Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Английский язык

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СӨЙЛЕСУ ҚАРЫМ – ҚАТЫНАСЫ РЕТІНДЕ ШЕТ ТІЛІ САБАҚТАРЫНДА РӨЛДІК ОЙЫНДАР ҰЙЫМДАСТЫРУ
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ <br /><br /> Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, практическое владение иностранными языками. А основная задача начальной школы – формирование
коммуникативной компетенции и развитие основных речевых аспектов.
Однако решение такой задачи предполагает не только наличие у школьников практических умений, но и определенных качеств личности: коммуникабельность, активность, потребность в общении, желание познавать мир. Создание условий для погружения обучаемого в профессиональную деятельность творчески-преобразующего и исследовательского характера обеспечивает имитационное моделирование реальной действительности на основе игрового обучения. В частности, разработан и спроектирован новый продуктивный тип исследовательско - эвристических игр. Рассматривая модель исследовательско-эвристической игры как активный метод обучения, направленный на формирование творчества и воображения учащегося, следует отметить, что данная игра адекватно соответствует представлению о новом, знаково-контекстном типе обучения, поскольку в ней находят свое отражение наиболее характерные его черты. Игра может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами - с помощью языка моделирования, имитации и связи, включая естественный язык. Данная модель исследовательско-эвристических игр включает этапы организации и проведения игры, ее содержательную структуру, а также психолого-педагогические особенности.
Педагогический процесс игровой деятельности осуществлялся с учетом основных принципов:
 целостность имитации профессиональной деятельности, ее условий и ситуаций;
 предметность содержания профессиональной деятельности, которая определяет ее специфику, потребности, мотивы, задачи, действия и операции;
 проблемность игрового обучения;
 рефлексия на различные учебно-игровые воздействия;
 направленность игрового обучения на развитие сознания и личности профессиональных кадров, а также формирование у них новых способов профессиональной деятельности
Ролевые игры позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, создают мотивы к обучению, создают ситуации общения и приближают речевую деятельность к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения.
Учебная игра, способствует выполнению важных методических задач:
 созданию психологической готовности детей к речевому общению;
 обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
 тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
При планировании уроков и выборе игры нужно учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень сформированности способов создания межличностных коммуникаций, развитие и наличие жизненного опыта, в некоторых случаях возникает необходимость опоры на родной язык.
Пример: Playing Airplane (Игра в самолет)
Игра используется для тренировки учащихся в произнесении звука [v].
Учитель: – Давайте представим, что мы самолеты и летим в небе. (Дети изображают самолетики)
– Какой звук издает самолет? – [ж].
– А как этот звук будет звучать на английском языке? – Дети говорят [v].
– Полетели! (Учитель рассказывает стихотворение, а дети произносят звук [v])
The plane is travelling up in the sky,
Vvv-vvv-vvv,
Moving so fast, and ever so high,
Vvv-vvv-vvv.
Over the land, and over the sea,
Vvv-vvv-vvv.
But we always come back in time for tea.
Цели: - научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P1: Is the girl sitting at the table? Цели: - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.
P1 : Good morning!
P2 : Good morning!
P1 : Have you a red blouse?
P2 : Yes, I have. Here it is.
P1 : Thank you very much.
P2 : Not at all.
P1 : Наve you a warm scarf?
P2 : Sorry, but I haven`t.
P1 : Good bye.
P2 : Good bye. <br /><br /> Игра включает в себя шесть этапов:
1. Установка на игру. Задание норм процессов, образцов планов и программ.
2. Работа команд. Планирование и программирование.
3. Формулировка основных проблем.
4. Координация планов и согласование кооперации ролей.
5. Реализация планов.
6. Общая оценка. Подведение итогов и заключение.
Рабочие процессы игры предполагают, что деятельность участников осуществляется в трех режимах:
а) самостоятельный творческий поиск;
б) общая дискуссия и анализ ситуации по отчетам команд;
в) самооценка результатов работы в группах.
Необходимо также отметить положительное влияние графической и символо-знаковой информации в период представления разработанного проекта как средства дополнительной наглядности. Учащиеся самостоятельно формулировали вопросы, искали противоречия в обсуждаемой проблеме, уточняли проблему.
В процессе представления результатов ученики четко отражали смысловое содержание профессиональной деятельности, могли предвидеть конечный результат работы, дать разъяснение, снять противоречия, возникающие в процессе защиты, четко формулировать ответы на вопросы и делать индивидуальные дополнения к групповому докладу.
При возникновении проблемных ситуаций игроки своевременно запрашивали необходимую информацию для уточнения смыслового текста, схем, они могли посмотреть на свои решения со стороны другого, что помогало увидеть ошибки, в ситуации «тупика» быстро самоорганизовать поисковомыслительную деятельность, что способствовало творческому решению сформулированной проблемы.
В определенный период игры у участников появлялось мнение о невозможности решить поставленную задачу традиционным способом. Игроки начинали быстро переосмысливать условия и содержание поставленных в игре задач, у них возникала идея нового подхода к разработке содержания профессиональной деятельности, стремление к исследованию, осуществлялся поиск новых средств, методов, способов разрешения проблемных ситуаций.
У участников игры наблюдался положительный эмоциональный настрой на поиск путей решения встречающихся проблем, они предлагали большое количество путей их решения, многие из которых - спонтанные. Игроки осуществляли поиск прямо пропорциональных и обратно пропорциональных связей между предлагаемыми вариантами идей. При их рассмотрении учитывались полидисциплинарные и междисциплинарные связи, что помогало решать проблемы организации профессиональной деятельности с позиции нестандартного подхода.
В ходе игры коллективная деятельность игроков направлена на анализ, обобщение, отбор наиболее ценных оригинальных решений проблемных ситуаций. Они высказывали разные точки зрения, идеи, определяли стратегию своих действий, используя коллективное взаимодействие в решении профессиональной проблемы.
Предлагаемая эвристическая игра рассчитана на 2-3 часа. Результат будет зависеть от того, каков интерес ее участников к проблемам, которые будут обсуждаться в дискуссии-споре.
Цель игры: развитие и оценка умений и способностей вести дискуссию-спор.Проблематика дискуссии-спора: в качестве проблем, выносимых на дискуссию-спор, могут быть взяты любые, но непременно интересные и актуальные для самих участников.
Роли и задачи участников игры: ведущий игры — это, как правило, преподаватель, который рассказывает о замысле, основных этапах игры, задачах ее участников. Он направляет ход игры в нужное русло, стимулирует активность ее членов, следит за корректностью дискуссии-спора, окончательно подводит ее итоги.
Две конкурирующие между собой команды (по 7-10 человек), которые ведут дискуссию-спор по перечисленным выше вопросам.
Эксперты, которые оценивают участников дискуссии-спора: а) логику, аргументацию, б) культуру речи, владение приемами ораторского искусства, в) дают заключительные характеристики типов и психологических особенностей.
Задача экспертов — разработать критерии оценки и дать оценку конкурирующим между собой командам, я также психологические характеристики их членов.
Этапы эвристической игры:
Первый этап является организационным. На этом этапе ведущий формирует конкурирующие между собой команды. Ведущий (преподаватель) рассказывает о целях и правилах эвристической игры. Наряду с созданием двух конкурирующих и ведущих между собой дискуссию-спор команд формируется и команда экспертов.
Второй этап. Это сам процесс эвристической игры. Во время развертывания спора-дискуссии конкурирующие команды могут взять тайм-аут, для того чтобы продумать и найти новую неожиданную стратегию спора-дискуссии, повернуть полемику в нужное русло. На этапе тайм-аута команды с целью выработки новых оригинальных идей могут широко использовать эвристические методы («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, ключевых вопросов, организованных стратегий, случайных ассоциации и др.). Активное использование именно этих методов и характеризует игру как эвристическую, т.е. постоянно ориентирующую ее участников на проявление творческого подхода в обсуждении и решении проблем.
Третий этап — подведение итогов эвристической игры. На этом этапе дастся возможность высказаться каждому из экспертов, которые обосновывают как критерии своих оценок, гак и результаты выступлений участников дискуссии-спора.
Задача экспертов — обосновать, какая из конкурирующих команд победила, а также выявить:
а) самого дипломатичного,
б) самого интеллигентного,
в) самого авторитетного,
г) самого творческого.
Литература
1. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – Обнинск: Титул, 2001.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 1988.
5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А. Маслыко, С.И. Петрова. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1997.
6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991г
Категория: Английский язык | Добавил: kuchuk (2014-01-08) | Автор: Кучук Ольга Юрьевна E
Просмотров: 1203 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru