сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Ребенок оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания. В режиме обучения ребенку предлагались задания, которые помогали научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень - знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова со все более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране; поставь пропущенную букву в слово; напечатай букву или слово и т.д. На логопедических занятиях применялись: интерактивные мультфильмы-уроки для детей: «Весёлая азбука. Кирилла и Мефодия» Мультипликационные фильмы-уроки знакомили ребят с основами русского языка, а оригинальные игры-упражнения учили малышей 6 лет читать самостоятельно. С помощью интерактивного алфавита дети запоминали все 33 русские буквы. Дети учились правильно составлять из букв слоги, из слов – слова, из слов – предложения. Яркая анимация делает путешествие по стране Знаний увлекательным, но, чтобы перейти от одного мультфильма к другому, ребёнку обязательно нужно правильно выполнить все задания. Если малыш верно составит слово, откроется картинка с изображением предмета, загаданного слова; а если правильно прицепить к паровозику слова-«вагончики», «поезд»-предложение отправится в путь. Компьютерная игра «Трое из Простоквашино. Букварь с дядей Фёдором» Разве это не здорово – изучить азбуку вместе с добрыми героями мультфильма? Мальчиков и девочек, которые хотят научиться читать, ждут в гости их старые знакомые из деревни Простоквашино Ребёнку так просто заинтересоваться тем, что происходит в ярком рисованном мире! Увлекшись, даже самый неусидчивый малыш быстро освоит непростой алфавит. Также на логопедических занятиях применялись компьютерные программы: «Азбука с Элли», «Гарфилд.Учим буквы и слова», программно-методический комплекс «Семейный наставник - русский язык»(1,2класс), «Учись рисуя». Подготовлены презентации к логопедическим занятиям, по дифференциации звуков в программе Power Point: Преимущества занятия с использованием презентаций: • Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме; • Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным; • Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. В результате использования компьютерных технологий на логопедических занятиях у учащихся наблюдается: 1. повышение интереса к занятию; 2. более полное усвоение теоретического материала; 3. развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения; 4. достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки; 5. возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития. Результаты выходной диагностики экспериментальной группы 0 класса показали существенные различия в разделах: исследование навыков языкового анализа, фонематическое восприятие, слоговая структура слова. Учащиеся экспериментальной группы имеют более высокий уровень готовности к чтению и письму. Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи у учащихся позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника. Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект. Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером, которые логопеду следует придерживаться. В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда. Список литературы: 1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений.-М.,2003 2. Филинова Н.А., Бектыбаева Г.Ш. Основы преподавания информатики в начальной школе (учебное пособие) ИПКиПГСРО Караганда 2006. 3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь 2007.
|