Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Метод сотрудничества как технология личностно – ориентированного подхода
Метод сотрудничества как технология личностно – ориентированного подхода

Учитель информатики СОШ № 11: Кильман Н.П.

Говорили, что скоро взамен теперешних шпаргалок появятся электронные, т.е. «микромозг» величиной с косточку от вишни… которая всегда и всюду подскажет все, что окажется в данный момент необходимым. Но Пиркс не верил в это, считая – и не без оснований, - что когда появится такой аппарат, уже не нужны будут курсанты.
С.Лель. «Испытание»
Школа как образовательный институт становится тем учреждением, где каждый ученик познает не только окружающий мир, и самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность.
Одним из недостатков существующей в нашей стране классно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников школы к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения направлена на некоего усредненного ученика, которого не существует. Однако современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Сразу хочу подчеркнуть, что современный урок стал очень гиб¬ким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по фор¬мам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, и все же далеко не всегда его мож¬но назвать личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учи¬телем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обраще¬ние к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизне¬деятельности.
Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рас¬сматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, переве¬сти в соответствующее научное содержание (т.е. "окультурить") и тем самым добиться усвоения материала.
Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, что¬бы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но несколько иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, то при личностно-ориентированном обучении учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, для того, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокой степени мастерства.
Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделя¬ет сообщению материала (урок-лекция, урок-практика), фронтальным методам ра¬боты (самостоятельная, проверочная, зачетная форма выполнения заданий), то на личностно-ориентированном уроке он должен при¬нять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их лич¬ностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.
описываемый сценарий личностно-ориентированного урока изменяет:
• тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотруд¬ничеству);
• ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько ре¬зультативной, сколько процессуальной стороны учения;
• позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия (включая пробные, ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий;
• характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его цен¬ностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.
Таблица 1. Цели урока
Традиционные

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
2. Определяет учебные задания,
форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
3. Старается заинтересовать де¬тей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
4. Проводит индивидуальные заня¬тия с отстающими детьми
5. Планирует и направляет детскую деятельность по определен¬ному руслу
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Нетрадиционные

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и кон¬тролировать их соблюдение
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Личностно-ориентированный урок предполагает иную систему оценивания ученика. Это очень сложная проблема, решить которую можно лишь совместными усилиями педагогов методистов, психоло¬гов, управленцев образования.
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей.
3. Концепция воспитания.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение.
Начать применять технологию сотрудничества в школе необходимо с планировки помещения. Необходимо это по следующей причине – традиционная трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучший учеников сажают за передние парты, а галерка всегда рассматривается как нечто, что может нарушить стройное течение урока, полностью приспособлена для того, чтобы «внимать» и не отвлекаться, не общаться друг с другом. Подобные классы предназначены для того, чтобы слушать, а не работать. Именно поэтому при применении технологии сотрудничества в школе необходимо так разместить рабочие места детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, разумеется, видеть лица друг друга. Рабочие столы для этого должны стоять либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости по два стола вместе, расположив стулья по два напротив друг друга (для работы в четверках, шестерках). Стоит отметить, что подобная планировка помещения нисколько не мешает слушать, но главное направление деятельности на таких уроках – общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности.
Для организации обучения в сотрудничестве в классе, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно, приучая учеников:
• взаимодействовать в группе с любым партнером и партнерами;
• работать активно, серьезно относясь к полученному заданию;
• вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
• испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
• полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока.
Урок — та учебная ситуация, та "сценическая площадка", где не только излагаются знания, но и раскрываются, реализуются личност¬ные особенности и ученика и учителя.
Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм вза¬имодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные особенности каждого ученика, особенно старших клас¬сов (см. приложение 1.Схема анализа урока).
Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделя¬ет сообщению материала (урок-лекция, урок-практика), фронтальным методам ра¬боты (самостоятельная, проверочная, зачетная форма выполнения заданий), то на личностно-ориентированном уроке он должен при¬нять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их лич¬ностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.
Технология сотрудничества

В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трём вариантам организации работы малых групп,- общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Обучение в команде.
Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причём вся команда знала, чего достиг каждый. Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения задания всеми группами учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой группой своего конкретного задания балл выставляется один на всех. При выполнении каждым членом индивидуального задания команде выставляется сумма баллов. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.
«Пила».
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
«Учимся вместе».
Класс разбивается на однородные группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения и организации совместной деятельности. Группа получает награду в зависимости от достижения каждого ученика.

Личностно-ориентированное образование — такое образование, в котором личность ученика в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования
учитель—учебник—ученик
была со всей решительностью заменена на новую:
ученик—учебник—учитель.
В заключение отметим следующее. Выпускники большинства казахстанских школ не могут и не умеют применять полученные в школе знания на практике, в реальных ситуациях. Однако действительность требует иного – обществу нужны грамотные специалисты, умеющие работать в команде, умеющие самостоятельно находить решения проблемам и умеющие полученные решения внедрять в жизнь. Школам нужны новые методы, новые технологии обучения, с помощью которых можно воспитывать именно таких специалистов. Данной цели соответствуют указанные выше личностно-ориентированные педагогические технологии, разработанные в последние десятилетия. Технология сотрудничества позволяет школьнику не только научиться работать в группе, в команде, но и улучшить свой уровень обученности, поскольку успех всей группы напрямую зависит от успеха каждого его члена.
Категория: Компьютер-бум | Добавил: 080878 (2012-05-07) | Автор: Кильман Наталья Петровна
Просмотров: 2819 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru