Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум

Работа над развитием учебно-познавательной компетентности на уроках информатики.
Работа над развитием учебно-познавательной компетентности на уроках информатики


Учебно-познавательная компетенция является одной из важных компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности.

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, умением владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

При каких условиях формируется учебно-познавательная компетенция учащихся на уроках информатики?

Прежде всего, это умение учащихся организовывать свою деятельность, которая предполагает умение ученика самостоятельно ставить цели в процессе учебной деятельности, определять задачи для достижения цели, планировать свою деятельность - намечать содержание своей деятельности (что для этого я должен сделать?), средства, методы, примеры, решения задач (как я буду это делать?).
Формирование культуры самоорганизации деятельности школьников на уроках информатики имеет некоторые преимущества, в виду особенностей самого предмета:

• наличие персонального компьютера, которое позволяет выполнять работу индивидуально, самостоятельно;
• выполнение различных видов деятельности (работа с информацией);
• наличие содержательных специфических линий: моделирование и формализация, алгоритмизация и программирование. Которые формируют умения моделировать, проектировать, планировать.

Проиллюстрировать сказанное можно на примере практических заданий выполняемых на персональном компьютере. Их организацию можно представить по следующей схеме:

ЗАДАНИЕ

Включает цели и задачи для выполнения. Дается учителем.


АЛГОРИТМ ИСПОЛНЕНИЯ

Подбирается самостоятельно учениками.
На этом этапе учащиеся самостоятельно, в оптимальном для них темпе,
шаг за шагом, решают подзадачи, которые в итоге приводят к решению поставленной учителем задачи.


На уроках информатики удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение.
Обучение школьников в условиях постоянного доступа к ЭВМ обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что при правильной постановке условий заданий для работы с компьютером, учащиеся испытывают состояние власти над “умной машиной”. Это придает им уверенности, у школьников возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для создания на уроках информатики такой организации обучения и контроля знаний, при которой наиболее успешно работающие ученики начинают выполнять роль помощников учителя (план Трампа). Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели. А фактор обмена знаниями: передачи знаний от более компетентных менее компетентным учащимся начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.

При достаточном резерве времени можно устраивать обсуждение выполненных заданий. Обсудив – выбрать наиболее оптимальный вариант. Так, например, в старших классах учащиеся разрабатывают проекты по теме: “Презентации PowerPoint”. Работа проводится индивидуально или в группах. Ученики самостоятельно подбирают тему, справочную информацию, графику, фотографии, звук, видео. Самостоятельно разрабатывают презентации, а затем защищают их на уроке-конференции.
Надо отметить, что работают ученики увлеченно – охватывают ряд программ не входящих в курс программы средней школы (обработка звука, графики, видео). Знания, усвоенные по этой теме, помогают им в дальнейшем выстраивать свои выступления практически по всем предметам.
На протяжении нескольких лет ученики старших классов успешно применяют электронные презентации участвуя в школьных, городских, областных мероприятиях и конкурсах.

Развитие учебно-познавательной компетентности у учащихся осуществляется применением метода проектов. Несколько слов об этом методе.

Метод проектов – это форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта.

Работа над проектом предполагает определенную систему деятельности для достижения конкретной цели. Учебным проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное необходимо делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется в определенный срок.

На основе этого метода мной был разработан план обучения объектно-ориентированному программированию, который успешно применялся в нашей школе для профильного обучения старшеклассников. Использование этого курса позволяло ученикам школы участвовать в олимпиадах по информатике и занимать призовые места. За два выпуска профильного обучения ребятами были созданы экзаменационные проекты на языке Visual Basic, часть из которых представляло собой обучающие программы по различным предметам: тестирующая оболочка «Проверка знаний английского языка»; программа словарь-переводчик «Тілашар» - Развитие языка. Казахский язык»; тестирующая оболочка «Пробное тестирование»; электронные учебники «Астрономия», «Стили речи. Русский язык», «Серебряный век в искусстве. Литература».

Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека.

В завершении хочется сказать, что использование любых видов проектов как на уроке, так и вне его повышает интерес у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса, что способствует формированию и развитию учебно-познавательной компетентности.

Литература:


1. Методы автоматического анализа и синтеза текста — Минск, 1985.
2. Введение в теорию и методику обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Лапчик М.П. — Омск, издательство ОмГПУ, 2000г. —188 с.
3. Мысли и изречения. Балашов Л. Е.. М.: 2011г. — 194 с.
4. Информатика 9-11 классы. “Проектная деятельность учащихся». Ларина Э.С. — Волгоград, издательство «Учитель», 2009г — 226 с.
5. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». // http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
Категория: Компьютер-бум | Добавил: Дубовицкая (2013-01-08)
Просмотров: 1722 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru