Грозит ли детям игромания? Сегодня практически каждый школьник имеет в своем арсенале компьютер. Родители, как правило, легко соглашаются на это приобретение. Ребенок меньше бездельничает, осваивает различные программы, без компьютера сегодня никуда – так думают большинство взрослых. А вот как школьники проводят время за компьютером, в какие игры они играют, родители порой не задумываются. Действительно ли все компьютерные игры являются развивающими, сколько нужно играть и как, чтобы не стать игроманом и не попасть в компьютерную зависимость? Мы решили провести исследование среди школьников нашего города. Для анализа игровой зависимости учащихся было проведено анкетирование – тест по диагностике игровой зависимости. Для исследования мы предложили 20 вопросов школьникам и 20 вопросов родителям. В опросе приняли участие 20 школ города. Исследования показали, что 90% школьников не являются игроманами, на 8% школьников в данный период компьютерные игры оказывают большое влияние и 2% нуждаются в рекомендациях психолога. Для того чтобы выяснить, так ли страшна эта проблема для психики ребенка и определить методы борьбы с игроманией, мы обратились к врачу-психотерапевту городского наркологического диспансера Сергеевой Н.В. Она рассказала о своих исследованиях в поведении взрослых игроманов, о том, какие подростки наиболее уязвимы для воздействия компьютерных игр. Она подчеркнула, что у завзятых игроманов чаще всего повышенный уровень агрессивности, слабый аппетит и проблемы в учебе. По результатам исследования проблемы игромании для школьных психологов и заместителей директоров школ по воспитательной работе сотрудниками Учебно-компьютерного центра «Интеллект» был проведен семинар. На семинаре были разобраны виды компьютерных игр по степени влияния на психологию играющего. В результате выяснилось, что наибольшее влияние оказывают ролевые игры, где подросток принимает на себя роль компьютерного персонажа, полностью отождествляет себя с героем. Участникам семинара мы рассказали, каковы особенности поведения игромана, на что обратить пристальное внимание: если ребенок ежедневно, без пропусков играет на компьютере, ему трудно оставить игру незавершенной, ребенок забывает про уроки, домашние обязанности и прием пищи. Именно такое тотальное увлечение компьютерными играми представляет наибольшую опасность для нормального функционирования психики человека и его взаимоотношений с собой и окружающими. Так сколько же и как играть в компьютерные игры? Запретить игры на компьютерах совсем? Конечно, нет. По поводу допустимой продолжительности игровых сеансов возможны следующие рекомендации. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Если с учебой не все в порядке, продолжительность игр снижа¬ется до минимальной (45 минут в неделю). Время для компьютерных игр выделяется только за счет просмотра телепередач. Ни в коем случае нельзя «отдыхать» от компьютера перед телевизором. Средняя продолжительность работы с компью¬тером в неделю примерно равна классу, в котором учится школьник. Для первоклассников это один час, разбитый на сеансы по 20-30 минут. Для учащихся пятого класса - пять кратких разминок с аркадными играми по 15-20 минут и 1-2 продолжительных сеанса в выходные дни со стратегическими или приклю¬ченческими играми. Структура времени использования компьютера старшеклассниками несколько иная. Они нередко рабо¬тают с компьютером до 10-12 часов в неделю, но, кроме игровых, у них появляются практические задачи, такие как изучение мультимедийных энциклопедий, сбор информации в Интернете, работы по обслуживанию ком¬пьютера, а в некоторых случаях и программирование. Если отдельный эпизод напряженной игры длится 3-5 минут, то в такую игру могут играть младшие школьники. Если отдель¬ный эпизод может затянуться до получаса, то в такую игру стоит играть только старшеклассникам. Прерывать игру ребенка до завершения эпизода не стоит - человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела. Подводя итоги, можно отметить, что необходимо контролировать выбор вида игры, содержание игры, продолжительность сеанса. Тогда дети смогут играть в компьютерные игры без вредных последствий. Методисты учебно-компьютерного центра «Интеллект» г.Семей – Нигматуллина А.Р., Берникова Л.Л. Литература 1. Симонович С., Евсеев Г. Занимательный компьютер. – М., АСТ пресс, 1998. 2. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39. 2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. 3. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 5. Ссылки сети Internet: it-n.ru - Сеть творческих учителей, detmir.ru – Компьютерные игры для детей, playfuns.com – Играй весело, solnet.ee – Детский портал «Солнышко».
|