Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Щербаков В.А. учитель высшей категории СОШ № 21 города Уральска Новая система организации современного общества воспринимает человека как уникальность, как единственный источник продуктивного действия. Поэтому на смену классической модели образования (знания-умения-навыки), должна прийти другая, где человек в центре. Результатом образования будет гибкий проектно – ориентированный интеллект. Наши ученики должны овладеть интеллектуальными стратегиями и использовать знания для решения различный проблем. Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым перед педагогами республики поставлены задача по их реализации. Одной из форм реализации является переход к модели 12- летнего образования. По мнению психологов, интерес к обучению - один из доминирующих мотивов учения. На современном этапе реформирования системы образования в педагогике вновь возникла потребность в пересмотре отношения учителей к познавательному интересу. Обращение общества к личности обуславливает более внимательное изучение индивидуальных особенностей интереса у каждого человека, заинтересованность в самореализации, в нахождении полного применения его склонностям, способностям и интересам. В связи с этим, одной из главных целей изучения предмета “Информатика ” на этапе перехода к 12 летнему обучению является развитие познавательной активности учащихся. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Но развитие познавательной активности не мыслимо без развития познавательного интереса. Рассмотрим факторы, формирующие познавательную активность учащихся: Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Иногда от учеников можно услышать фразу: “Зачем мне нужна информатика? Я не собираюсь быть тем-то или тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, табличный процессор и т.д.). Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится, фактически, бытовым прибором, а вместе с ним теряет и мотивационную силу. Появление очень большого количества программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность —> Интерес —> Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. При переходе к 12-летней модели обучения , необходимо учесть то, что возраст учащихся при обучении значительно снижается. Поэтому при подготовке и проведении уроков, особенно на начальных этапах обучения необходимо обязательно включать элементы «игры». Сейчас в Казахстане очень высоким является процент владения компьютером среди учащихся младших классов. Каждый ученик свободно ориентируется во всемирной сети. Задачей учителя является донесение новых знаний на основе начальных информационных базовых знаний. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером. Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей. Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне. Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах. Если в обычной модели обучения, учителя сталкивались чаще всего с 1 и 2 этапом, то сейчас наиболее востребованными являются 3 и 4 этапы. Все больше учащихся стремится участвовать в различных олимпиадах и конкурсах по предмету информатика. Широкое распространение получает практика дистанционных олимпиад и конкурсов. Поэтому процент участия школьников города в них достаточно высок. В нашем МО информатики, разработаны олимпиады и конкурсы , позволяющие выявить всесторонне развитых , одаренных учащихся. Участие в городских олимпиадах и различных конкурсах значительно повышают познавательный интерес как у самих участников, так и у других учащихся. Дети начинают рассматривать предмет более детально и серьезно. Поэтому для наших учеников на базе школы проводятся школьные конкурсы по предмету. В дополнение к общегородским мы проводим следующие конкурсы: • «Мастер печати» (7,8 класс), выявляем учащихся, обладающий высокой скоростью печати • «Моя школа» (9,10 класс), конкурс посвященный дню рождения школы. Конкурс выполняется с помощью графических возможностей текстового редактора • «Графические возможности DELPHI» - 11 класс • Конкурс презентаций «Моя будующая профессия» Для развития познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде: • презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо); • компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал); • интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки); • графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК); • видео или мультипликационных фильмов (и нет ничего зазорного в том, чтобы ученик, например, 11-го класса смотрел на уроке мультфильм, если он несёт в себе, хоть какой-то образовательный смысл). Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать? Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан. Наконец, для развития познавательной деятельности при изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью изучаемого языка программирования, выполняющих потрясающие действия: небольшой конструктор, позволяющий собрать домик, снеговика и другие картинки, воспроизводящих мелодию и др. После такой демонстрации у части школьников возникает желание самим создать не только что-то подобное, а во много раз лучшее произведение программистского искусства. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся. Для повышени познавательного интереса на уроках информатики в нашей школе используются интегрированные уроки Общие задачи интеграции выстроились следующим образом: • создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира; • активизировать знания учащихся, полученные по предмету “Информатика” в практической ситуации; • познакомить детей с различными применениями полученных знаний, умений и навыков; • умножить знания в области названных предметов; • развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины. Уровни интеграции могут быть различными. Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться 1,5-2 академических часа. Как правило, такой урок помимо обширного теоретического материала предполагает объемную по продолжительности практическую работу. В своей практике мы проводим интегрированные уроки двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делился в то же время на две части, одну из которых вел учитель математики, а вторую – учитель информатики. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета. Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения. Предполагаемые формы интеграции позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, мы добиваемся активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс. Для повышения познавательной активности учащихся, а также с целью формирования навыка взаимосотрудничества, при проведении практической работы используется в основном групповая или коллективная форма организации деятельности учащихся. Это не только позволяет каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, воспитывает взаимоуважение и чувство товарищества, но и позволяет уплотнить урок за счет экономии времени. Кроме того, работа в группах позволяет учащимся рассмотреть поставленную перед ними задачу с разных точек зрения, а значит, выполнить ее более разносторонне, чем при выполнении аналогичной работы индивидуально. Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения. Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов,или при подготовке к единому национальному тестированию , а также на проведение внеклассных мероприятий по данному направлению. Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности. Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни. Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации. В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель -ученик, ученик - ученик) и новую нестандартную. С учетом, того , что преподаватели информатики имеют вторую специальность, проблема подготовки и проведения интерактивных уроков не стоит. Преподавтель информатики может сам провести его или оказать помощь учителю предметнику. В заключении хочу сказать, что несмотря на сокращение часов информатики, данный предмет является очень важным в процессе обучения. Учителя информатики являются проводниками в информационное пространство[b] | |
Просмотров: 3351 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|