Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В связи с этим остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых. Деятельностный компонент информационной компетентности, по мнению А.В. Хуторского, должен состоять из владения опытом самостоятельного поиска, умения учащихся анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (электронная почта, Интернет) [1]. Актуализация перечисленных умений в настоящее время инициирует увеличение внимания к формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с начальной школы. ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, на помощь приходит компьютер. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Следовательно, учителю необходимо в совершенстве владеть современными образовательными технологиями. «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ-компетентности – способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе обучение становится более эффективным: • Повышает качество знаний; • Продвигает ребёнка в общем развитии; • Помогает преодолеть трудности; • Вносит радость в жизнь ребёнка; • Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; • Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе, что способствует развитию ИКТ - компетенций: 1. Уроки с мультимедийной поддержкой. 2. Работа в виде участия в сетевых проектах, различных дистанционных конкурсах и олимпиадах, связь с родителями и детьми через электронную почту и электронные носители, организую проектную деятельность. Мониторинг контроля качества знаний 4.Компьютерные тесты 5.Проверочные игровые работы Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам. Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке. В своем классе создаю уроки с мультимедийной поддержкой. В этом мне помогает мультимедийный проектор и интерактивная доска. На уроке русского языка, по теме «Части речи» с целью закрепления пройденного материала, мною была подготовлена мультимедийная поддержка. На уроке этот материал применяла при актуализации знаний. Здесь я использовала такой компонент как кластер, для заполнения которого пользовалась приемом контейнер. Используя этот прием на интерактивной доске, дети подтверждали свои знания по теме и учились работать с интерактивной доской. Принцип работы контейнера заключался в следующем: надо перетащить карандашом понятие о делении звуков в нужное место. При изучении темы «Признаки предложения» использовала материал с интерактивным средством ЛАТ. В рабочей тетради была предложена работа по определению признаков предложения. Учащиеся выбирали эти признаки на доске, при нажатии на цифру, они подтверждали правильность своего выбора. Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. В своей практике я применяю интерактивное оборудование, такое как интерактивная доска, которая создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление моих учеников. С помощью интерактивной доски демонстрируем с ребятами яркие презентации, создаем модели, мои ученики активно вовлекаются в процесс освоения материала, что улучшает темп и течение занятия. Электронная доска помогает моим ученикам преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных и пассивных детей. Так как у младших школьников развито наглядно-образное мышление и они лучше воспринимают материал зрительно и наглядно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней передвигаем объекты и надписи, добавляем комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделяем ключевые области и добавляем цвета. У меня появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом, создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. Во время работы на интерактивной доске, увидела, что улучшается концентрация внимания моих учеников, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повысилась успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, предлагаю создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов. В начальной школе ученик собирает по своей инициативе, по заданию учителя или в рамках коллективного проекта информацию об окружающей природе, жизни людей, событиях в классе в форме цифровых фотографий, видео- и аудиозаписей. Вводя текст в компьютер, ученик свободно использует клавиатуру, редактор текста, программы орфографического контроля. В своих выступлениях он использует заранее подготовленные к экранному показу иллюстрации и тезисы. Кроме презентаций, мои ученики в качестве домашнего задания создают, например, базы данных (классификация животных и растений, группировку учебного материала). Такие задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Используя возможность выделения на компьютере ключевых слов и фраз, ребенок учится выбирать из текста главное, создавать на основе отобранной информации короткий опорный конспект. На уроках литературного чтения я организую проектную деятельность. Дети дома готовят презентации в Power Point, и на уроках по теме они защищают свои проекты. При работе над проектами формируется ИКТ – компетентность работы с ПК и его программами. Я считаю, что использование в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий значительно улучшает качество учебно-воспитательного процесса: • повышает уровень ИКТ- компетентности учеников и учителей; •стимулирует использование учениками сети Интернет не для развлечения, а для учебной деятельности; •повышает уровень успеваемости и посещаемости занятий учащимися за счёт доступности информации об оценках и посещаемости родителям; •вовлекает родителей в учебно-воспитательный процесс за счёт постоянного доступа к информации об успеваемости и посещаемости детей; •интенсифицирует общение между участниками образовательного процесса за счёт коммуникации по электронной почте; Использование информационных технологий в образовательном процессе дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, расширить уровень индивидуализации обучения, пробудить у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Технические возможности компьютера как дидактического средства обучения позволяют обеспечить более эффективную реализацию развивающего обучения. Создаются условия для поисковой и исследовательской деятельности учащихся, повышения познавательной активности на основе развития критического мышления, развития учебно-коммуникативных умений (работа в команде, участие в дискуссии), развития творческого мышления учащихся. Формирование информационно - коммуникационной компетентности способствует развитию коммуникативных умений, расширяет возможность самостоятельной деятельности обучающихся, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ младших школьников к различным справочным системам, другим информационным ресурсам; способствует повышению качества образования. Литература: 1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской / 2. Могилёв А.В. Интернет - проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г. 3. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г 4. Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г 5. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. 6. В.Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе. http:|//firsschool.ucoz.ru/|oad/1-1-0-2 7. Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе/ А.И.Дурова, А.А. Вахрушев.// Начальная школа.-2005-№12 с.49-51 | |
Просмотров: 647 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|