Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Открытый урок по информатике в 7-8 классе-комплекте. Тема: « Кодирование информации». Разработал: учитель информатики Захоругло Виктория Алексеевна Цели урока: - изучение способов кодирования и декодирования информации. Задачи: Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятий код, кодирование и декодирование информации; Развивающие: содействовать развитию у учащихся умений кодировать и декодировать текстовую информацию; содействовать развитию творческой активности. Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Дидактический материал: карточки с заданиями, кодовые таблицы. План урока: 1. Организационный момент (1 мин.) 2. Опрос по предыдущему материалу (5 мин.) 3. Теоретическая часть (17 мин.) 4. Практическая часть – работа по карточкам (18 мин.) 5. Рефлексия (2 мин.) 6. Домашнее задание (1 мин.) 7. Итог урока (1 мин.) 1. Организационный момент (1 мин) - приветствие, проверка отсутствующих; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. 2. Опрос по предыдущему материалу (5 мин) - (7 класс, 8 класс на карточках) Что такое информация? Какие действия человек совершает с информацией? Как человек хранит информацию? Какие современные носители информации вы знаете? 3. Теоретическая часть (17 мин) Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы научимся кодировать и декодировать информацию. Когда мы что-то пишем в тетради, мы на самом деле кодируем информацию с помощью специальных символов– это азбука. Можно кодировать и звуки. С такой системой кодирования мы тоже знакомы – это ноты. С целью засекречивания информации применяется ее кодирование. Существуют три основных способа кодирования информации: - графический – с помощью специальных рисунков или значков; - числовой – с помощью чисел; - символьный – с помощью символов того же алфавита. Давайте рассмотрим наиболее известные системы кодирования: Азбука Морзе и таблица кодов ASCII. (стр. 9-11 учебника) Сейчас нам немного о кодировании информации расскажет 8 класс. Ученики 8 класса: 1. Всю информацию компьютер воспринимает в виде двух сигналов, которые имеют только 2 состояния: есть сигнал – 1 и нет сигнала – 0. Это называется двоичный код. 2. Кодирование информации – это процесс преобразования информации из одной формы в другую. Например, перевод с одного языка на другой или азбука Морзе. Процесс расшифровки информации называется декодированием информации. Учитель: спасибо ребята! Я еще добавлю, что есть такое понятие как код. Давайте запишем в тетради определение: Кодом называется правило преобразования одного набора знаков в другой. Информацию можно записывать в двоичном коде. Запишите в тетради: Для того, чтобы записать информацию в двоичный код, необходимо: • найти код каждого символа текста по таблице ASCII. Кодом будут 2 16-х числа, первое из которых указывает номер строки, а второе номер столбца, где расположен данный символ; • в полученном 16-м коде по таблице соответствия заменить 16-е представление числа на его двоичное. 5. Практическая часть (18 мин) – работа в командах по карточкам (5 мин.) Теперь я попрошу вас разделиться на 2 команды, но так чтобы в каждой команде были и ученики 7 и ученики 8 класса. Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана. За каждое задание команда получает определенные баллы. Сейчас я вам раздам карточки с зашифрованной информацией. Ваша задача: при помощи учебников расшифровать информацию. Та команда, которая первая выполнит задачу, напишет на доске ответ. Задание на карточках; 1. Дана кодовая таблица азбуки Морзе. Расшифруйте следующий текст: ••- ---• • -• -••- • -•• •- - •-• ••- -•• -•- ••• ••-• •- •-- • •-- • -•• ••- - 2. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова: 1 команда – МОНИТОР. 2 команда – ПРИНТЕР. Сейчас вы кодировали и декодировали информацию с помощью азбуки Морзе. Давайте теперь попробуем поработать с таблицей ASCII. Я также раздам командам карточки с заданиями, ваша задача: при помощи таблицы ASCII и ранее записанного в тетради правила, закодировать и декодировать слово. Задание на карточках; 1. Закодировать слово «Информатика» 2. Декодировать слово «49 0А 9А ВА» Задание для капитанов. Настало время проявить себя капитанам команд. Капитаны попытаются составить сообщение своей команде, зашифровать его, а команда должна определить, в какой системе кодирования закодировано сообщение. 6. Рефлексия (2 мин.) Итак, ребята, давайте повторим, что мы сегодня нового узнали! Что называется кодированием и декодированием? Что такое код? Какие вы узнали системы кодирования информации? 7. Домашнее задание (1 мин.) Составьте пожалуйста синквейн по сегодняшней теме и закодируйте его в любой системе кодирования ( стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Первая строчка – одно слово, существительное (это – тема); вторая строчка – два прилагательных, раскрывающих тему; третья строчка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме; четвертая строчка – целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается отношение к теме; последняя строчка – слово–резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.) 8. Итог урока (1 мин.) Подведение итогов за урок, выставление оценок. Учитель: Необходимо определить, какая же команда стала лучшей. По подсчетам баллов стала лучшей команда________________! Молодцы, ребята! | |
Просмотров: 3534 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|