Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

PascalABC. Функции для работы с символьными строками
Функции для работы с символьными строками

Цели урока:
• повторить и обобщить знания по теме «Массивы»;
• побудить интерес к изучению информатики;
• познакомить учащихся с основными функциями для работы со строковыми данными;
• закрепить навыки решения задач с использованием символьных переменных и функций.

Оборудование:
• компьютеры;
• доска с проектором;
• листы для контроля выполнения заданий;
• раздаточный материал;
• флипчарт Повторение;
• презентация Строки.ppt.

План занятия

1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
3. Актуализация полученных знаний.
4. Объяснение нового материала.
5. Теоретические упражнения.
6. Решение задач по новой теме.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.

Ход урока

I. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсут-ствующих в журнале.

II. Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Функции для работы с символьными строками».
Сегодня на уроке мы с вами:
• повторим типы данных, некоторые понятия языка Паскаль;
• познакомимся с основными функциями для работы со строковыми величинами;
• научимся составлять программы с использованием строковых функций.

III. Актуализация полученных знаний.
В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:
№1. «Произвольный выбор» - перемещение текста.
№2. «Ластик» - удаление неверных выражений.
№3. «Интерактивное перо» - исправление ошибок в программе.
Самостоятельная работа учащихся с флипчартом Повторение.flp.



IV. Объяснение нового материала.
Данные строкового типа
Строковые переменные и строковые константы
Строковые константы – это последовательность символов, заключенных в апострофы, напри-мер, ‘Пример’, ‘АВС 1А’.
Строковые константы, также как и числовые, могут быть описаны в разделе описания кон-стант.
Const Str= ‘СТРОКА’;
Переменные строкового типа описываются с помощью служебного слова String:
Var s1,s2:String[N];
где String – служебное слово;
S1,s2 – переменные строкового типа;
N – максимальная длина строки (от 0 до 255).
Функции для работы с символьными строками
Length (St) – вычисляет длину строки Str в символах. Результат имеет целочисленный тип.

Пример:
S:=’Сканер’;
D:=length(S);
Writeln (D);
На экран будет выведено: 6
Delete (Str,Poz,N) – удаляет N символов из строки Str, начиная с позиции Poz. Если значение Poz>255, возникает программное прерывание.
Пример:
S:=’Рубашка’;
Delete(S,3,3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: Рука
Insert (Str1,Str2,Poz) – вставляет строку Str1 в строку Str2, начиная с позиции Poz.
Пример:
S1:=’ма’;
S2:=’Форт’;
Insert(S1,S2,4);
Writeln (S2);
На экран будет выведено: Формат
Copy (St, Poz, N) – выделяет из строки St подстроку длиной N символов, начиная с позиции Poz. Если значение Poz будет больше длины строки St. то результатом будет пробел.
Пример:
S:=’Конфигурация’;
S:=Copy(S,4,6);
Writeln (S);
На экран будет выведено: фигура
Concat (St1,St2,…,StN) – выполняет сцепление строк St1, St2, … , StN в том порядке, в каком они указаны в списке параметров. Сумма всех сцепленных строк не должна превышать 255 символов.
Пример:
S1:=’ти’;
S2:=’кар’;
S3:=’на’;
s:=Concat(S2,S1,S3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: картина
Pos (Str1, Str2) – обнаруживает первое появление в строке Str2 подстроки Str1. Результат имеет целочисленный тип и равен номеру той позиции, где находится первый символ подстроки Str1. Если в Str2 подстроки Str1 не найдено, результат равен 0.
Пример:
S1:=’Картридж’;
S2:=’р’;
d:=pos(s2,s1);
Writeln (d);
На экран будет выведено: 3
Str (X,Str) – преобразует числовое значение величины Х в строковое и присваивает перемен-ной Str.
Пример:
Var x:byte; S:string;

X:=456;
Str (X,S);
Writeln (S);
На экран будет выведено: 456
UpCase (Ch) – преобразует строчную букву в прописную. Параметр и результат имеют литер-ный тип. Обрабатывает буквы только латинского алфавита.
Пример:
S:=’g’;
х:=UpCase(S);
Writeln (x);
На экран будет выведено: G
Val (Str, X, С) – преобразует строку Str в величину целочисленного или вещественного типа и присваивает переменной Х. Значение Str не должно содержать незначащих пробелов в начале и в конце. С – целочисленная переменная. Если во время операции преобразования ошибки не обнару-жено, то значение С равно нулю, если ошибка обнаружена (например, цифры и буквы 45X перево-дятся в цифры), то С будет содержать номер позиции первого ошибочного символа.
Пример:
Var x,c:byte; S:string;

S:='345';
Val (S,X,c);
Writeln ©;
Writeln (X);
На экран будет выведено: 0
345

V. Теоретические упражнения.
1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
а) S:='Монитор';
Delete (S,3,2);
Writeln (S);
б) s:='торг';
s1:='ник';
s2:='в';
Insert (s1,s,4);
Insert (s2,s,1);
Delete (s,8,1);
Writeln (s);
№ 2. Чему будет равно значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S1:='колонна';
S2:='профессор';
K1:=copy(S1,1,2);
K2:=copy(S1,6,2);
K3:=copy(S2,2,2);
S:=concat(K1,K3,K2);
№ 3. Что должно быть записано в разделе описания переменных для следующего фрагмента про-граммы (Var …):
A:='Рулетка';
B:=Length(V);
S:=copy(A,1,5);

VI. Практическая работа.
Составить программы на языке PascalABC.
№ 1. Путем вырезок букв получить из слова «яблоко» слова «блок» и «око».
№ 2. Составить программу, которая запрашивает слово и определяет количество символов в нем.
№ 3. Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину (Вывести на экран длинную фамилию).
Var
a,b:string;
begin
readln(a);
readln(b);
if length(a)>length(b) then write(a) else write(b);
readln ;
end.

VII. Рефлексия.
Рефлексия
Оцените свой успех на уроке самостоятельно.

VIII. Домашнее задание.
1) Учить все по конспекту.
2) Решить задачи:
1. Составить программу, которая запрашивает два слова и определяет, какое из них длин-нее.
2. Составить программу, которая запрашивает слово и выводит его на экран столбиком по буквам разного цвета.
3. Составить программу, которая выводит на экран запрашиваемое слово в обратном по-рядке.
4. Составить программу, которая запрашивает предложение и выводит на экран все его буквы "и".
5. Составить программу, которая запрашивает трехзначное число и выводит на экран ко-личество сотен, десятков и единиц.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок за урок.

Категория: Компьютер-бум | Добавил: Лесик (2011-03-02) E W
Просмотров: 5978 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.2/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru