Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
Работа над развитием учебно-познавательной компетентности на уроках информатики Учебно-познавательная компетенция является одной из важных компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, умением владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. При каких условиях формируется учебно-познавательная компетенция учащихся на уроках информатики? Прежде всего, это умение учащихся организовывать свою деятельность, которая предполагает умение ученика самостоятельно ставить цели в процессе учебной деятельности, определять задачи для достижения цели, планировать свою деятельность - намечать содержание своей деятельности (что для этого я должен сделать?), средства, методы, примеры, решения задач (как я буду это делать?). Формирование культуры самоорганизации деятельности школьников на уроках информатики имеет некоторые преимущества, в виду особенностей самого предмета: • наличие персонального компьютера, которое позволяет выполнять работу индивидуально, самостоятельно; • выполнение различных видов деятельности (работа с информацией); • наличие содержательных специфических линий: моделирование и формализация, алгоритмизация и программирование. Которые формируют умения моделировать, проектировать, планировать. Проиллюстрировать сказанное можно на примере практических заданий выполняемых на персональном компьютере. Их организацию можно представить по следующей схеме: ЗАДАНИЕ Включает цели и задачи для выполнения. Дается учителем. АЛГОРИТМ ИСПОЛНЕНИЯ Подбирается самостоятельно учениками. На этом этапе учащиеся самостоятельно, в оптимальном для них темпе, шаг за шагом, решают подзадачи, которые в итоге приводят к решению поставленной учителем задачи. На уроках информатики удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильной постановке условий заданий для работы с компьютером, учащиеся испытывают состояние власти над “умной машиной”. Это придает им уверенности, у школьников возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для создания на уроках информатики такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие ученики начинают выполнять роль помощников учителя (план Трампа). Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели. А фактор обмена знаниями: передачи знаний от более компетентных менее компетентным учащимся начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся. При достаточном резерве времени можно устраивать обсуждение выполненных заданий. Обсудив – выбрать наиболее оптимальный вариант. Так, например, в старших классах учащиеся разрабатывают проекты по теме: “Презентации PowerPoint”. Работа проводится индивидуально или в группах. Ученики самостоятельно подбирают тему, справочную информацию, графику, фотографии, звук, видео. Самостоятельно разрабатывают презентации, а затем защищают их на уроке-конференции. Надо отметить, что работают ученики увлеченно – охватывают ряд программ не входящих в курс программы средней школы (обработка звука, графики, видео). Знания, усвоенные по этой теме, помогают им в дальнейшем выстраивать свои выступления практически по всем предметам. На протяжении нескольких лет ученики старших классов успешно применяют электронные презентации участвуя в школьных, городских, областных мероприятиях и конкурсах. Развитие учебно-познавательной компетентности у учащихся осуществляется применением метода проектов. Несколько слов об этом методе. Метод проектов – это форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. Работа над проектом предполагает определенную систему деятельности для достижения конкретной цели. Учебным проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное необходимо делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется в определенный срок. На основе этого метода мной был разработан план обучения объектно-ориентированному программированию, который успешно применялся в нашей школе для профильного обучения старшеклассников. Использование этого курса позволяло ученикам школы участвовать в олимпиадах по информатике и занимать призовые места. За два выпуска профильного обучения ребятами были созданы экзаменационные проекты на языке Visual Basic, часть из которых представляло собой обучающие программы по различным предметам: тестирующая оболочка «Проверка знаний английского языка»; программа словарь-переводчик «Тілашар» - Развитие языка. Казахский язык»; тестирующая оболочка «Пробное тестирование»; электронные учебники «Астрономия», «Стили речи. Русский язык», «Серебряный век в искусстве. Литература». Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека. В завершении хочется сказать, что использование любых видов проектов как на уроке, так и вне его повышает интерес у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса, что способствует формированию и развитию учебно-познавательной компетентности. Литература: 1. Методы автоматического анализа и синтеза текста — Минск, 1985. 2. Введение в теорию и методику обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Лапчик М.П. — Омск, издательство ОмГПУ, 2000г. —188 с. 3. Мысли и изречения. Балашов Л. Е.. М.: 2011г. — 194 с. 4. Информатика 9-11 классы. “Проектная деятельность учащихся». Ларина Э.С. — Волгоград, издательство «Учитель», 2009г — 226 с. 5. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». // http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html | |
Просмотров: 1737 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|