Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
ГУСО школа-лицей №7, г.Семей, ВКО учитель информатики Сангалиева Г.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. [1] Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования. Инновационные методы - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у учащихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности учащихся). Рассмотрим метод проектов. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. [2] Почему именно проектный метод? Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педа¬гогические усилия необходимо направлять на мо¬тивацию учащихся. Наиболее эффективно ее мож¬но осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования про¬грессивных образовательных технологий и мето¬дов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализа¬ции и защиты своего проекта.[3] Проектная деятель¬ность основана, прежде всего, на развитии само¬стоятельности учащихся, гибкой организации про¬цесса обучения. В результате полнее обеспечива¬ются современные требования к развитию лично¬сти обучающихся, учитываются их индивидуаль¬ные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и сис¬темный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значи¬мый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. В нем изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится пол¬ноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консуль¬тирование, позволяющее школьнику в процессе вы¬полнения проекта реализовать логическую техноло¬гическую цепочку: 1) выбор учеником, на основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (ин¬дивидуальная или групповая); 2)определение целей и задач проекта; 3)работа над проектом и написание отчета; 4)защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов. Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его ра¬боты с учеником является роль консультанта и по¬мощника. Цель внедрения проектного метода: создание ус¬ловий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих спо¬собностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектно¬го метода: •развитие познавательных способностей учащихся; •совершенствование способностей к самообразованию; •развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное; •обучение школьников рефлексии; •обучение учащихся умению публично выступать; •развитие у школьников критического мышления. Первые итоги Использование проектного метода позволяет развить у учащихся: познавательные навыки и способность к самооб¬разованию; способность ориентироваться в современном информационном пространстве; целеустремленность и настойчивость; способность взять на себя инициативу и ответственность; критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации; коммуникабельность. Метод проектов всегда предполагает решение ка¬кой-либо проблемы, с одной стороны, за счет ис¬пользования разнообразных методов и средств обу¬чения, а с другой — путем интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, ис¬кусства. Таким образом, проектирование – это метод познавательной деятельности учащихся, это способ и инструмент познания, совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Причем выстраиваясь в определенной последовательности эти методы создают эффективную технологию в инновационном образовании. Список литературы 1.Маттис В. Инновации - сегодня, традиции – завтра. http://sinncom.ru/ 2.Горбачева В.Г. Основы инновационных процессов в образовательной деятельности 3.Балаева Г.В. http://gv-balaeva.narod.ru/p6aa1.html | |
Просмотров: 1040 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|