Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
« Аудирование как цель и как средство обучения» В реальном общении нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности? Это происходит, когда мы слушаем: различные объявления; новости радио и телевидения; различные инструкции и поручения; лекции, рассказы собеседников; актеров в пьесах и кино; телефон и др. Часто помимо восприятия речи со слуха мы выполняем и другие действия – наблюдаем, говорим, пишем и т.д., но как правило, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать то, что слышишь. На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Провести четкую грань в данном случае очень непросто. Даже термин «устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования , так и навыки говорения. Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что помимо таких трудностей как одноразовость предъявления, индивидуальные особенности речи говорящего, существует целый ряд объективных сложностей с первого раза. Рассмотрим их подробнее. Объективные трудности при аудировании А) Трудности, обусловленные условиями аудирования. К ним можно отнести: • Внешние шумы; • Помехи; • Плохую акустику; • Качество звукозаписи; • Качество используемой на занятиях техники; • Видимое наличие или отсутствие источника речи. В) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи. • Отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста; • Особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также возможные нарушения артикуляции; • Различные диалекты иностранного языка. Именно уровень языковых сложностей и является предметом рассмотрения последней группы типологических трудностей аудирования. С) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. К таким трудностям можно отнести использование: • Большого количества незнакомой лексики, • Идиоматических выражений, • Разговорных формул, • Специальных терминов, • Аббревиатур, • Эллиптических конструкций, (сокращенные предложения типа “ Nice, isn’t it?”чаще всего встречается в разговорной речи и художественной литературе.) • Прецизионных слов.( Прецизионное слово - однозначное, общеупотребительные слово, не вызывающее, как правило, конкретных ассоциаций. К прецизионным словам относятся имена собственные, названия дней недели и месяцев, числительные.) Знание вышеперечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирования как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно и создать искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения. Механизмы аудирования 1. Речевой слух –это один из важнейших механизмов. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизмупроисходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Очевидно, что такое выделение единиц восприятия речи, их различие, а значит и узнавание их характерных признаков возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха. 2. Память. В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Оба вида памяти важны для процесса понимания речи со слуха. Важно также формирование еще одного вида памяти- оперативной.Этот вид памяти работает эффективно при наличии установки на запоминание. 3. Вероятностное прогнозирование. Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. В методике выделяют структурное и смысловое прогнозирование. 4. Артикулирование. Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирорвания. Тот, кто внутренне проговаривает, закрепляет информацию, лучше поймет и запомнит учебный материал. Система упражнений на развитие навыков аудирования. Основное упражнение это повторение иноязычной речи за диктором: А) в паузу Б) синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования. Упражнения на развитие речевого слуха. • Аудирование со зрительной опорой (печатный текст, иллюстрации к тексту, видеофильмы) • Направленное аудирование (направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации) оно может сопровождаться действием. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения и т.д. Упражнения на тренировку памяти. • Подготовительное аудирование (True/false-упражнения, вопросы после прослушивания) • Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения. • Запомнить все даты , имена. Географические названия и т.д. употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности. • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при воспроизведении по памяти. • Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой-либо одной теме. Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования. • Подобрать как можно больше определений к словам. • Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, наречиями, прилагательными. • По ситуации составить наиболее типичные словосочетания и переводить их. • Упражнение на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст и т.д. • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.п. Вышеперечисленные виды упражнений пазывают, что формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при работе с собственно аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения, устной речи и письма. Источник: http://Е.Н. Соловова " Развитие и контроль коммуникативных умений" | |
Просмотров: 2373 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|