Проект «Развитие информационной культуры одаренного ученика» Сегодня Казахстан - один из самых динамично развивающихся стран. Главой государства поставлена задача войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Переход от индустриального к информационному обществу требует от общества внедрения и совершенствования новых технологий, в том числе и информационных. Такое направление как проектирование форм и приемов работы с использованием электронного учебно-методического обеспечения для школы является востребованным и интересным для учителя и для ученика использующего его на уроках. С ростом компьютеризированности и улучшением парка современной компьютерной техники электронные пособия становится всё более привлекательными для современных образовательных учреждений из-за наполненности необходимыми материалами. В основе моего Проекта «Развитие информационной культуры одаренного ученика» заложена идея «ПАЙДОЦЕНТРИЗМ» в центре внимания, которого находится одаренный ребенок со своими потребностями, и со своими способностями. Это личность уникальная неповторимая, одержимая стремлением познать себя, найти свое место в этом мире. Все эти качества отражены в модели выпускника ШОД «Озат». Для развития одаренности ребенка необходимо развитие среды. Среда наполнена следующими нишами: уроки, курсы по выбору, занятия Личностно – ориентированного компонента (ЛОКа), подготовка и участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НПК и т.д. Находясь в среде непрерывного развития, одаренный ребенок получает знания, умения и навыки (ЗУН) из широкого круга источников по языкам программирования, графике. Работа ведется на развитие компетентности в современном динамически развивающемся мире, повышение интеллектуальных способностей, создание условий для развития элитарного образования направленного на будущего выпускника свободно использующего любую компьютерную программу. С первых дней профессиональной деятельности в ШОД «Озат» после окончания КГПИ передо мной была поставлена задача совершенствование овладением информационной культуры. Мой проект «Развитие информационной культуры одаренного ученика» направлен на развитие одаренности учащихся. Целью моего Проекта «Развитие информационной культуры одаренного ученика» является: создание информационной среды, наполнение компетентностями в способах обработки информации в предметной области для развития самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности одаренного ребенка. Задачи: 1. Разработка электронных учебно-методических пособий (УМП); 2. достижение наилучшего усвоения материала одаренным учеником для решения проблемы путем самостоятельного пополнения недостающих знаний; 3. разработка новых форм, приемов работы для повышения статуса предмета; 4. Выявить эффективные пути перехода к электронному УМП и особенности современного преподавания информатики; 5. Развитие творческого и логического мышления одаренного ученика, формирование умений и навыков по нахождению, отбору, созданию оптимальных путей для поиска информации; умение ставить учебные цели и достигать их. Использование материалов электронных учебно-методических пособий непрерывно способствуют развитию одаренности в выбранной предметной области. Синтез мультимедиа-компонентов, интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником, заставляет решать проблемы учащимися путем самостоятельного поиска и пополнения недостающих знаний. Продуктом реализации Проекта «Развитие информационной культуры одаренного ученика» послужили авторские электронные учебно-методические пособия: I. Учебно-методическое пособие «Компьютерная графика» - для реализации мультимедийного курса обучения для старшей ступени обучения в ШОД «Озат». Форма работы: индивидуально-групповая. Цель: развитие умений и навыков работать с программами обработки изображений. Содержание учебно-методического пособия «Компьютерная графика»: • Тематическое планирование курса. • Теоретические основы, включающие следующие разделы: 1. Общий курс (виды компьютерной графики, цветовые модели); 2. Учебный курс Adobe Photoshop; 3. Учебный курс Corel Draw. • Практические основы: 1. Видеуроки; 2. Примеры работы в гипертекстовом варианте. • Задания для самостоятельного выполнения; • Рекомендуемая литература для углубленного изучения данного курса. Приемы работы: • изучение теоретического материала в приложении с использованием схем; • выполнение заданий по готовым иллюстрациям и примерами работ; • наглядная демонстрация в виде видеофильмов для лучшего восприятия информации; закрепление умений - самостоятельные задания и решение творческих задач; • тестирование для общего контроля знаний. II. Учебно-методическое пособие «Алгоритмизация и программирование на языках высокого уровня» - для реализации мультимедийного курса обучения в 10-11 классах. Форма работы: индивидуально-групповая. Цель: развитие навыков и умений свободно владеть языками программирования, конструировать программы различных уровней сложности. Содержание учебно-методического пособия «Алгоритмизация и программирования» • Теоретические основы: 1. Способы задания алгоритмов и представление алгоритмов 2. Полный справочник по компонентам и разделам языков программирования 3. Справочник по приемам решения задач олимпиадного характера • Практические основы: 1. Сборник готовых алгоритмов и программ; 2. Презентации, видеоуроки; • Задания для самостоятельного выполнения. Приемами работы: • изучение теоретического материала в приложении с использованием схем; выполнение заданий; закрепление умений - самостоятельные задания и решение творческих задач; • тестирование для общего контроля знаний. III. Учебно-методическое пособие «Реализация дидактической составляющей ОС Linux» - для реализации мультимедийного курса обучения в 10-11 классах. Форма работы: индивидуально-групповая. Цель: развитие умений в управлении текстом, графическими, системными средствами ОС Linux, свободно владеть работой с приложениями. Содержание учебно-методического пособия «Реализация дидактической составляющей ОС Linux в школе» • Теоретические основы: 1. Исторический очерк; 2. Выбор дистрибутива; 3. Что нужно для установки; 4. Конфигурирование X Windows; 5. Основы сетей; • Практические основы: 1. Презентации, видеоуроки; 2. Программирование проекта Приемами работы: • изучение теоретического материала в приложении с использованием схем; выполнение заданий; • тестирование для общего контроля знаний. В основе развития информационной культуры одаренного ученика я опираюсь на следующие принципы обучения: • научности, систематичности, последовательности сознательности и активности обучения; • алгоритмизации, свертываемости учебной информации, мобильности, оптимальности; • компетентности. Ожидаемый результаты при реализации проекта ШОД «Озат»: • использование новейших средств программирования и оптимизация кода; • нахождение новых форм и приемов работы с программным обеспечением; • режиссерская, операторская, монтажная работа при работе с графикой; • высокий уровень рисования и анимация, создание мультипликации; • креативность мышления, отсутствие опор на шаблоны; • участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях; • создание контролирующих программ, тестеров; • решение задач повышенной сложности. Проблемы 1. Несоответствие парка компьютерной техники не только в отдаленных сёлах, но и городах не всегда позволяет использовать информационные технологии обучения; 2. Слабая подготовленность учащихся, приходящих в 8 класс из отдаленных районов и сёл области к использованию мультимедийных учебно-методических пособий; недостаточность учебного времени на разработку мультимедийных учебно-методических пособий; 3. Слабая готовность учителя к разработке и использованию электронных учебно-методических пособий. Перспективы развития проекта «Развитие информационной культуры одаренного ученика»: • Развитие одаренности учащихся; • Использование технологий; • Мотивация; • Оптимальное использование учебного времени на подготовку за счет готовых программных материалов с мультемидийными носителями; • Возможности использовании на уроке сетевой версии электронных пособий, что позволяет контролировать индивидуальную работу каждого ученика, осуществлять обратную связь вносить коррективы и оценивать деятельность ученика.
|