Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Тема: "Форматирование текста”. Цель: познакомиться учащихся с возможностями программы Word, научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word. Задачи: 1. Образовательная: учащиеся должны знать назначение и способы форматирования; 2. Развивающая: развивать навыки форматирования символов с помощью панели инструментов и клавиш, диалога Шрифт, развивать познавательный интерес, навыки работы на компьютере, самоконтроля 3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости Ход урока. План урока: I. Орг. момент. II. Выявление имеющихся знаний III. Теоретическая часть. IV. Практическая часть. V. Обобщение VI. Д/з VII. Итог урока. 2. 1. Для чего предназначен Word? 2. Перечислите элементы окна? 3. Клавиши удаления символа 4. Клавиши перемещения курсора 3. Объяснение нового материала. Теоретическая основа урока. Программа текстового процессора разбивает текст на составляющие элементы, абзацы, символы. Каждому из этих элементов приписываются определенные признаки, называемые форматом. Формат элемента текста (страницы, абзаца, символа) – это свойства данного элемента. Форматом символа являются такие свойства, как кегль шрифта, гарнитура, начертание. Формат абзаца представляет собой набор свойств, включающий абзацный отступ, отбивку от соседних абзацев и др. Можно также говорить о формате страницы, имея в виду размеры листа и полей, ориентацию страницы. Процесс задания форматов в программах обработки текста называется форматированием. В программе текстового процессора применяются различные способы задания форматов. От того как выполнено форматирование, зависит внешний вид документа. Кроме того, правильно заданные форматы облегчают в дальнейшем работу с документом. Все приемы форматирования в Word можно разбить на два основных вида: - форматирование символов направлено на отдельные буквы, слова, текстовые фрагменты и заключается в выборе гарнитуры и размера шрифта, начертание (курсив, полужирный и т.д.), цвета шрифта, межсимвольного расстояния и проч.; - форматирование абзаца задает параметры расположения абзаца относительно полей страницы и относительно соседних абзацев, определяет межстрочный интервал и абзацный отступ. Форматирование выполняется, как правило, одним из следующих способов: - с помощью элементов на панели инструментов (кнопок и списков); - с помощью меню текстового процессора и последующих диалоговых окон; - с помощью контекстного меню; - с использованием некоторых комбинаций клавиш. Наиболее быстрыми способами форматирования являются кнопки панели инструментов и предусмотренные комбинации клавиш. Форматирование символов с помощью инструментов и клавиш. Форматирование символов можно выполнять как в процессе ввода текста, так и после завершения ввода. В первом случае нужно выполнить необходимую форматирующую команду (например, задать набор курсивом), а затем выполнить набор текста. Во втором случае сначала нужно выделить символ или фрагмент текста, а затем применить к выделенному объекту команду форматирования. Выделение фрагмента можно осуществить мышью (перетаскиванием указателя мыши через выделяемый фрагмент) или с помощью клавиш управления курсором (совместное использование клавиши Shift и клавиш позволяет посимвольно и построчно расширять область выделения). Для изменения начертания символов особенно удобно пользоваться следующими комбинациями клавиш: - Ctrl+Shift+I или Ctrl+I- начертание курсивом; - Ctrl+Shift+B или Ctrl+B- полужирное начертание; - Ctrl+Shift+U или Ctrl+U- подчеркивание. Повторное нажатие этих клавиш возвращает прежнее начертание. Для изменения начертания символов удобно также пользоваться соответствующими кнопками на панели инструментов Форматирование. На этой же панели имеется раскрывающийся список Шрифт, позволяющий установить нужную гарнитуру шрифта. Указанными инструментами форматирования символов чаще всего пользуются при изучении работы в Word. Форматирование символов с помощью диалога Шрифт. Наиболее универсальным средством форматирования символов является диалог Шрифт. Этот диалог вызывается командой меню Формат- Шрифт. Начальные значения параметров в этом диалоге показывают формат текущего выделения. Если выделенный объект имеет несколько значений одного параметра (например, размер шрифта для нескольких символов в области выделения равен 9 пт, а для остальных символов- 10 пт), то соответствующее поле диалога Шрифт (в данном примере – поле Размер) окажется пустым. С помощью вкладки Шрифт рассматриваемого диалога можно задать следующие параметры: - гарнитуру шрифта (в раскрывающемся списке Шрифт); - начертание шрифта (раскрывающийся список Начертание); - размер шрифта в пунктах (список Размер); - цвет шрифта ( список Цвет текста с раскрывающейся палитрой цветов); - характер подчеркивания (список Подчеркивание); - положение верхнего или нижнего индекса (флажки на вкладке); - одинарное или двойное зачеркивание; - символы с тенью или с контуром, приподнятые или утопленные; - написание малыми прописными буквами или прописными буквами. После задания параметров форматирования нажмите на кнопку ОК. Форматирование абзацев. Прежде чем приступить к изучению технологии форматирования абзацев, выясним, какие объекты текста обозначаются этим термином. Абзац в документе Word – это фрагмент текста, завершаемый знаком абзаца¶. Этот знак является скрытым символом, который вводится всякий раз, когда вы нажимаете клавишу Enter. То есть абзац в Word – это понятие, отличающееся от определения абзаца в литературе (совокупность предложений, служащих для выражения определенной мысли). К абзацу можно применять отдельный набор параметров форматирования, таких как межстрочные интервалы, выравнивание и другие. Часто в одном документе абзацы оформляются по-разному; например, абзацы заголовка, основного текста и сноски будут отличаться своими шрифтами, интервалами и другими параметрами. Для форматирования абзаца его необходимо сначала выделить: отдельное слово выделяется двойным щелчком мыши, а отдельный абзац – тройным щелчком левой кнопки мыши. Затем можно определить параметры форматируемого абзаца: - тип выравнивания – для определения выравнивания в раскрывающемся списке Выравнивание нужно выбрать одну из опций: По левому краю, По центру, По правому краю, По ширине; - абзацные отступы – задать отступы (слева, справа, для первой строки) можно в группе Отступ, вводя нужные значения в соответствующие поля; - междустрочный интервал – по умолчанию используется одинарный интервал (несколько превышающий максимальный размер шрифта в данной строке). В списке Междустрочный интервал предусмотрены, кроме того, полуторный, двойной и минимальный интервал. Если в указанном списке выбрать параметры Точно или Минимум, то возможно задание величины интервала вводом его в поле Значение; - интервалы перед абзацем и после абзаца – эти параметры выражаются в пунктах и задаются в группе Интервал в полях перед и после. 4. Закрепление изученного материала. Практическая работа. а) Открыть документ Word и выполните форматирование строк, присвоив им гарнитуру Arial, 14,16,18,20пт, полужирный, курсив и подчеркивание. Выполните эту операцию с помощью кнопок на панели инструментов, с помощью клавиш и, наконец, используя диалог Шрифт. Казахстан – это имя страны, Казахстан – это имя весны, Казахстан – это имя свободы, Казахстан – это солнечный свет, Казахстан – это крылья побед! в) Задайте первой строке текста цвет шрифта красный, второй строке – оранжевый, третьей – зеленый и т.д. На свете много разных стран, Но есть одна страна: С высоких гор до теплых рек Раскинулась она. На свете много разных стран, Но есть одна страна: Ее мы Родиной зовем, А Родина одна. г) Некто, набиравший текст стихотворения, постоянно забывал вовремя нажимать клавишу " Конец строки” (хотя и начинал новую строфу каждый раз с заглавной буквы). Получилась одна длинная строка. - Преобразуйте текст (не набирая заново ни одного символа!) в обычный вид стихотворения. Расцветай и будь прекрасной Наша древняя земля Пусть живут твои народы Как единая семья! Информатика — серьёзная наука Без неё сегодня — никуда "Windows" — непростая штукаЧтоб знать — немало надобно труда. А теперь когда ваши стихотворения представляют собой привычную форму, выполним ряд заданий: - задайте первому слову текста начертание букв с контуром, второму слову – начертание с тенью, третьему слову – приподнятое, а четвертому слову – утопленное. Сравните полученные начертания. Отмените выполненные присвоения клавишами Alt+BackSpace. - задайте первой строке текста межсимвольный интервал, разреженный на 1 пт, а полученной второй строке – уплотненный на 1 пт. Как при этом изменился текст? 5. Итог урока. -Итак, какова тема нашего урока? (Форматирование текстового документа) - Что значит отформатировать текст? Каким другим словом мы можем заменить этот термин? (оформление) - Что при форматировании или оформлении происходит с текстовым документом, что меняется? (Меняется шрифт, начертание и выравнивание). - Перечислите виды начертание шрифта - Как форматировать символы с помощью панели инструментов и клавиш? - Как форматировать символы с помощью диалога Шрифт? - Перечислить виды выравнивания - Перечислите параметры абзаца. - Какие способы задания параметров абзаца вам известны? - Как форматировать абзац? Для контроля ваших знаний Буквы мы печатать станем. Коль клавиатуру знаешь, Времени не потеряешь! Чтоб большую написать, Надо нам …... нажать; (1) Caps Lock Чтоб малютку получить, Надо …... отключить. (2) Caps Lock И другой есть вариант. Нужен здесь большой талант. Букву мы большую пишем. Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3) . Shift. И на букву нажимай! Мы печатать научились, Очень славно потрудились! Знания надо закреплять – Клавиатуру изучать! Перейти на русский шрифт Нам помогут …… и …… ! (4)Ctrl и Shift Написали предложение – Ах, как сложно, ох, мучение! Чуть оплошность допустили – И ошибку получили. Что же делать нам теперь? Нам поможет только …...! (5) Del Под ошибку подведи ты курсор И …... нажми – (5) . Del Вмиг исчезнет буква эта, Словно затерялась где-то! У Del альтернатива есть. Это клавиша ……! (6) . Backspase Символ слева от курсора Удаляет вместо сора! Знаешь много ты теперь! Сам себя скорей проверь. Скучать сидя надоело? Поскорей берись за дело! Нужный символ нажимай И ошибку исправляй! А теперь мы разберем Ситуацию такую: Вместо клавиши одной Жмем случайно на другую! (Ведь подобная беда Происходит иногда?) - На экране появился неожиданный запрос. Что, компьютер отключился? Как же быть нам? Вот вопрос! Какую клавишу нажать, Чтоб “спастись” и “убежать” От такого положения? Наберемся же терпения: Клавиша …… быть может (7) Esc Отменить запрос поможет? В конец строчки прыгнуть всем …… поможет без проблем! (8) End А в начало чтоб попасть, Надо срочно …… нажать! (9) Номе На другую строчку, может, …… перейти поможет? (10) Enter Напечатать номерок Можно с помощью …… р: (11) . Num Lock Индикатор загорелся – смело …… нажимай, (12) Цифры Индикатор отключился – весело …… мигает. (13) Курсор – Ой, как много текста здесь! Как смотреть-то его весь? – Чтоб себя не утруждать, Постранично пролистать Можем мы его с начала Иль с конца, коль будет мало! Ты на клавиши смотри – …… - вверх,(15) Page Up …… - вниз.(16) Page Down А сейчас – еще задача. Пусть поможет вам удача! Давайте в заключение совершим переключение Из режима вставки в режим замещения! Кто в компьютерах эксперт Сразу тот нажмет ……! (17) Insert Все умеем мы теперь! В мир чудес открыта дверь! Текст любой введем в компьютер, Распечатаем его. Коль учиться есть желание, То не трудно ничего! 6. Домашнее задание: п.7.3, выучить таблицы перемещения курсора ввода с помощью клавиатуры и выделениефрагментов -7.2, 7.3 . | |
Просмотров: 4676 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|