Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
«Обобщение и систематизация знаний по информатике» Корх Анна Николаевна - учитель информатики ОСШ № 19 г. Темиртау, Карагандинской области. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, где все вещи разбросаны, и сам хозяин в ней ничего не может найти. Голова, наполненная лишь системой знаний, напоминает лавку, в которой все ящики подписаны, но в них пусто.» К. Д. Ушинский. План 1. Актуальность 2. Теоретический материал. Обобщение и систематизация: виды, типы. 3. Обобщение и систематизация знаний по информатике 1) урочная деятельность а) объяснение нового материала б) организация повторения в) уроки обобщения и систематизации знаний г) контроль знаний д) организация практических работ 2) Внеурочная деятельность а) внеклассные мероприятия б) подготовка к олимпиадам в) подготовка к конкурсам г) НОУ по информатике и другим предметам. 1. Актуальность выбранной темы. Цели системы образования как ожидаемые результаты образования в ви¬де ключевых компетентностей: компетентность разрешения проблем (самоменеджмент); информационная компетентность; коммуникативная компетентность. Информационная компетентность позволяет: - принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели; самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовы¬вать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том чис¬ле при помощи современных информационно-коммуникационных технологий; обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательст¬ва по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов); - использовать информацию для планирования и осуществления своей дея¬тельности. На реализацию этой цели, конечно, направлена вся система образования - каждый урок по любому предмету, но основная ответственность за её реализацию ложится все-таки на уроки информатики. Объем информации, которую перерабатывает ученик в школе, растет. Увеличивается нагрузка на память ученика, а поскольку память и усвоение взаимосвязаны, то усвоение материала для значительной части школьников затрудняется. Теряется связь между отдельными понятиями и теориями, знания получаются разрозненными, фрагментарными, непрочными и некачественными. Чтобы избежать такого хода событий, учитель в конце изучения каждой темы проводит заключительный урок. Как правило, это повторение пройденного материала. Этот урок преследует следующую цель: закрепление знаний и реализация дидактического принципа прочности знаний. Этой цели соответствует и методика урока повторения, которая заключается в устном опросе или беседе, по изученной теме или разделу. На таком уроке материал просто воспроизводится, как он изучался на уроках, а связи между событиями, понятиями, признаками не всегда устанавливаются. Это, как правило, сказывается на качестве знаний. Урок становится скучным, внимание учащихся рассеивается. Поэтому целесообразнее проводить уроки обобщения и систематизации, чтобы избежать тех недостатков и промахов, которые бывают на традиционных уроках повторения. Такие уроки провести очень сложно. Причины следующие: во-первых, анализ программ учебников показывает, что в них еще недостаточно отражены идеи системности знаний, на уроки обобщения и систематизации знаний или совсем не отводится времени, или лишь несколько часов в конце учебного года. Во-вторых, учителю самому очень трудно подготовить такие уроки. При подготовке к уроку обобщения и систематизации ему необходимо изучить и методически обработать большое количество литературы, принимать во внимание особенности класса, отдельных учеников, особенности данной темы. Основная дидактическая цель урока обобщения и систематизации знаний – приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами. Конечным результатом усвоения таких систем знаний является сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предметам или основами соответствующей отрасли науки. Планируя такие уроки, следует четко формулировать их цели и разрабатывать методику, не сводящуюся к однообразному и невыносимо скучному опросу. В условиях обучения по новым учебным программам и учебникам, предусматривающим повышение теоретического уровня знаний, роль уроков обобщения и систематизации повышается, что требует усиления внимания к совершенствованию их организации, структуры и методики. 2. Теоретические вопросы. Обобщение и систематизация знаний. Под обобщением в логике понимают мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему. На основе обобщения учащиеся усваивают понятия, законы, идеи, теории, т.е. отдельные знания, их системы и структуры. Под систематизацией понимают мысленную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Систематизация есть естественное свойство всякой умственной деятельности, без нее невозможно установление взаимосвязи между явлениями действительности, научное познание. В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний. В современной дидактике различают понятия «систематичность знаний» и «системность знаний». Систематичность знаний школьника означает наличие в его сознании содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний. Системность знаний учащихся характеризуется наличием в его сознании объемных связей, раскрывающих отношения между различными элементами знаний внутри теории. Системность знаний ученика свидетельствует о том, что он осознает статус каждого элемента знаний в теории. Характерная особенность эмпирического мышления состоит в том, что оно отражает только внешние связи явлений. Не проникая в сущности этих явлений. Этим типом мышления мы пользуемся в обыденной жизни. Теоретическое мышление отражает внутренние связи объектов и законы их развития, которые используют научный поиск. Поэтому теоретическое мышление называют еще научным мышлением. Эмпирическому мышлению свойственен в основном индуктивный путь познания. Теоретическому - дедуктивный. Путь эмпирического мышления - восхождение от конкретного к абстрактному, теоретического - от абстрактного к конкретному. Индуктивные обобщения. Анализ и сравнение - абстрагирование - обобщение. Методическая схема подведения школьников к таким обобщениям содержит следующие действия: 1. Мотивация деятельности и постановка целей обобщения. 2. Вариация несущественных признаков при постоянстве существенных примеры должны охватить по возможности все вариации несущественных признаков, в противном случае ученики часто принимают несущественные за существенные и наоборот. 3. Поиск общего на основе конкретных примеров. 4. Вывод в соответствии с поставленной целью Схема индуктивных обобщений: • Сопоставить заданные предметы. • Выделить в них общие существенные признаки • Сформулировать общие признаки в виде первого вывода (1 фаза). • Сопоставить те же предметы. • Выделить несущественные признаки и определить границы их варьирования. • Сформулировать вывод. • Обобщить несущественные признаки Дедуктивные обобщения Если в индуктивных обобщениях общий признак неизвестен, его ищут, то в дедуктивных его знают заранее и требуют распознать этот признак в предложенных объектах. Психологи называют такие задачи задачами на подведение под понятия или на распознавание. Например, после усвоения понятия система счисления ученики должны научиться безошибочно находить по записи числа систему счисления и наоборот, или после изучения темы «файлы» распознавать графические, текстовые и т. д. Примером дедуктивного обобщения может послужить классификация моделей в учебнике Информатика В настоящее время школьные методики обучения основаны на закономерностях эмпирических обобщений стихийно. Далеко не у всех школьников и вовсе не лучшим экономным путем. Как построить содержательное обобщение материала? Покажем на примере методики обучения решению задач. При эмпирическом обобщении ученикам предлагают решать большую серию однотипных задач. Если следовать требованиям содержательных обобщений, то, прежде всего, нужно выделить опорную, условную задачу, клеточку данного типа. После этого необходимо научить школьников решать эту единственную задачу особым способом. Когда ученики проанализируют существенные связи условия задачи и принципы решения задач подобного типа, то они будут уметь решать все аналогичные задачи. Подводя их условие под известный им теперь общий способ действия. Таким образом, уже на первой типовой задаче ученики усваивают все необходимые главные знания о типовых особенностях задач, способе их решения, принципах вариации несущественного в задаче, учатся придумывать аналогичные задачи, переносить на них усвоенный способ решения, распознавать задачи определенного типа. Итак, одним из характерных признаков теоретического мышления является способность к такому анализу, который, будучи выполненным, на примере какого либо конкретного события или на одной задаче, вскрывает внутреннюю связь, лежащую в основе многих частных проявлений этого события или этой задачи. Решая задачу: « Найдите количество нулей в линейной таблице А [1..10] учащиеся уясняют существенный момент в условии задачи: таблица из 10 элементов, возможно содержащая нули. Поэтому можно применить алгоритм нахождения количества элементов обладающих свойствами. Схема обучения школьников решению задач с применением содержательных обобщений: 1. Выделение основных типов задач; 2. Выделение в каждом типе одной, двух узловых, опорных, наиболее типичных задач, моделей; 3. Решение опорных задач; 4. Составление схемы, алгоритма решения; 5. Определение общего подхода, уяснение типовых особенностей задач данного вида; 6. Установление границ изменения несущественного в задачах, составление аналогичных задач, обратных и других. Какой тип обобщения выбрать в данной конкретной ситуации зависит от учителя, его мастерства, творчества, отталкиваясь от поставленных на данном этапе целей, опираясь на ранее сформированные навыки и умения учащихся. Но как и в любом деле при организации обобщения и систематизации знаний не нужно «перегибать палку», планируя такие уроки помните слова Ушинского: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, где все вещи разбросаны, и сам хозяин в ней ничего не может найти. Голова, наполненная лишь системой знаний, напоминает лавку, в которой все ящики подписаны, но в них пусто». 3. Обобщение и систематизация знаний по информатике. а) Уроки объяснения нового материала. Обобщение и систематизация знаний, особенно по информатике, будет эффективным, если работа в этом направлении будет вестись целенаправленно, методично, на всех этапах обучения. Первый этап любого обучения, это, конечно же, изучение нового материала. Материал должен быть представлен таким образом, чтобы его легко можно было систематизировать, классифицировать. При этом на уроке не целесообразно составлять подробные схемы, заполнять таблицы т.к. этот процесс достаточно трудоемкий и занимает много времени, а на уроках информатики, как известно необходимо еще успеть сформировать навыки практической работы по тем или иным разделам программы. Поэтому наиболее эффективным методом, по моему мнению, является составление в классе начальной схемы или таблицы с указанием ключевых слов, а более подробный конспект учащиеся составляют дома самостоятельно используя учебник, справочную систему и любую другую литературу. Мной разработаны уроки объяснения нового материала с применением схем и таблиц по многим темам (см. приложение). Положительные моменты данного метода: Материал легко систематизируется; Легко запоминается; Объяснение не занимает много времени на уроке; У учащихся есть возможность проявить себя творчески (изучая дополнительную литературу) Больше времени учащиеся уделяют изучению теоретического материала (конспект, схема, таблица обязательно проверяются, комментируются, оцениваются) Учащиеся учатся самостоятельно «добывать», дополнять информацию, что наиболее актуально для предмета информатика, т.к. развитие компьютерных технологий требует постоянного самосовершенствования. Отрицательные моменты данного метода. Они характерны только для учащихся находящихся на рефлекторном уровне обучения, т.к. они самостоятельно не могут выбрать необходимую информацию, затрудняются обобщить полученный материал, сделать выводы. Для таких учащихся подготавливается «информационный минимум» в виде методического пособия или лабораторного практикума с подробным описанием необходимых действий. б) Организация повторения. Неотъемлемой частью процесса обучения является повторение пройденного. Рассматривая процесс повторения как неотъемлемую часть систематизации и обобщения знаний необходимо повторять не отдельные элементы, а структуру в целом, детализируя некоторые моменты, причем различные на разных этапах повторения. Рекомендуется такое повторение проводить перед продолжением объяснения нового материала, уточняя детали, конкретизируя уже в процессе работы над новой темой. Мной также разработаны ряд последовательных уроков организации повторения по указанной схеме (см. приложение) в)Современный урок систематизации и обобщения знаний учащихся. В процессе обучения информатике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация. Необходимо отметить, что урок систематизации и обобщения знания является сравнительно молодым типом урока, и зачастую преподаватели проводят его, используя традиционные методы обучения. В настоящее время необходимо осуществлять переход от информационно – объяснительных методов обучения к деятельностным, развивающим методам. Формирование и развитие личности в процессе обучения должно происходить через организацию его деятельности, а в центре обучения должен находиться сам обучающийся – его мотивы, цели и способности. Современные методы обучения должны предполагать переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – оформил свою мысль – применил полученные знания в жизни». Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с современным уроком обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам. № п.п. Сравниваемые признаки Традиционный урок повторения-обобщения Современный урок обобщения и систематизации знаний 1 Учебные цели урока 1) повторить и закрепить пройденный материал; 2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде. 1) актуализировать зна¬ния учащихся; 2) углубить полученные знания; 3) обобщить знания; 4) систематизировать прикладные и фундамен¬тальные знания. 2 Развивающие цели урока Развить умения: 1) группировать объекты; 2) выделять сходства и различия между ними; 3) приводить знания в систему. 1) устанавливать связи внутри понятий, теорий, законов, информационной картины мира; 2) выделять существен¬ные признаки изучаемых явлений, понятий; 3) устанавливать причинно-следственные связи между ними. 3 В основе систематизации Изучение учебного материала с последующим заполнением таблиц и составлением схем. Анализ полученных результатов, выраженный в виде клас¬сификации и выводов. 4 Способ представления знаний Знание представляется в рядоположенном перечне элементов изучаемого материала. Знание представляется в соответствии с его познавательным значением. 5 Форма работы на уроке Обзорные лекции, уроки-семинары. 1) итоговые беседы; 2) семинарские занятия обобщающего характера; 3) уроки-конференции; 4) просмотр учебных и научно-популярных фильмов; 5) круглый стол; 6 Форма обучения Информационно-объяснительное обучение. Деятельностное, развивающее обучение. 7 Время организации урока В конце изучения темы или раздела курса. На любом этапе изучения темы. Данная таблица демонстрирует преимущества современного урока и свидетельствует о необходимости пересмотра традиционных методов обучения. Организация современного урока систематизации и обобщения требует тщательной и трудоёмкой подготовки учителя. Для того чтобы на уроке систематизации и обобщения знаний достичь высоких результатов и повысить эффективность работы учащихся, урок необходимо построить технологично. Чёткое планирование ожидаемого результата деятельности учащихся может привести к высокой результативности учебно-воспитательного процесса. г) Осуществление контроля. Для успешного планирования коррекционной работы с учащимися и объективного оценивания полученных знаний необходимо осуществлять грамотный поэтапный контроль. Любой контроль знаний проводится не только с целью проверить знания учащихся, выявить пробелы в знаниях, но и обобщить и систематизировать знания. В курсе информатики необходимо вести контроль в двух направлениях: контролировать уровень сформированности навыков практической работы, уровень усвоения теоретического материла. Контроль усвоения теоретического материала осуществляется с помощью тестов. Тесты представлены в тест – системе. Тест – система – специальная программа, позволяющая провести тестирование на компьютере. Программа тестирования в начале работы проводит регистрацию тестируемого для последующего сохранения в памяти компьютера всех результатов и выдает на экран вопросы с вариантами ответов. По окончании тестирования выдается полная статистическая информация о результатах прошедшего испытания. Вопросы в тест систему вносит преподаватель. База данных может пополняться. Учитывается уровень сложности. Предусмотрена возможность вставки рисунков. Например, в базу занесено 70 вопросов, из них 25 сложных. Задаются параметры, задать учащемуся 20 обычных вопросов и 10 сложных. Тест система случайным образом из всей базы выбирает 20 обычных и 10 сложных вопросов. Для другого ученика, естественно будут выбраны другие вопросы и в другом порядке. Возможность пополнения БД вопросов позволяет осуществлять контроль поэтапно. После прохождения первых тем определенного блока создается первичная база, состоящая только из вопросов по определенным темам. Затем после прохождения следующих тем, база пополняется, вопросы по новой теме отмечаются как сложные, количество вопросов на повторение варьируется преподавателем. В результате после прохождения всего блока получается готовая очень полная база вопросов. д) организация практических работ. Как уже было отмечено, освоение курса информатики идет в двух основных аспектах: формирование навыка практической работы за компьютером и усвоение основных теоретических понятий. Так как в результате обучения наиболее главным при профессиональном определении, применении компьютера на практике, является все-таки сформированность практических навыков работы, особое внимание следует уделять составлению практических работ – заданий, которые выполняют учащиеся после усвоения теоретического материала, для применения полученных знаний на практике. С точки зрения обобщения и систематизации знаний при составлении практических работ необходимо соблюдать следующее: • Задания должны охватывать все темы курса – примерно 50% - по новой теме, 50% по предыдущим темам. • Сами задания должны нести содержательную информацию по теме, например, работая в текстовом редакторе MSWord по теме форматирование текста – текст практического задания – кратко изложенный теоретический материал по данной теме, при изучении электронных таблиц MS Excel, по темам обработка данных, форматирование рабочих листов, заполнение электронных таблиц – практические задания содержат текст по теории электронных таблиц. • Включать задания по ранее изученным программам, например, при изучении электронных таблиц, практическое задание может быть набрано в текстовом редакторе Word, при изучении базы данных MS Access, исходная база данных может быть набрана в электронных таблицах. 2. Внеурочная деятельность а) внеклассные мероприятия б) подготовка к олимпиадам в) подготовка к конкурсам г) НОУ по информатике и другим предметам. Завершающим этапом обобщения и систематизации знаний является их применение на практике, особенно в нестандартной ситуации. При проведении интегрированных, бинарных уроков такая ситуация создается искусственно, что не позволяет учащимся раскрыться в полной мере. Наиболее эффективной формой в данном случае являются внеклассные мероприятия: вечера, КВН, конференции, турниры знатоков, предметные недели, экскурсии, участие в Интернет-проектах. Все это можно проводить как в рамках недели информатики в школе, так и как отдельные мероприятия на протяжении учебного года. Внеклассная работа учителя информатики по предмету позволяет приобщить школьников к миру современной техники, формировать информационную культуру, поддерживать интерес к предмету, расширять кругозор и осуществлять пропедевтику среди учащихся, которые еще не приступили к изучению школьного курса информатики. Внеклассная работа имеет свою специфику и отличается от уроков информатики организационно и методически. Особенности внеклассной работы: 1. Возможность привлекать к участию в мероприятиях учащихся, не изучающих информатику. 2. Возможность заинтересовать учащихся новой информацией и научить работать в группе, умению слушать и слышать товарищей по команде, научить диалогу и пониманию. 3. Добровольность участия в мероприятии. 4. Малое количество пособий и литературы для данного направления. Для проведения внеклассных мероприятий целесообразно использовать приемы игры. Мировой практикой давно признано, что уникальным педагогическим средством является игра, которая носит обучающий и развивающий характер. Поэтому считаю, что развитие внеклассной работы по информатике с включением интеллектуальных игр является одной из перспективных форм работы в школе, способной развивать не только ученика, но и саму систему образования. Вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету поможет учащимся преодолеть инертность, раскрыть себя, позволит: • научиться принимать решения и, может, даже неординарные; • развить творческий подход в реализации различных задач; • считаться с мнением других и уметь в случае необходимости настоять на своем, если считаешь его более правильным в данной ситуации; • достойно выигрывать и проигрывать; • радоваться не только собственным успехам, но и достижениям других. | |
Просмотров: 3403 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|