Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека
КОМПЬЮТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Л.И.РАУШ, преподаватель информатики, Астраханский профессиональный лицей №16

В конце ХХ столетия человечество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных глобализацией общественных процессов и распространением информационных технологий. С одной стороны, формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики и миграции населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов.
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности:
- изменяется характер развития, приобретения и распространения знаний;
- открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
- расширяется доступ к высшему образованию;
- изменяется роль преподавателя в учебном процессе.
Сегодня в сфере высшего образования в Республике Казахстан принимаются системные меры по присоединению Казахстана к Болонскому процессу. Это даст нам возможность войти в европейское образовательное пространство и обеспечить признание отечественных дипломов.
Коренное отличие информатики от других технических дисциплин состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными темпами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 300 миллионов единиц и продолжает удваиваться в среднем каждые три года. При этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.
Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислительных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффективно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения, и один раз в пять-семь лет меняется база стандартов, интерфейсов и протоколов.
Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспечить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навыков выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и коммерческого рынка, — настолько динамичны процессы в области информационных технологий.
Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодоления общечеловеческого кризисного явления, называемого «информационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), составляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность обучающихся, обучение в сотрудничестве и др. Благодаря современным информационным и коммуникационным средствам появились дистанционные образовательные технологии. При этом обучающийся и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но они могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством электронной почты и других интернет-технологий.
На современном этапе развития общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева к народу Казахстана особо подчеркнута забота о подготовке кадров, мыслящих широко, масштабно, знающих современное производство и передовые технологии.
Компьютерные телекоммуникации уже сегодня способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Традиционные средства, формы и организационные структуры получения образования в период становления в Казахстане новой системы непрерывного образования, приоритетные цели развития которой предполагают самостоятельность в приобретении знаний и коммуникативность обучающихся, не всегда могут удовлетворять потребности государства в специалистах, так как без непрерывной профессиональной подготовки их потенциал быстро обесценивается.
Именно использование информационных образовательных технологий, организованное на основе интернет-технологий, или их эффективное сочетание с элементами второго высшего образования постепенно приобретают черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Оно предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.
Широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе является характерной чертой системы открытого образования. Научно обоснованное внедрение средств электронного обучения возможно приведет не просто к его перестройке и коренному улучшению, а к становлению принципиально новой, более эффективной, системы образования.
В современной педагогике высшей школы происходит постепенная замена традиционной парадигмы образования, основанной на пассивном усвоении знаний и воспитании «человека знающего», на новую модель, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию.
Образовательные технологии направлены, в том числе и на то, чтобы приучить обучающихся работать самостоятельно, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, связанной с быстро меняющимися технологиями.
Ни одно мероприятие в нашем лицее не обходится без использования информационных технологий. Практически все классные часы, уроки и производственное обучение опирается на использование компьютера, интерактивной доски, электронных учебников, мультимедийного проектора, тренажеров и многого другого, что обеспечивает наглядность и интерес к проводимому мероприятию. Даже подготовка преподавателя к уроку, разработка поурочных планов, внеклассных мероприятий, планов на группы по конкретным специальностям не обходится без компьютера.
Для развития практического интереса к предмету и его применению на деле в своей работе в лицее все больше времени уделяю показу возможностей ПК в оформлении видеоинформации и ее представлению для широкой публики, например, слайд-шоу, презентации, видеоролики и многое другое. Ребята с удовольствием знакомятся с электронными пособиями, в которых рассказывается о разных интересных вещах из различной области деятельности человека, поразительные факты и подробности из жизни ученых и знаменитых людей, а также информация по будущей профессии.
Түйін
Мақалада автор оқытқанда оқу-әдістемелік кешенді мен оны пайдалану тәжірибесімен бөліседі.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Людмила8373 (2012-02-07) | Автор: Рауш Людмила Ивановна E
Просмотров: 1256 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru