Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Психологические проблемы на уроках информатики Всем, что я знаю о преподавании, я обязан плохим студентам. Джон Холл Сегодняшний день трудно представить без компьютера. За последнее время компьютер стал необходимым инструментом в самых разных сферах человеческой деятельности. Сейчас поток информации настолько велик, чтобы обучить молодежь глубоко и на всю жизнь невозможно. Современное общество характеризуется стремительным распространением коммуникационных сетей, технических инноваций, многие из которых сейчас предваряют свое время. Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Сейчас, к счастью, многие учителя и родители готовы объяснять сложности, возникающие у ребенка в школе, наличием у него возможных психологических проблем. Как правило, так и есть. Ребенок, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Во-первых, дети, называемые гипреактивными — это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. К гипреактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Гипреактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Я на уроке информатики в 5 классе сидит парнишка, гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро. Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, что надо отвечать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места: — Можно я выйду? — Нет, до конца урока всего пять минут, посиди. Он садится, но теперь он уже точно не здесь. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору. Другая не менее часто встречающаяся в современной школе проблема — нежелание учиться или отсутствие мотивации. Многие учителя жалуются на хамство, грубость, провокации, срыв уроков. Это особенно актуально в 7–9-х классах и, безусловно, имеет также несколько оснований и причин. Часто учителя воспринимают враждебные выпады учеников очень персонально и, что называется, «близко к сердцу». В таких ситуациях поступают по-разному: можно строго поставить на место, высмеяв его желание быть «выскочкой», или наоборот, с юмором, пониманием, использовать демонстративность ученика в мирных целях. В некоторых случаях школа — то место, где ребенок реализует накопившуюся агрессию. Как правило, все: учителя, одноклассники, да и сам подросток — страдают от такого несправедливого поведения. Иногда учитель сталкивается с агрессивным всплеском на уроке из-за собственной несправедливости, неуважения, некорректного комментария, адресованных ученикам. Новых учителей дети, как правило, тоже проверяют нехитрой провокацией на устойчивость психологических границ. Провокация - действие, определенный (специально продуманный) стимул, который с большой вероятностью вызовет у учителя, на которого направленно воздействие, определенную реакцию. Смысл данного приема: вы провоцируете сделать одно, а он вам в ответ делает совсем другое, или просто не делает то, о чем вы его просите. Если у учителя нет доверительных отношений с учеником, оказавшимся в трудном положении, стоит перепоручить его тому взрослому, общение с которым благотворнее всего. Еще один пласт проблем: трудности в обучении. Неспособность отдельных детей отвечать требованиям школьной программы может быть также вызвана разными причинами: физиологическими, медицинскими, социальными, психологическими. Компьютер позволяет усилить мотивацию учеников. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Список использованной литературы: 1. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. — М.: Генезис. 2. Провокация, как метод психологического воздействия http://www.nrpsy.ru/vliyanie_provokacia.html 3. Применение средств ИКТ в предметном обучении информатики http://infourok.ru/primenenie-sredstv-ikt-v-predmetnom-obuchenii-matematiki-567230.html Средняя школа имени Гани Муратбаева Пойманов Александр Александрович - учитель информатики blad20010@mail.ru | |
Просмотров: 847 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|