Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык |
КГУСО школа-лицей №7, ВКО, г.Семей Учитель английского языка - Кибатбаева Марина Владимировна РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В связи с новыми тенденциями в развитии и обновлении казахстанского образования в целом, и языкового образования в частности, произошла переориентация цели образования на формирование и развитие компетентности выпускников образовательных учреждений разных уровней. Эти изменения коснулись всех ступеней школьного обучения, в том числе начиная с начальной школы 12-летки. Изучение иностранного языка начинается с первого класса, и является очень важным этапом в приобщении младших школьников к изучению иностранного языка, когда закладываются основы для дальнейшего успешного освоения данного предмета. Компетентностный подход в формулировании цели обучения привел к тому, что целью обучения иностранному языку провозглашается формирование и развитие коммуникативной компетенции на всех этапах, в том числе и в начальной школе. Изменение цели обучения влечет за собой изменение содержания обучения и способов контроля. В связи с этим перед отечественными специалистами ставятся задачи: определить ключевые компетенции, составляющие цель общего образования, определить роль и место образовательных дисциплин в формировании названных ключевых компетенций, определить компетенции, характеризующие уровень владения учащимся того или иного учебного предмета (то есть соотнести цели обучения по предметам с основной целью образования), определить содержания выделенных компетенций, определить подходы и методы к реализации указанного содержания, разработать технологии, позволяющие формировать соответствующие компетенции; разработать формы и методы контроля, критерии оценивания и, если возможно, уровни владения той или иной компетенцией. В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной компетенции учащихся средствами общеобразовательных предметов на всех ступенях школьного обучения, несмотря на его теоретическую и практическую значимость. Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между объективной необходимостью социального формирования и развития учащихся и недостаточным уровнем проработанности способов контроля, нацеленных на определение степени сформированности социальных компетенций обучающихся по ступеням (этапам) обучения и повышение качества процесса обучения и воспитания. Социальное развитие личности связано с формированием собственного социального опыта. Не секрет, что многие выпускники после окончания школы не реализуют свои способности или с трудом адаптируются к социальной среде. Поэтому представляется важным на уроках иностранного языка создавать условия для приобретения учащимися опыта социальной компетенции, связанной с усвоением форм социальной жизни, и системы социальных ценностей чужой культуры через призму собственной и в диалоге с ней. С этой целью в своей деятельности я продумываю формы работы, способствующие формированию социальной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, накапливаю банк заданий, провожу мониторинг достижений учащихся. Так, исходя из своего опыта, среди наиболее эффективных форм работы хочется отметить: -Коммуникативное сотрудничество в диадах учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – класс, ученик – класс. Среди форм данного сотрудничества выделяем: работа над проектом; ролевые игры; составление диалога, полилога; инсценировки: интервью с исторической/ культурной личностью, воображаемый радио-, телерепортаж о каком-либо событии, постановка мини-спектакля, воссоздание сценки в виде «застывшей картинки» и др. В итоге повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт. Каждый учащийся в меру своих возможностей и способностей приобщается к созиданию, раскрывая свою личность. С другой стороны, реализуя содержание иноязычной социальной компетентности через ситуацию общения, мы формируем способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, партнерами по коммуникации, делать самооценку, ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею. - Работа над художественным текстом авторов из англоговорящих стран. Такой вид работы эффективен, ибо он помогает учащимся «прожить» линию поведения героев, восхититься положительными чертами и поступками, осудить отрицательные. Эффективны рассуждения «А как бы я поступил на его/её месте…», «Какой опыт я извлекаю из прочитанного…» и другие. Рассуждения ребят ценны вдвойне, так как опыт работы затрагивает два языка, две культуры. Опора на художественный текст – значительная возможность формирования и развития эмоционального интеллекта ученика, которая помогает ориентироваться в мире нравственных и духовных ценностей, формировать идеалы, установки и социально значимые компетенции, развивает информационную культуру. –Участие в деятельности клуба интересных встреч: это встречи с представителями англоговорящих стран и с бывшими выпускниками, ныне студентами вузов РК и стран СНГ, или теми, кто побывал в странах изучаемого языка. Ребята заранее готовят вопросы, музыкальные и творческие подарки, учатся принимать гостей и создавать условия для того, чтобы всем было комфортно. С гостями из-за рубежа поддерживается переписка, ребята готовят письма-отчеты об успеваемости, интересных делах, событиях лицея. -Трансформация аутентичного материала: • Использование учебников школ США, Великобритании. Сравниваем, как изложен один и тот же материал в казахстанских и зарубежных учебниках. • Работа с прессой Великобритании. Такой вид работы не отнимает много времени, достаточно работать раз в неделю 10-15 минут. • Перевод английских стихотворений с созданием собственного стихотворения на английском языке или русском. В свои творения учащиеся добавляют чувственность и эмоциональные переживания. Работа по данному направлению предполагает межпредметные связи с историей, литературой, географией, биологией, обществознанием. Таким образом, активно используя вышеперечисленные формы работы, отметила, что школьники накапливают и «проживают» социальный опыт. Происходит постепенное формирование коммуникативно-компетентной творчески мыслящей личности. Учащиеся имеют свою собственную позицию, умеют формулировать мнение и суждение, интерпретировать жизненные ситуации, а значит, чувствуют свою социальную значимость. Литература 1. Дроздова Н.П. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Н.П. Дроздова, Е.Г. Ефимова, М.Ф. Колесников; под ред. Ф.И. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. – СПб, СПбГУ, 2002. – 296 с. 2. Заводчиков Д.П. Технологии определения состава ключевых компетенций работников/ Д.П. Заводчиков // Современные проблемы органи¬зационно¬й психологии: материалы всерос. науч.-практ. конференции, в 4-х ч. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-та", 2007. – С. 10-22. 3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального оᬬразования: монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 2000. – 258 с. 4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методол. семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 5. Скалкин В.Л., Варежкина Н.В. К вопросу функциональной единицы лексико – фразеологического минимума // ИЯШ. 1991. №5. 6. Краснова И.Е., Марченко А.Н. Школьный словообразовательный минимум: каким ему быть? // ИЯШ. 1981. №2. 7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1984. | |
Просмотров: 1739 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|