Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Сегодня наш гость – директор департамента АО «Национальный центр информатизации» Национального научно-технологического холдинга «Парасат», доктор педагогических наук Елена Викторовна Артыкбаева. И говорим мы с ней о том, как в последние годы в нашу школу решительно входят компьютеры, в частности, электронные учебники. Какая работа в этом направлении ведется сегодня и что ожидает нас в будущем? Какую роль играет в этом АО «Национальный центр информатизации»? - Центр существует уже более 10 лет, - начала свой рассказ Елена Викторовна. - Наша цель – информатизация образования. Это содержательное обеспечение образования всех уровней – начиная от дошкольников и кончая послевузовским образованием. Мы готовим кадры в области информатизации образования, разрабатываем различного рода методические рекомендации, пособия в области электронного обучения и информатизации образования. Основная наша деятельность – развитие мультимедиа-индустрии и всего, что касается внедрения этих продуктов в учебный процесс. Для этого нужно подготовить преподавателей – поэтому мы проводим тренинговые курсы. Цель их – обучить учителей методике использования наших ресурсов в учебном процессе. - А у нас есть страны, которые полностью перешли на цифровые учебники и как Казахстан выглядит на этом фоне? Помните, в начале перестройки японцы сказали, что в области компьютерных технологий мы отстали от передовых стран навсегда. - Что касается электронных учебников, мы ни от кого не отстали. В мире этот процесс шел от технарей. Сначала считали: поставим компьютеры в классы и успеваемость поднимется сама собой. Дети станут учиться на четвёрки и пятёрки, вопрос будет решен. Главное – подключиться к Интернету, снабдить школы компьютерами. Оказалось, это не совсем так. Многое нам еще предстоит сделать. - А что касается компьютеров во всех школах… - Увы, пока мы здесь, действительно, отстаем. В развитых странах – таких, как Великобритания, Корея, Норвегия, например, на 5-6 человек приходится один компьютер. Интернет в развитых странах беспроводной, широкополосный и так далее. Над этим еще надо работать. Но проблема в том, что по прошествии нескольких лет после массового внедрения компьютеров в школах стало понятно: резкого рывка в области знаний учеников не произошло. Потому что поставка техники как таковой еще ничего не решает. Нужно разрабатывать содержание. И недостаточно просто загрузить обычные оцифрованные учебники в компьютеры, хотя по этому пути идут некоторые страны. В Китае, например, решили все школьные учебники перевести в «ридеры» или планшетники. И перелистывать учебник в них, как книжку. Есть такие попытки на Украине. Для дополнительного образования – для взрослых – это очень хороший выход. В школе же ситуация иная. Через компьютер мы должны детям дать не печатный текст, а мультимедийные учебники. Это особенно важно для Казахстана, у которого огромная территория. Как известно, в нашей республике очень много малокомплектных школ – больше половины. Там нехватка учителей, в одном классе могут учиться дети разных возрастов. Мы и даём таким школам готовые мультимедийные разработки уроков. Каждый ребенок в классе может работать самостоятельно с электронным учебником. Он сам включается в учебную деятельность – не только знакомится с материалом, но и выполняет упражнения, решает задачи, делает лабораторные работы. Потом проверяет сам себя. То есть в учебниках запрограммирован весь учебный процесс – от цели до результата. Такая технология разработки электронных учебников была разработана доктором педагогических наук, профессором Гуль Кумашевной Нургалиевой. За этой технологией, я думаю, будущее. И именно в таком виде электронные учебники только сейчас начинают разрабатываться во всех странах. - Хотя обучающие компьютерные программы – не новинка. Помню, они даже в старой системе dos создавались, я сама изучала с их помощью английский язык. И еще. Я слышала, что если раньше школы увлекались собственными сайтами, то сейчас это не актуально, силы направлены на интерактивное обучение, на компьютерные технологии на уроках. - Нет, это не так. С прошлого года реализуется Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы, и в этой программе ключевым направлением названо внедрение Системы электронного обучения. К 2015 году она будет охватывать 50 процентов организаций образования, а к 2020 году – 90 процентов всех наших школ должны быть подключены к единой информационной системе, в которой помимо цифровых ресурсов будет целый ряд подсистем, которые объединяют все школы в единую сеть. Школьные сайты станут школьными порталами и они начнут играть в этой системе очень важную роль. Сейчас школы создают свои сайты, но общаются друг с другом по собственному желанию. Планируется, что эти сайты будут объединены общим единым документо-оборотом. А общий образовательный портал будет на уровне Министерства образования, с которого можно будет выйти на каждую школу, зайти в эту систему под своим паролем. Если у вас нет этого доступа, вы просто смотрите общую информацию. -Родители там смогут познакомиться с оценками ребенка, а ученики пообщаться? -Да, подразумевается, что на школьных порталах будет электронный журнал, родители смогут увидеть оценки детей, узнать школьные новости. Такие системы, кстати, во всех ведущих странах уже есть. -Но будет, вероятно, и такая информация, которую должны видеть только родители данного ребенка? - Да, конечно, будут пароли, разные уровни доступа на сайт. - А мама сможет зайти на сайт и узнать, что задали ребенку по истории, например, чтобы он ей «не вешал лапшу на уши» - мол, ничего не задавали? - Да, и такое возможно. - Где-то это уже есть? - В прошлом году к этой системе было подключено 44 школы – в Астане, Алматы и Караганде. Только в Алматы – 14 школ. - А какие школы взяты для эксперимента? Наверное,очень продвинутые в компьютерном образовании? - Как раз нет. Замысел Министерства образования и науки был как раз в том, чтобы взять не самые передовые школы и посмотреть, смогут ли они поднять свой уровень за счет системы электронного обучения. Разработкой и внедрением этой системы занимается АО «НИТ» в Астане, а мы работаем только над содержанием учебного процесса. В прошлом году мы, например, разработали цифровые ресурсы по истории Казахстана, а АО «НИТ» – систему управления школой (электронный журнал, оповещение родителей и так далее). Сейчас эта система находится в тестовом режиме. - А роль учителя в свете вот таких преобразований в школе меняется? - Кардинально. До сих пор учитель был единственным источником информации. Только он знал, что два плюс два равняется четырем. Сейчас ученик может узнать об этом по телевизору, прочитать в Интернете. Учитель не должен будет пересказывать ему все, что сам знает. Интересные здесь разработки у румынской компании «SIVECO», например. Их методологическое кредо в том, чтобы преподнести материал так, чтобы ребёнок сделал сам своё открытие. Это обучение, ориентированное на развитие личности ученика, на развитие его мышления, интереса к знаниям, постижению нового. Раньше мы старались как можно больше знаний вложить в уши ученика, это срабатывало, — известно ведь, какая утечка мозгов наших ученых идет на запад. Но с другой стороны, люди, которые обладают хорошими теоретическими знаниями, не всегда знают, как их продвигать, применять на практике. У них нет предпринимательской жилки, нет опыта творческой деятельности. Они хорошие исполнители, а сегодня нужны творцы! Во-вторых, мы живем сейчас во время информационного бума, когда объем информации стремительно растет, и мы не представляем себе, что нашему выпускнику понадобится через 5 лет. Сами профессии очень быстро меняются, он должен быть готов к переменам в своей жизни. Раньше приветствовалось, когда человек на одном месте работает 20-25 лет. Сейчас другое время. Может вдруг закрыться предприятие и специалист будет вынужден срочно поменять сферу деятельности. Сегодняшний ученик, завтрашний специалист, должен быть к этому готов. Поэтому гораздо важнее сегодня не вложить в головы ребёнка набор готовых знаний, а научить его добывать эти знания самостоятельно. -А новые учебники предполагают работу с Интернетом? Изучаешь Англию и пожалуйста, сразу оказываешься в Гайд-парке или музее Шерлока Холмса? - У нас в некоторых учебниках имеются ссылки на Интернет-ресурсы, но в системе электронного обучения обязательно будут ссылки на Интернет. Например, перечень самых лучших сайтов по химии, физике и другим предметам. -А на каких компьютерах, планируется, будут работать дети? На планшетниках? - Пока – на обычных компьютерах или ноутбуках, частично - на планшетах. Хотя планшеты не обладают той функциональностью, которой обладают компьютеры. Но должна сказать, что мы не на все 45 минут урока истории или химии посадим детей за компьютеры. Электронное обучение предполагает интеграцию с традиционными видами обучения. Ученик за компьютером будет работать 15-20 минут. Причем не обязательно на каждом уроке. - А от бумажных учебников мы совсем отказываемся? - Нет, не отказываемся. Работа с книгой – совершенно другой вид обучения. Компьютеры – дополнение бумажных учебников, а не замена их. Тем более мы не отказываемся от живого слова учителя на уроке, которому мы помогаем – даем шанс обогатить урок новыми возможностями, расширить информационно-образовательную среду за счет цифровых ресурсов. - Тем не менее, пока дети будут работать самостоятельно, у учителя появится возможность смотреть в окошко? - Нет, не появится. У него просто будет больше возможностей работать индивидуально с каждым ребенком. А в своем компьютере он сможет наблюдать за работой каждого ребёнкка. вовремя подсказать ему, если он «пошёл не туда». - Но тут вот какая проблема возникает. Появилось много больных детей, потому что они не гуляют на свежем воздухе, а сидят за компьютерами. Не усугубит ли компьютеризация обучения эту ситуацию, которая и так аховая? Дети сейчас рвутся к компьтеру чуть ли с двух лет. - Да, такие опасения есть. Но здесь идёт работа. Производители думают над тем, чтобы компьютеры становились всё более и более безопасными. Чтобы не было бликов от экрана, например. Уже сейчас компьютеры более безопасны, чем, скажем, 5-10 лет назад. А что касается маленьких детей, Вы правы. На YouTubе есть забавный ролик, где малыш, после «общения» с планшетником, тычет пальчиками в книжку и пытается нажать на буковки и картинки как на кнопки, а потом выкидывает эту книжку, потому что она ему неинтересна: она не интерактивна, не на что нажимать. То есть у современных детей совсем другое мышление, сознание и интересы. И нам надо все сделать для того, чтобы дети не ушли в компьютерный мир бесцельно, в те же социальные сети. Им надо предоставить достойную альтернативу. - Но говорят же, ни один нормальный один ребенок, выбирая между игрой и обучающей программой не выберет учебную программу. - А нам надо сделать образовательную программу такой же интересной как игра. Такие технологии уже есть. Как раньше говорили: учение с увлечением. В наших учебниках элемент игры присутствует в большой степени. Идёт постоянный диалог ребёнка и компьютера, его хвалят, указывают, если он ошибся, причем без всяких назиданий, доброжелательно. - А вы нашли в компьютере какую-нибудь компьютерную технологию, которая нам пока кажется запредельной, но к которой мы тоже придём рано или поздно? - Есть такие бумажные учебники – наводишь маркер на картинку, и она у тебя оживает на компьютере. Этой технологией сейчас увлечены в Сингапуре. Подхватили некоторые другие страны... Получается, бумажная книга интерактивна. Но тут вопрос в целесообразности новинок. Мы приглашаем читателей газеты на наш сайт moodle.nci.kz, где можно познакомиться с нашими учебниками и цифровыми ресурсами. Там есть ресурсы по истории Казахстана для 5-11 классов, ресурсы для начальной школы на русском и казахском языке, разработки уроков с использованием электронных учебников. Если в школе хороший интернет, ресурсы можно использовать на своих уроках онлайн, а можно и скачать. Их можно использовать в мультимедийном классе, компьютерном кабинете или на интерактивной доске. Методов использования наших ресурсов очень много. Кстати, учителя у нас на сайте могут поместить свои разработки уроков с использованием цифровых ресурсов и получить справку о публикации. Также мы приглашаем учителей к нам на тренинговые курсы по методике использования ресурсов, по окончании которых даём им уже сертификаты. - А как учителю попасть на ваши курсы? - Придти к нам в Центр и на них записаться. Во многих областях работают наши тьюторы, которые проводят курсы в регионах. Информацию о них можно получить по телефону 8 (727)3092996. - Спасибо, Елена Викторовна, за содержательную беседу. Информатизация нашей жизни, в том числе школы, движется такими темпами, что можно не сомневаться: всё, о чём мы с вами говорили, действительно, в ближайшие готовы осуществится, а возможно, будущая реальность превзойдет все наши самые смелые ожидания. Интервью брала Людмила Мананникова. 16 марта текущего года в рамках реализации Госпрограммы развития образования Казахстана на 2011-2020 годы состоялось первое заседание Консорциума разработчиков цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения. В работе заседания принял участие вице-министр образования и науки С. Шаяхметов. Основная цель системы электронного обучения в Казахстане - обеспечение равного доступа для учащихся сел и городов к лучшим цифровым образовательным ресурсам. Реализация масштабного проекта электронного обучения, который станет прорывом в дальнейшей информатизации системы образования Казахстана, предусмотрена в 2 этапа. На первом этапе - 2011-2015 годы - к системе будет подключено более 50 процентов организаций образования. На втором этапе – 2016-2020 годы – более 90 процентов организаций образования. В рамках проекта организации образования обеспечиваются новейшим компьютерным и интерактивным оборудованием, а также доступом к широкополосному Интернету со скоростью 4-10 Мбит.сек. Важным компонентом системы электронного обучения является цифровой образовательный контент. В 2011 г. было разработано 468 ресурсов по предмету «Истории Казахстана» на казахском и русском языках. В 2012 г. планируется разработать 5069 цифровых ресурсов по математике, алгебре, геометрии, химии, физике, а также – 1974 по дисциплинам технического и профессионального образования. Задача Консорциума – оказание методологической, аналитической, консультационной и организационной помощи в осуществлении мегапроекта по разработке цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения. Участниками Консорциума являются зарубежные и отечественные компании, в том числе: АО «Национальный центр информатизации», Компания «SIVECO - Румыния», Young Digital Planet (Польша), Whizz Education Limited (Великобритания), Общественный Фонд «Развития электронного обучения» (Казахстан), Представительство корпорации Интел UK Limited в Республике Казахстан, Евразийский национальный университет имени Л.А. Гумилева, ДГП «Научно исследовательский институт математики и механики», ТОО «I- QAZAQ» (Казахстан), Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова, Институт повышения квалификации «Орлеу». http://classtime.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=542:2012-03-29-01-41-22&catid=57:2012-02-04-01-01-21 | |
Просмотров: 3335 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|