Главная » Статьи » В помощь учителю » Компьютер-бум |
С. Т. Абуова,
учитель математики ГУ «Средняя школа № 97» Ауэзовского района г. Алматы В условиях модернизации образования в Республике Казахстан проблема развития педагогического творчества учителя и повышения его профессионального мастерства приобрела особую актуальность, потому что без активного педагогического поиска учителей, без их творческого саморазвития невозможно поднять учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники приобретает важное значение и проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями. Применение этих технологий в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью обучения математике с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются субъект-субъектные отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. В системе такого обучения различают два типа деятельности — обучающий и учебный. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; также данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. На протяжении 5 лет я работаю над методической темой «Компьютерные технологии обучения математике», участвую в работе семинаров и педсоветов по данной тематике. Все это позволило мне сформировать свой взгляд на необходимость использования компьютера на уроках математики. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера: – расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; – привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок; – развитие познавательных способностей учащихся; – интегрированное обучение предмету; – развитие у учащихся мотивации к обучению. При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля знаний. Педагогические наблюдения, анализ промежуточных результатов использования компьютера в урочной деятельности и анкетирование учащихся, показали, что целенаправленно используемые информационные коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают уровень индивидуализации обучения. При обучении математике я использую следующие формы организации деятельности с использованием компьютера: • индивидуальная работа с обучающей системой; • создание и использование на уроке презентаций; • автоматические системы тестирования; • игровые формы, конкурсы, викторины; • учет успеваемости учащихся; использование Интернета. Использование электронных учебников позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы, их можно использовать фактически на любом этапе урока. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого общеобразовательного предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самостоятельного выполнения, самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя. Я использую обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы. Также применяю обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи дифференцируются по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем. Работая с обучающей программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. В настоящее время также разработано много различных программ для создания тестов, которые может использовать любой учитель. Я использую программу ADSoft Tester. Это пакет программ, предназначенный для проведения тестирования как с целью выявления знаний учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей. С помощью пакета можно легко создавать тесты по любым предметам школьной программы, используя при этом различные шрифты, формулы, схемы, таблицы, HTML документы. Пакет черезвычайно прост в установке. Создавать тесты очень легко – это может делать даже преподаватель, плохо владеющий компьютером. Тестовые вопросы могут быть нескольких типов: одиночный выбор, множественный выбор, сопоставление, самостоятельный ответ. Одиночный выбор подразумевает один верный ответ из предложенного списка. Множественный выбор предполагает несколько верных ответов, причем баллы ученику засчитаются лишь в том случае, если он отметит все верные варианты. Вопрос на сопоставление включает две половины, элементы в первой половине должны соответствовать элементам во второй половине. Вопрос с самостоятельным ответом предполагает, что ученик сам должен ввести ответ с клавиатуры. В список ответов составитель должен включить все возможные верные варианты. По материалам базы тестовых заданий формируются тесты: входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля. Входные, промежуточные и итоговые тесты включают в себя 20 заданий, продолжительность выполнения теста – 40 минут. Каждый тест текущего контроля, рассчитанный на 10-12 минут, состоит из 5-6 заданий, позволяет проверить уровень подготовки учащихся по определенной теме одного или двух уроков. Так как в тесте всего 5-6 вопросов, то одно тестирование не является показателем успеха. Бывает много случайностей, и увидеть действительный результат можно, оценивая сразу несколько тестирований. Поэтому, после тестирования каждый ученик заполняет таблицу, в ней фиксируются дата, время и тема тестирования, номера не усвоенных разделов темы, сумма баллов набранных за все выполненные тесты. Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым для достижения намеченных результатов. Кроме того, при создании базы тестовых заданий я специально подбираю варианты ответов на тестовые задания таким образом, что каждый ответ отражает одну из типичных ошибок, поэтому, проанализировав выбор неправильных ответов, можно выявить ошибки, которые совершает каждый ученик в процессе решения тестового задания. Хочется отметить, что эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. На уроке учащиеся показывают высокую активность. Все виды самостоятельных работ выполняются на требуемом уровне и оцениваются моментально. Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении. "Учитель Алматы", № 4, 2008 г.
| |
Просмотров: 4666 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|