Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Тема урока: Построение диаграмм Тип урока: практический урок Метод проведения урока: усвоения новых знаний, умений и навыков Цели урока: Обучающие: • повторить пройденный материал по теме: "Редактирование таблиц" и познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel; • научить строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel; • закрепить знания по теме при выполнении практического задания. Развивающие: • формировать аналитическое и логическое мышление учащихся; • развивать умение выделять главное, находить ошибку; • развивать способности сравнивать, сопоставлять. Воспитательные: • воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ; • формировать умение преодолевать трудности; • способствовать развитию умения оценивать свои возможности. Обеспечение урока: техническое • персональные компьютеры класса; программное • табличный процессор Excel Оборудование, наглядные пособия: Персональные компьютеры, Мультимедиа-проектор, презентации Раздаточные материалы: карточки, методические указания Межпредметная связь: Экология, Информатика • Использованные литературы: Информатика, Базовый курс 2-е издание/Под ред. С.В. Симоновича. – Спб.: Питер, 2004-640с.:ил • Экология и безопасность жизнедеятельности. Под ред. Доктора физ-мат. Наук, чл.-корр. РЭА, профессора Л. А. Муравья. Москва. ЮНИТИ, 2000. План урока 1. Организационный момент (5 мин) - приветствие - отметка студентов 2. Повторение ранее изученного материала(15мин) - Игра «Веришь – не веришь», кроссворд 3. Изучение нового материала (40 мин) Тема: «Построение диаграмм» 4. Закрепление нового материала(15 мин) Практические задания 5. Подведение итогов урока (3мин) 6. Домашнее задание (2 мин) Ход урока 1. Организационный момент: (слайд 1)Учитель. Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Как вы видите у нас на уроке сегодня присутствуют гости, и я надеюсь, что вы меня не подведете и мы достигнем тех целей, которые поставим на уроке. Вы видите перед собой бланки, отметьте то изображение, которое соответствует вашему настроению. Итак, начинаем. Эпиграфом нашего урока станет китайская пословица «Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю» Китайская пословица Я неслучайно взяла эпиграфом к уроку китайскую пословицу. Сегодня глаголы слышу, вижу, делаю будут сопутствовать нам весь урок. Вы будете слушать, видеть и делать. 2. Повторение ранее изученного нового материала На предыдущих занятиях мы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления, редактировать таблицы. Проверим наши знания и домашнюю работу. Сегодня, как и всегда, вы будите зарабатывать баллы, по количеству которых в конце урока получите отметки. (слайд 3) Дидактическая игра «Веришь - не веришь». Ребятам зачитываются утверждения. Согласные с данным высказыванием встают. Недоверчивые остаются сидеть на месте. Игра «Веришь - не веришь» Верите ли вы, что 1. Можно изменить размеры столбцов и строк электронной таблицы. (ДА) 2. В программе Excel более 400 встроенных функций. (НЕТ) 3. Существует ячейка с адресом 23А. (НЕТ) 4. С помощью программы Excel можно проводить тестирование. (ДА) 5. Программа Excel используется банковскими служащими. (ДА) 6. При написании формулы обязательно используется знак +. (НЕТ) 7. В ячейку можно вставить картинку. (НЕТ) 8. С помощью программы Excel можно ретушировать фотографии. (НЕТ) 9. В программе Excel 65536 столбцов. (ДА) 10. Основным документом MS Excel является лист. (НЕТ) 11. Формула может содержать адреса ячеек. (ДА) 12. С помощью программы Excel можно строить диаграммы. (ДА) (слайд 4) Разгадай кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Блок ячеек таблицы. 2. Вид графики, который дает возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в таблице. 3. Основной структурный элемент таблицы. 4. Один из типов данных, вносимых в ячейку 5. Сноска на определенную ячейку. 6. Запись, используемая для выполнения операций над содержимым ячеек. 7. Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин. 8. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и номера строки. Ответы: 1. Диапазон. 2. Деловая. 3. Ячейка. 4. Число. 5. Ссылка. 6. Формула. 7. Функция. 8. Адрес. 3. Изучение нового материала - Ребята я увидела, что вы справились с заданиями, поэтому мы можем перейти к изучению новой темы. Давайте откроем тетради запишем сегодняшнее число, и тему нашего урока (слайд 5), (Построение диаграмм в Excel) (тема, число записано на доске). (слайд 6) Цель урока: сегодня на уроке мы с вами изучим принцип построения диаграмм в Excel с помощью мастера диаграмм. (слайд 7)- Скажите, а вам когда-нибудь приходилось уже сталкивались с диаграммами? (Ответы детей: да). А где вы с ними встречались? (в курсе математики, физике, химии и др.). Ребята, скажите, а для чего нам нужны диаграммы? (ответы детей) (слайд 8) Верно, Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов. (записать в тетради). Вспомните, какие диаграммы вы строили? (Ответы ребят) Ребята, а что нужно было для того чтобы построить и диаграммы? (Ответы детей) Молодцы. Сколько для этого нужно было приложить усилий, надо было находить и строить точки, нужна была линейка, карандаш если это график, при построении диаграммы нужен был транспортир, цветные карандаши, циркуль, резинка. Сегодня на уроке мы упростим нашу задачу. Мы научимся с помощью компьютера строить диаграммы очень быстро и просто. (слайд 9) Ребята, на прошлом уроке я вам дала задание подготовить сообщение о типах диаграмм, которые были ранее вами изучены. И сегодня Самарина Анастасия нам представит свой мини-проект «Диаграммы и ее типы». (слайд 10) Анастасия, спасибо. Присаживайся за парту. (слайд 11) Для того, чтобы построить диаграмму, в первую очередь нам необходимо(слайд 12) создать таблицу с данными и выделить диапазон ячеек. (слайд 13) Затем нужно вызвать Мастер диаграмм. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная . После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастер диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы. (слайд 14) Шаг 1: выбор типа диаграммы. Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Для того, чтобы выбрать один из типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм. (слайд 15) Шаг 2: задание исходных данных диаграммы. Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд. Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала. Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то Excel присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст. Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопкуДалее>. (слайд 16) Шаг 3: задание параметров диаграммы. Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д. (слайд 17) Шаг 4: размещение диаграммы. В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе. (слайд 18) Вот какие результаты мы получили. (слайд 19) Итак, давайте составим алгоритм построения графиков и диаграмм в программе Excel и запишем его в тетради. Для создания диаграммы нам необходимо: 1. Создать таблицу с числовыми данными. 2. Выделить необходимый диапазон данных. 3. Запустить мастер диаграмм. 4. Выбрать тип диаграммы. 5. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4). 6. Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо. (слайд 20) А теперь, я считаю, что наши теоретические знания можно закрепить на практике. 4.Закрепление нового материала Сейчас, ребята давайте с вами перейдем за компьютеры. Не забывайте правила ТБ, и распишитесь в бланках. На рабочем столе у вас есть документ «Построение диаграмм», откройте его пожалуйста. Учащиеся открывают документ Excel. (слайд 21) Ребята вы видите на экране круговую диаграмму соотношения площадей различных озер. Таким образом, наглядно можно определить какое озеро занимает большую площадь. Скажите, пожалуйста, какое озеро самое большое? (Озеро Байкал). Молодцы. (слайд 22) Откройте второй лист книги. На нем представлен график функции у = х2+4х-5. Функция какого вида представлена? (Квадратичная). Верно. (слайд 23) Откройте, пожалуйста, следующий третий лист книги. На нем вы видите линейчатую диаграмму, на которой представлен прогноз соотношения мужчин и женщин пенсионного возраста в 2002 году, 2012 году, 2022 году. (слайд 24) Ребята, при просмотре презентации, мы с вами записали в тетрадь алгоритм построения диаграммы. Давайте его повторим: 1. Создать таблицу с числовыми данными. 2. Выделить необходимый диапазон данных. 3. Запустить мастер диаграмм. 4. Выбрать тип диаграммы. 5. Задать основные и дополнительные параметры диаграммы (выполнить шаги 1 - 4). 6. Форматировать и редактировать области диаграммы, если это необходимо. Практическая работа (слайд 27) Ребята, вы учитесь на эколога, и знаете, что работа экологов очень важно для всех нас. Я предлагаю вам проанализировать данные таблицы «Факторы, влияющие на здоровье человека». Результаты представить с помощью диаграммы. Напоминаю вам, что вы можете воспользоваться подсказкой «Пошаговое построение диаграммы». Задание 1: Построить диаграмму Факторов, влияющих на здоровье человека. ФАКТОРЫ, влияющие на здоровье человека Образ жизни 50% Наследственность 20% Экологическая обстановка 20% Здравоохранение 10% Задание 2: В течении года каждый человек в среднем получает радиоактивную дозу около 400-500 мбэр. Построить гистограмму распределения ионизирующего излучения: тип излучения доза, мбэр космическое и земное 150 рентгеноскопия 140 просмотр телевизионных передач 100 прочие виды 80 Задание 3: Построить круговую диаграмму искусственных источников радиации Искусственные источники радиации Промтовары 3% Мед. Обследование 4% Мед рентген 11% Другие источники 0,5% Задание 4: Построить объемную разрезанную круговую диаграмму естественных источников радиации. Изменить фон, легенду расположить сверху посередине, включить в подпись значения категорий. Естественные источники радиации Радон 55% Пища, воздух (радионуклиды урана и тория) 11% Земная кора (уран, торий, калий) 8% Космические лучи (γ-кванты, быстрые заряженные частицы) 8% Молодцы. Все справились с заданием. Теперь, ребята, пересядьте за парты. 5. Подведение итогов Подведем итоги сегодняшнего занятия. (слайд 28) Скажите, что же такое диаграмма? (Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных). Какие типы диаграмм вы знаете? (круговая, гистограмма, столбчатая, график и т.д.). Молодцы. Задание 1. «Восстанови порядок». Назовите и покажите основные этапы создания диаграмм (Тест логического ранжирования) Карточки с текстом лежат в произвольном порядке: Выбор типа диаграммы Создание таблицы с числовыми данными Запуск Мастера диаграмм Выделение необходимого диапазона данных Форматирование и редактирование областей диаграммы Задание 2. «Найди пару» - В ячейке C1 записана формула =$A1*В1. Какой вид приобретет формула, после того как ее скопируют из ячейки C1 в ячейку D5? Завершаем работу в группах. Прошу группы представить результаты своей работы По первому заданию необходимо было установить порядок: 2. Создание таблицы с числовыми данными 4. Выделение необходимого диапазона данных 3.Запуск Мастера диаграмм 1.Выбор типа диаграммы 5.Форматирование и редактирование областей диаграммы Давайте еще раз внимательно посмотрим на алгоритм построения диаграмм, так как тема нашего урока Построение диаграммИ по второму заданию переписать правильную формулу в строку формул верный ответ – г) Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: научились строить диаграммы. А сейчас давайте подсчитаем количество набранных вами баллов. 6. Домашнее задание: (слайд 29) Вы видите перед собой бланки, отметьте то изображение, которое соответствует вашему настроению. | |
Просмотров: 3769 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|