ЦЕЛЬ курса «Моя информатика - 4» : 1. подготовить учащихся к ПГК в 4 классе; 2. расширить знания по информатике; 3. качественно осуществить контроль знаний учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом; 4. способствовать формированию понятий; ЗАДАЧИ курса: 1. усилить мотивацию учащихся. (Одним из источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы); 2. устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе- неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь; 3. существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с помощью новых интерактивных технологий; 4. обеспечить плавный переход от тем по информатике к темам, проходимым в 4 классе, закрепить их и повторить, используя при этом новейшие технологии, тем самым добиться улучшения результатов при сдаче ПГК. В ходе разработки данного курса были применены следующие методы исследования: - анализ психолого-педагогических, методических пособий по теме «Методика преподавания математики, русского языка, познания мира в начальных классах»; - наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах; - подбор и составление задания для компьютерного обучения с учетом пройденной программы по основным предметам, подлежащим сдаче ПГК; - экспериментальное обучение и обработка полученных данных. Ожидаемый результат: улучшение результатов при сдаче учащимися ПГК, расширение знаний по информатике, отработка навыков чтения и набора текста, развитие способностей и творческого потенциала учащихся, посредством компьютерных программ. В основу курса «Моя информатика - 4» положены три основных предмета четвертого класса, это – познание мира, математика и русский язык. В апреле 2008 года в нашей школе проходил районный семинар по теме «Роль урока в формировании компетентностей учащихся». На данном семинаре был предоставлен урок информатики – математики в 4 классе с использованием данного курса. Урок был подготовлен учителем информатики Пшеничной Е.А. и учителем начальных классов Афанасьевой О.А. Он проходил по следующему плану. ТЕМА: Арифметические действия над числами. Алгоритмы. Цель: 1 Обобщить и систематизировать знания об арифметических действиях; совершенствовать вычислительные навыки; закрепить понятия алгоритма; 2 Развитие мышления: - развитие аналитико-синтетического мышления - развитие умения делать обобщающие выводы; развитие алгоритмического мышления; - развитие умения применять знания на практике; - развивать умения правильно составлять алгоритмы; Развитие навыков учебного труда: - развитие умений работать в должном темпе - вычислять, писать. - развитие умений работать с мышью и компьютерными программами; Развитие воли и самостоятельности: - уверенности в своих силах; - развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; - развитие терпения при работе с компьютерными программами; - развитие умения действовать самостоятельно; 3 Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; терпение при работе с программами; формирование ключевой компетентности (практические навыки при изучение темы «Арифметические действия над числами. Алгоритм.» ) ОБОРУДОВАНИЕ: тренажёры, компьютеры, программа «Учимся считать»; педагогический компьютерный пакет программ «Страна Фантазия»; программа HyperTest; «эвры», карточки с названиями покупаемой недвижимости, карточки со словами. Тип урока: обобщение, систематизация знаний ХОД УРОКА: 1Орг. момент. Урок мы начнём с эпиграфа: (Презентация) Математика призвана решать не систему вычислительных умений, Она должна быть направлена на развитие мыслительных навыков. -Как вы понимаете? Какая у нас тема урока? -Что должны знать? - Что должны уметь? (Обобщение ответов обучающихся) Наш урок пройдёт необычно, пройдёт он в форме игры, которая называется «Город находчивых предпринимателей». - Кто такой предприниматель? (Ответы обуч-ся Предприниматель- человек, получающий прибыль в результате работы и использующий эту прибыль для покупки и развития нового предприятия.) - Как понимаете слово «эврика»? Уместно ли оно на нашей игре? («Эврика»- с греч. «Я нашёл!» Выражение радости, удовлетворения при выполнения задания.) Эвры (от «Эврика»)-«деньги»-баллы, получаемые за правильные ответы в процессе игры. Сегодня на уроке мы будем работать, и получать прибыль, но не в виде денег. Ваши знания будут измеряться эврами. Правильный ответ на вопрос будет для вас открытием, находкой. В данном случае единицей измерения ваших знаний будут эвры. В процессе игры вы будете выполнять задания и за их правильное решение получать эвры. - Как вы думаете, кто больше всех получит эвров?(Кто активней всех будет работать и давать правильные ответы.) В результате этой игры каждая группа получит прибыль в виде эвров, а в дальнейшем на эту прибыль сможет купить какие-то «вещи», целые «предприятия». Я думаю, что вы сегодня сделаете много открытий для себя, закрепляя свои знания, а , следовательно, станет богаче! 2 Разминка. Фронтальный опрос. -Какие числа называются натуральными? - Назовите наименьшее натуральное число? - Назовите наибольшее натуральное число? - С какой целью мы изучаем натуральные числа? - Какие действия мы выполняем с числами? - Где в жизни мы используем арифметические действия? - Как называются числа при сложении? - При вычитании? - При умножении? - При делении? - Что такое алгоритм? (Презентация) Задание на порядок действий. 3 Мы изучали различные способы выполнения действий над числами. Эти способы зависят от выполнения табличных и внетабличных случаев устных и письменных вычислений. 1) Каждый ребёнок работает с тренажёром. Взаимопроверка в группе. 2) Работа по уровням: 1группа - тестирование на компьютере(слабые) программа «Учимся считать» (по завершению работы показывает, сколько времени затрачено, сколько процентов верных ответов, в каких примерах допущены ошибки) 2 группа – работа с компьютером; Программа Paint (задание: на экране в табличках таблица умножения и разбросанные правильные ответы, необходимо вырезать ответ и переместить к нужному примеру.) 3 группа – Составь цепочку. Назовите предпринимателей нашего города. Вывод: - для чего мы отрабатываем вычислительные навыки? 3) Задача на развитие логики. У попа было 10 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Но поп принял на работу Балду. Живёт Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. Вопрос: сколько караваев хлеба экономил поп? Работа с учебником с.252№8(а, б) 3 группа – на тест на компьютер в программе HyperTest (компьютер сам выставляет оценки). Посмотрите и скажите, какое правило надо знать, чтобы правильно выполнить это задание? (выполняют по желанию каждая группа) Вывод:- какой можно сделать вывод? 4. Как любой предприниматель, вы должны решать поставленные задачи. (Решение задач.) 1 Вариант. Для занятий в детском саду в течение года каждому ребёнку нужно: Наименование Количество Цена в тенге Альбом 3 33 Набор цветной бумаги 3 36 Кисточка для красок 2 60 Коробка пластилина 1 70 Коробка цветных карандашей 1 80 Коробка аквар. красок 1 90 Клей 10 15 Сколько надо заплатить за полный набор для одного ребёнка? 2 Вариант. Проведи расчёты и определи, получила ли фирма «Лакомка» прибыль, если известно: ДОХОД ФИРМЫ: 1 Продано печенья на - 10.000 тенге. 2 Получено за подарки - 600 тенге. 3 Продано печенья в подарочной упаковке на - 2.000 тенге. Сумма: - _______________ ИЗДЕРЖКИ: 1Упаковочные материалы -300 тенге. 2 Оплата труда служащих - 6.000тенге. 3 Покупка муки - 800тенге. 4 Покупка масла, молока, сахара -1.500тенге. 5 Плата за электроэнергию - 500тенге. 6 Уборка помещения -1.000тенге. 7 Подарочная упаковка -300тенге. Сумма: - --------------------------- ПРИБЫЛЬ: 5 Решение примеров. Предпринимателям 4 «А» класса поступила телеграмма от предпринимателя Бисембаева. Чтобы её прочесть, нам нужно расшифровать. А) 2435 х 2 4870 – Чтобы 6119 х 9 55071 – переваривать 18.609 х 39 725.751 – знания 21.540 : 4 5.385 – надо 3. 618 : 18 201 – поглощать их 1.632 : 12 136 – с аппетитом Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. –Как вы понимаете? Б) Сильные уч-ся на компьютере составляют алгоритм выполнения порядка действий. (программа «Страна Фантазия») 6 Подведение итогов игры. Объясните значение фразы. Реализация заработанных эвров. Дети покупают недвижимость. Завод - 40 эв. Объяснить с какой целью делают покупку. Фирма - 30 эв. Парк - 20 эв. Яхта - 10эв. Дом - 6 эв. Гараж - 4 эв. Дача - 4 эв. 7 Д/З по выбору с252 №7 ( а. б, в) 8 Оценки за урок. 9 Рефлексия. - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось на уроке? Уважаемые коллеги! Если кого-то заинтересовал данный урок, пишите нам. Мы с радостью поделимся интересными разработками. Наш адрес: 4.jit@rambler.ru Казахстан г.Житикара ГУ «Средняя школа № 4 г.Житикары» Учитель информатики Пшеничная Е.А. и учитель начальных классов Афанасьева О.А.
|